Маркетинг

Молочные братья

Создание брендов-клонов популярных торговых марок в большинстве случаев не дает желаемого эффекта. Сегодняшнего потребителя уже не так-то просто ввести в заблуждение.

Создание брендов-клонов популярных торговых марок в большинстве случаев не дает желаемого эффекта. Сегодняшнего потребителя уже не так-то просто ввести в заблуждение.

Не так давно «Активиа» — один из локомотивных брендов компании Danone — подвергся неожиданной атаке со стороны конкурента — «Вимм-Билль-Данн». Последний зарегистрировал торговую марку «Эффективиа». Естественно, довольно сильно напоминающую «оригинал». Логично, что этот факт не вызывал особой радости у крупнейшего мирового производителя молочной продукции. На данный момент точка в этой истории не поставлена, поскольку процессы выяснения тонкой грани, отделяющей плагиат от заимствования, скорее всего, будут продолжаться.

Лично мне прямое копирование успешных трендов не кажется чем-то чрезвычайно неприличным. Так будет всегда: лидеры создают тренды, а хитрые и умные последователи пристально следят за их судьбой и подхватывают самые яркие. Одно важно: чаще всего б’ольшая доля рынка все-таки остается за новатором, если тот не прикрывает направление или бренд по собственному желанию. Ведь для того, чтобы догнать, а тем более — перегнать «Активиа», бренду «Эффективиа» потребуется затратить значительно больше материальных ресурсов. А что если еще кто-то из конкурентов поменьше запустит «Красивиа» или «Позитивиа»?..

Красиво «стащить» чужую бренд-идею еще уметь надо. Не так-то это просто. Как правило, чем сильнее бренд, тем больше инвестиций вложено в его юридическую защиту. Поэтому нужно включать креатив на сто процентов, чтобы не выглядеть глупо. «Вимм-Билль-Данн» в этом смысле удачно ступает по тонкому льду: «Эффективиа» против «Активиа» — это воспринимается как некий открытый ответный ход с оттенком легкой иронии. Вроде как активно — еще не значит эффективно. Интересно будет дождаться окончания разбирательства между компаниями.

Стоит заметить, что «брендовое» противостояние двух лидеров молочного рынка — далеко не новый тренд. Ранее по мотивам марки «Актимель» конкурент запустил «Иммунеле». История практически идентичная: успех растущей марки клонируется по всем главным параметрам — от ключевого УТП (уникального товарного предложения) до фонетики и стиля коммуникаций. В принципе, вполне естественный процесс заимствования, во многом напоминающий кинематограф с плавным перетеканием сюжетов из фильма в фильм. В большинстве случаев формально доказать сходство невозможно. Именно на этом и основываются конкурентные стратегии, построенные на копировании успеха первопроходцев.

Когда речь идет о технологических или патентных заимствованиях — это все-таки дело другое. Иной уровень проблемы. Споры между крупнейшими ИТ-компаниями и производителями гаджетов вряд ли когда-либо закончатся. Идеи защищать сложнее, чем конкретные бренды. Хотя чаще всего трудно справиться с ощущением, что напоминают эти истории «триумфальное» шествие по российским рынкам китайских кроссовок Deebok и джинсов Nevis. Или пиво Windows, которое выпускали в конце 1990-х в России, пользуясь тем, что компьютерный бренд не был зарегистрирован в данной товарной категории.

Мне гораздо симпатичнее более изящные решения. Например, после раздела бизнеса между партнерами музыкальных магазинов сети «Титаник» в Петербурге в конце 1990-х стали один за другим открываться магазины «Айсберг». Естественно, одним из бывших партнеров. И по возможности напротив.

Как ни странно, бренды-клоны зачастую не особенно вредят «первоисточникам». Ведь в центре внимания покупателя оказывается некий конфликт — пусть даже на полке, — и выбор чаще сознательно делается в пользу известной марки. Поэтому опасность появления клона, как ни странно, кроется в другом: для владельца «оригинального» бренда будет одинаково плохо, если конкурирующий товар окажется существенно хуже или существенно лучше по качеству. Хуже — может снизиться доверие к обеим маркам по принципу «то ли он украл, то ли у него украли». Лучше — клон сможет действительно переключить на себя часть аудитории.

Можно ли обезопасить свои бренды от угрозы грамотного копирования? Грамотного — значит такого, что юридически ничего не поделаешь. Проще всего, конечно, не создавать таких брендов, которые хочется скопировать. Но это означает «выплеснуть с водой ребенка». Поэтому единственный выход — относиться к появлению возможных последователей как к комплименту в адрес вашего продукта и не бояться вступать с ними в маркетинговую (именно маркетинговую, а не юридическую) схватку.

Но главное — поверьте, у компании, задающей тренд, всегда больше уверенности в себе. А работать «догоняющим брендом» — как-то неловко... Согласны?

Ещё раз: как продвигать свои посты на «Клерке»

Если вы видите это сообщение, значит продвижение работает.

Ещё раз: как продвигать свои посты на «Клерке»
10

Комментарии

1
  • Алексей

    бяка.

    Да - т.н. "жертвы рекламы".

    >> А работать «догоняющим брендом» — как-то неловко... Согласны?

    Для маленьких компаний любая прибыль хороша, хоть благодара "догоняющиму бренду", хоть "обгоняющиму".

    А вот "оригинальный бренд" (его владелец) может потерять некотурую прибыль.

    А когда разница между лидером рынка и его конкурентом составляют считанные проценты, то это не есть хорошо.

С 01 июля новая форма отчета о движении денег по зарубежным счетам

С 01 июля 2024 года изменится форма отчета о движении денег и иных финансовых активов по зарубежным счетам, которые готовят и подают юридические лица и ИП

Курсы повышения
квалификации

22
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

В чем проблема прогрессивной налоговой системы в России?

