Шустерман Давид
"Только Вы обязательно скажите, как правильно, и дайте несколько инструментов!"
- всегда предупреждают консультантов редакторы СМИ и всегда просят клиенты.
Всем очень хочется верить, что есть "люди-консультанты", обладающие
"тайными знаниями" о "правильных решениях" и "надежных
инструментах", несмотря на то, что мир постоянно усложняется, и все большее
количество факторов необходимо учитывать, чтобы принимать оптимальные решения.
Мы видим основное противоречие сегодняшней ситуации в том, что в производстве
товаров и услуг с середины прошлого века наблюдается все ускоряющаяся технологическая
революция, а менеджмент запаздывает и не создает адекватных механизмов управления
организациями. Менедж-мент создавался в те времена, когда преобладал физический
труд и человек был функциональной добавкой к машине. В настоящее время преобладает
труд умственный, все больше риски бизнеса связаны с подбором и управлением кадрами.
Цена ошибки в этой сфере управления постоянно возрастает. К сожалению, эта проблема
связана разными мифами.
Первый миф: "великолепные кадры", "чудо-работники",
одним своим появлением меняющие состояние дел в организации. Сначала были маркетологи,
затем - "менеджеры с западным образованием", сейчас - "айтишники",
"экаунты" и др. Разочарования практически всегда неизбежны, потому
что такие "люди-символы", как бы профессиональны в своих областях
не были, скорее повышают риски бизнеса, чем снижают их, и не по злой воле, а
из-за невозможности подменить собой всю систему управления.
Второй миф: "надежные люди". Этот миф особенно свойствен
коммерческим и финансовым организациям. Будто бы существуют люди, надежность
которых - объективная характеристика, вроде веса и роста. Такие люди объективно
надежны, не способны воровать, а, наоборот, призваны действовать только в интересах
фирмы, забывая о личных интересах.
Третий миф: люди, которые видят человека насквозь, умеют "раскрутить"
сотрудника на информацию, а также оценить человека по достоинству. Отсюда любовь
к тестам - они рассматриваются как объективный способ проверки. Но есть вещи,
которые нельзя посчитать. Доверие не считается в цифрах, его можно только осознать.
И сколько бы не использовали различные тесты и аттестации, 90% информации о
сотруднике руководитель получает при личном общении с ним; все идет на уровне
чувств: свой или нет, есть доверие к нему или нет.
Существует восточная притча: объявлен конкурс на замещение вакантной должности
жены в гареме хана. Как и положено, проводится городской конкурс, потом областной,
потом республиканский. Тестирование, оценка интеллекта, 90-60-90? Наконец, на
заключительном конкурсе ханские мудрецы устали: все умницы, все красавицы, как
же выбрать? Тут самый мудрый из них говорит: "В конце концов, не себе жену
выбираем. Пусть хан придет, посмотрит!". Хан пришел, спрашивает одну из
девушек: "Сколько будет дважды два?" - "Четыре, мой господин!".
Спрашивает у другой. "Не знаю, мой господин!". Спрашивает у последней.
"А сколько Вы хотели, мой господин?". Как вы думаете, какую из девушек
выбрал хан? Ту, у которой бедра шире.
Анекдот анекдотом, только в большинстве наших организаций руководитель подбирает
кадры "по образу и подобию ?себя". Среди российских компаний одни
образованы вокруг КСП, другие - вокруг секции дзюдо, большая часть топ- и мидл-менеджеров
третьих - однокурсники или даже одноклассники, эти люди говорят на одном языке,
у них одинаковые базовые ценности. Вспомните, как были похожи друг на друга
комсомольские лидеры прошлых лет - они как будто подбирались по некоему шаблону.
Но есть в этом и большая опасность. Все "свои", все понятные. Но почему-то
все не так хорошо, как должно быть, когда мы все едины? Почему?
Что нужно знать о "другом"?