Сама по себе прогрессивная налоговая система по своей сути не плохая, это нормально, когда люди, которые зарабатывают больше и платят больше налогов. Но есть 2 Но.

💥 Бодрящие скидки на курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки! Ведем запись на первый летний поток

Набираем первый летний поток-2024 на профкурсы. Успейте записаться до 3 июня, чтобы за лето повысить квалификацию и выйти на новый уровень знаний!

Лучшие спикеры, новый каждый день

Календарь вебинаров для бухгалтера в июне 2024. Выбирайте и смотрите!

Будьте в курсе последних изменений в законодательстве! Выбирайте из 9 вебинаров интересные именно вам и записывайтесь. Забирайте в закладки календарь вебинаров для бухгалтера, которые пройдут в июне 2024. Подписчикам «Клерк.Премиум» — бесплатный доступ.

Календарь вебинаров для бухгалтера в июне 2024. Выбирайте и смотрите!
7
Инвестиции

Инвестиции в космические объекты пропишут в законе

Госдума приняла в первом чтении законопроект о государственно-частном партнерстве в сфере космической деятельности.

Трудовое право

Чем грозит неявка сотрудника на медосмотр

Работник обязан проходить обязательные предварительные и периодические медосмотры, другие обязательные медосмотры и обязательные психиатрические освидетельствования, а также внеочередные медосмотры по направлению работодателя.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Налог на прибыль

Все гранты на инновационное развитие освободили от налога

Компании, которые получают гранты на инновационное развитие, смогут не учитывать эти доходы при определении базы по налогу на прибыль.

Предприятия за каждого сотрудника из другого региона получат 300 тысяч рублей

Государство выделит субсидии бизнесу, который работает над крупным проектом и привлекает сотрудников из других регионов. Размер поддержки составит 12 МРОТ.

За что заблокируют ваш счет? Что не нужно делать, чтобы «влететь» на блок

Сейчас в мире бизнеса идет война за темную и светлую сторону.

За что заблокируют ваш счет? Что не нужно делать, чтобы «влететь» на блок

Налоговые перспективы на 2025 год. Прогрессивная шкала НДФЛ

Какими будут налоговые ставки НДФЛ в 2025 году и можно ли этот налог оптимизировать.

🚚 Грузоперевозка в страну ЕАЭС может облагаться разным НДС

При сделках с контрагентами из стран ЕАЭС взимание косвенных налогов при работах, услугах идет в стране, территория которой признается местом реализации. При грузоперевозках место реализации – страна исполнителя.

МСФО

Внедрение азиатских МСФО на российский рынок

В данном докладе мы рассмотрим перспективы внедрения азиатских Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) на российский рынок.

Внедрение азиатских МСФО на российский рынок
1
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Маркетплейсы

Цены на наушники на маркетплейсах оказались завышенными по сговору

ФАС выявила картель продавцов наушников на маркетплейсах. Продавцы общались в чате мессенджера, писали негативные комментарии конкурентам и заказывали наушники «в никуда».

💥 Бодрящие скидки на курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки! Ведем запись на первый летний поток обучения

Набираем первый летний поток-2024 на курсы повышения квалификации и переподготовки с максимальными скидками, чтобы вы не ограничивали траты на отпуск и получили полезные знания. Начало обучения 1 июня, присоединяйтесь!

💥 Бодрящие скидки на курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки! Ведем запись на первый летний поток обучения
2
Инвестиции

Итоги 35 месяцев инвестиций. 3,83 млн рублей

1 июня, значит пора защищать детей и подводить итоги мая! Ежемесячно я пишу отчёт о том, что произошло с моими инвестициями. Напоминаю: я начал копить на квартиру в Сочи в июле 2021. 35 месяцев позади. Погнали!

Итоги 35 месяцев инвестиций. 3,83 млн рублей

Горящие глаза, «ген предпринимательства» и Борис Мальцев 

Студенты из акселератора «БизнесКуб» КубГУ, мечтая о собственных стартапах и предпринимательских прорывах, направились на встречу с успешными бизнесменами.

Горящие глаза, 
«ген предпринимательства» и 
Борис Мальцев 
1
Бесплатно с УСН

Как в 2024 году уменьшать налоги по УСН и ПСН на страховые взносы: таблица для ИП и ООО

При расчете налога на УСН «доходы» для фиксированных взносов факт уплаты не имеет значение, для взносов за работников — важен факт уплаты. На доходно-расходной упрощенке факт уплаты имеет решающее значение. Для подтверждения этого факта может понадобиться заявление о зачете. Смотрите в нашей таблице, когда и как можно учитывать взносы при УСН и ПСН.

Как в 2024 году уменьшать налоги по УСН и ПСН на страховые взносы: таблица для ИП и ООО

О чем говорят бухгалтеры — топ 5 обсуждаемых тем на этой неделе. 👂«Ночной бухгалтер» № 1694

Говорили не только о реформах, обычные рабочие проблемы никуда не делись. Кто-то в Китай не может перевести деньги, у кого-то налог на УСН — выпади глаза, а у кого-то вообще счета заблокировали. Но всегда есть коллеги-спасители, которые и словом утешат, и делом помогут.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Валюта

Стартовал сезон скупки долларов

Интерес к валюте вырос в преддверии сезона отпусков, на спрос также повлияло укрепление рубля.

3

Интересные материалы

Иван Никитенко: «Я точно не готов продавать душу и работать с клиентами-говнюками»

Это второй сезон проекта «ТоТ еще разговор». Хочется говорить с предпринимателями об их бизнесе. Мы пригласили краснодарского предпринимателя Ивана Никитенко.

Иван Никитенко: «Я точно не готов продавать душу и работать с клиентами-говнюками»
3