Для того чтобы успешно управлять своим подчиненным, каждый руководитель должен
в первую очередь понять, что подчиненный - это "другой". В российской
культуре отсутствует понимание, что другой человек имеет право быть иным. "Другой"
вызывает неприятие и агрессию. Поэтому многие руководители взаимодействуют с
подчиненными, как в старой песне Эдиты Пьехи: "Если я тебя придумала, стань
таким, как я хочу". А в организации все не могут быть одинаковыми, "другой"
- это управленческая необходимость. Если все сотрудники - люди творческие, то
кто будет заниматься рутиной? Кто будет создавать отношения в команде? Если
все сотрудники - одинаковые, то нет ресурса для развития. Для того чтобы команда
была успешной, надо подбирать своих сотрудников не "под себя", а в
соответствии с задачей. Каждому управленцу хорошо бы помнить, что даже в старообрядческих
строительных бригадах всегда был человек, который общался с "чужаками"
- договаривался о подрядах и мог временно нарушать старообрядческие правила:
находиться среди курящих и пьющих алкоголь людей. Такая необходимость сосуществования
в организации "других" - важный ресурс развития.
Что же должен учитывать руководитель, осознающий, что работающий у него сотрудник
- "другой"?
В XX в. сложился устойчивый миф о том, что хороший менеджер или бизнесмен -
ходячий компьютер, существо бесполое, бесчувственное, по крайней мере на работе.
Желательно, чтобы и сотрудники были такие же. На практике бывает все наоборот:
часто хороший бизнесмен или менеджер чувствует рынок, интуитивно выбирает правильные
решения. Их анализ и расчет оптимальных решений занимает много времени, а рынок
требует быстрой реакции. Утверждение о том, что все должно быть "разумно",
приводит к тому, что решения принимаются по "чувству", а потом под
такое решение подводится рациональная база: "разум достаточен, чтобы оправдать
любую глупость, но только - после того". Представление о вторичности субъективных
переживаний в системе, состоящей из субъектов, т. е. в организации, - заблуждение.
Чувства не просто сигнализируют о том, удовлетворяются или не удовлетворяются
потребности, значимые для человека, но часто рисуют четкую картину, насколько
этот конкретный человек получает в жизни то, чего действительно хочет. Игнорировать
чувства людей в организациях всегда опасно, так же как пренебрегать любыми реальными
фактами, любой информацией. Поэтому для любого управленца как собственные эмоции,
так и чувства подчиненных должны быть объектом внимания. Задача состоит в том,
чтобы помочь себе и другим превратить чувства из недостатка, делающего человека
более слабым и менее эффективным по сравнению с машиной в ресурс, помогающий
ему превосходить робота. В зависимости от выбранной стратегии управления менеджер
будет по-разному относиться к своим сотрудникам: в одном случае внимание к чувствам
подчиненных необходимо, так как это дает в руки очень действенный инструмент
манипулирования, в другом - чувства становятся одной из форм обратной связи,
индикатором состояния организации. Возможность регулярного открытого обмена
чувствами в организации необходима руководителю для своевременной корректировки
своих действий.
Один из наших клиентов однажды заявил: "Я создал фирму, проработал в ней
4 года и только через 4 года понял, что люди, которые со мной работают, хотят
чего-то другого!". "Другой" - любой сотрудник - действительно
пришел в организацию не за тем, за чем хотелось бы его руководителю. Организация
- это объединение людей, имеющих общую цель (цели), которая не может быть достигнута
ни одним из них без помощи других. Вместе с тем любой человек добивается и своих
личных целей: обеспечить себе необходимый доход, карьерный рост, участвовать
в решении задач, полностью раскрывающих его собственный потенциал.
Долгие годы людям внушалось, что иметь личные интересы, отличные от общественных,
нехорошо. Ими было принято жертвовать ради общих целей. Но свойство человеческого
сообщества в том и состоит, что все люди уникальны, у них разные мотивы и цели,
а значит, при любой форме объединения личные интересы будут являться объективными
фактами в любой организации. А вот неосознанность этих интересов и неспособность
их сформулировать ведет к нестабильности в поведении, проблемам в деловом взаимодействии.
У каждого человека много личных целей и интересов. И интересы каждого сотрудника
компании не могут быть описаны системой мотивации, даже самой идеальной. Более
того, в каждый момент каждым сотрудником выстраивается некая иерархия личных
интересов.
Что же делать с этими интересами? Так как личные цели некоторых людей могут
совпадать, то могут возникать группировки сотрудников. Но цели могут быть и
противоречащими, тогда интересы сталкиваются, возникает конфликт интересов.
Даже при наличии одинаковых целей интересы людей могут быть противоречивы, если
позиции, которые они занимают в организации, не позволяют им одновременно достигать
своих целей.
Например, сотрудники могут стремиться максимально зарабатывать, у них одинаковый
интерес получить высокооплачиваемую работу, но количество такой работы ограничено.
Чтобы ее получить, необходимо либо установить особые отношения с начальником,
либо победить в соревновании, либо избавиться от конкурентов. Пока такой конфликт
носит характер соревнования, он может способствовать повышению качества работы
сотрудников, но как только он переходит в плоскость стремления уничтожить конкурента,
он становится деструктивным.
Одним из распространенных приемов управления подчиненными является искусственное
создание ситуации, при которой может возникнуть конфликт интересов сотрудников.
Опасность этого инструмента в том, что равновесие сил может сохраняться лишь
ограниченное время, поэтому надо постоянно контролировать и корректировать его.
Это может привести к тому, что работа руководителя сведется именно к созданию
и поддержанию баланса сил, у него просто не хватит ресурсов для принятия решений
в других областях, а решения, которые склонны предлагать соревнующиеся стороны,
в такой ситуации, как правило, бывают рискованными. Проблема еще в том, что
личные цели сотрудников не всегда совпадают с целями организации.
Но есть и другие инструменты. С такой же легкостью, с какой возникает конфликт
интересов, можно найти и то, что объединило бы людей. Если конфликт интересов
легко возникает при распределении заказов, денег, власти, то общий интерес,
как правило, находится в сфере производства или получения доходов. Можно конкурировать
по поводу распределения выгодных заказов, а можно совместно придумать способ
увеличения их количества и договориться о правилах их распределения.
Итак, если учитывать интересы своих подчиненных, то управление ими в организации
можно строить по принципу "выиграл - проиграл", а можно - "выиграл
- выиграл". Главное здесь - определить эти интересы и уделить им внимание.
Важно также заметить, что, поскольку со временем цели людей меняются, единственный
способ сохранения мотивированного сотрудника - назначение срока, в котором цели
пересматриваются. И обговорить окончание контракта. Специалист должен точно
знать, может ли он реализовать свои цели в данной организации, а его руководитель
должен знать его цели, чтобы не рисковать потерей этого сотрудника. Управление,
основанное на внимании к чувствам, учете и согласовании интересов, позволяет
организации быть более открытой и менее конфликтной. А вот сокрытие интересов
приводит к "игре в темную".
Современный подход к управлению подчиненными должен заключаться в том,
чтобы позволить двум людям - руководителю и подчиненному - делать осознанные
выборы.
Чтобы определить, по какому принципу нужно строить отношения со своими подчиненными, руководитель в первую очередь должен осознать свои личные цели и интересы, ответить на вопрос: "Зачем мне эта организация, чего я хочу от нее", а потом - помочь осознать цели своим сотрудникам и выбрать способ управления ими, чтобы более эффективно реализовывать и свои цели, и их, и цели организации в целом. К великому сожалению, неосознанные стереотипы, правила и установки очень трудно поменять, это невозможно без помощи "чужого": человек не может быть нейтральным по отношению к себе. Для того чтобы увидеть себя, человеку нужно зеркало или ... другой человек.
Начать дискуссию