Дистанционное обучение (ДО или e-Learning) становится сейчас модным трендом, на него все чаще обращают внимание, и, как все новое, оно вызывает много вопросов, ответы на которые не всегда очевидны. Один из первых вопросов, задаваемых руководителями компаний, вузов, учебных центров, звучит так: «А зачем оно мне нужно?» или «А какую пользу и выгоду я от этого получу?»
Перед тем как описывать элементы и составляющие дистанционного обучения, я обрисую несколько типичных ситуаций, после анализа которых было принято решение о внедрении ДО.
История первая. Компания – крупный фармдистрибьютор федерального уровня. Ассортимент препаратов – огромный, медицинские представители работают по всей России. Естественно, выучить свойства и характеристики всех лекарств практически невозможно. Ситуацию усугубляет то, что постоянно появляются новые препараты, а старые снимаются с производства. При этом медицинским представителям крайне желательно знать не только свойства каждого лекарства, но и показания, аналоги. Их цель – продать как можно больший объем за максимальную сумму, а фармацевты в аптеках, их приобретающих, хотят знать, чем новинка лучше имеющихся у них лекарств. Разумеется, обучение медицинских представителей является существенной статьей расходов (изготовление брошюр, затраты на командировки тренеров, включая транспорт и гостиницы, бесконечные расходы на связь и др.). Руководство компании внедрило систему дистанционного обучения (СДО) без долгих раздумий, поскольку выгоды этого решения были очевидны и с точки зрения экономии бюджета (система дистанционного обучения окупилась через месяц после внедрения, поскольку отпала необходимость собирать очную всероссийскую ежеквартальную обучающую конференцию, соответственно, исчезли затраты на командировки, аренду залов и др.), и с нематериальной точки зрения (поскольку описания всех препаратов внесены в систему и в нее же встроены тесты на их знание, то СДО является одновременно и универсальной шпаргалкой, куда всегда можно заглянуть, если что-то забыл). Кроме того, СДО – еще и мягкий мотиватор к изучению: хоть и дистанционно, но сдавать тесты все равно надо.
Итог: первая категория компаний, которой «прописан» e-Learning – это территориально распределенные компании с широким, часто обновляющимся ассортиментом продукции. Это не только медицина. Очень востребованы дистанционные технологии при продажах и обучении работе со сложной техникой (корабли, самолеты, автомобили, двигатели, подводные лодки, ракеты и др.). Кроме того, они очень популярны в банках, страховых компаниях и везде, где большое количество удаленного от головного офиса персонала должно много знать, уметь и иметь определенные навыки (например, варианты заполнения кредитного договора в зависимости от «входных параметров» клиента в отдаленном отделении банка при получении кредита).
История вторая. Совсем из другой оперы. Государственное учреждение – региональный центр повышения квалификации медицинских работников. Ранее использовалось только очное обучение: медики приезжали на занятия, слушали лекции, сдавали экзамены, и всех все устраивало до тех пор, пока не наступил кризис, вызвавший существенное сокращение расходов. Часов, выделенных на очное обучение, стало гораздо меньше, а врачам, повышающим квалификацию, теперь выдавали CD для самостоятельного изучения. Первыми забеспокоились методисты: у них возникли опасения, и далеко не беспочвенные, что с этими дисками слушатели не работают. Выйти из данной ситуации также помогла система дистанционного обучения, включающая тестирование по результатам самостоятельного освоения обучающих программ.
Итог: вторая категория «клиентов» e-Learning − обучающие организации, где очень важны результаты образовательного процесса и крайне необходим контроль. В эту категорию входят отраслевые центры повышения квалификации, вузы и другие учебные заведения, где есть категория слушателей, считающих, что учиться необязательно, и где администрация, дорожащая своей репутацией, не готова оставлять результаты обучения на совести самих слушателей.
История третья. Положительная. Две предыдущие истории были скорее негативными, иллюстрирующими победу заинтересованной администрации над нерадивыми учащимися. Здесь все наоборот. История раньше была совсем нетипичной, но после того как первые лица государства начали активно пропагандировать внедрение информационных технологий и выделили на это финансы, подобные ситуации стали встречаться все чаще. Государственное образовательное учреждение выиграло федеральную субсидию с формулировкой: «Повышение качества образовательного процесса в рамках модернизации муниципальных систем… образования за счет использования технологий дистанционного обучения и инструментов дистанционного электронного тестирования». Это реальный пример того, как передовое учебное заведение выиграло федеральную субсидию, внедрило СДО и стало регулярно проводить вебинары, обучая региональных специалистов, которые с удовольствием в них участвуют. Цель проекта заключалась именно в том, чтобы регионы могли осваивать передовой опыт. В планах на 2012 год стоит разработка электронных УМК (учебно-методических комплексов).
Итог: государственные субсидии получить реально, и «государевы люди» могут быть благодарными и заинтересованными потребителями дистанционных технологий, особенно в регионах. Основные выгодополучатели данных проектов − государственные образовательные учреждения, долго находившиеся на голодном пайке и неспособные самостоятельно приобрести качественное ПО. В данную категорию попадают школы, частично вузы, в первую очередь отраслевые, и небольшие специализированные учебные центры. Особым успехом у них пользуется ПО для проведения вебинаров, поскольку это самый простой и понятный способ начать использовать технологии дистанционного обучения.
Подводя общие итоги всех трех историй, можно сделать следующие выводы: технологии дистанционного обучения окажутся наиболее эффективными для тех организаций, где:
1) имеются процессы массового обучения, много курсов, учеников, учителей;
2) обучение всегда оплачивается − либо государством/фирмой, либо самими учащимися;
3) оплата обучения достаточна для «безубыточности процесса»;
4) есть технические ресурсы для функционирования ДО, в том числе интра/Интернет с определенной мощностью;
5) существуют возможности для поддержания инфраструктуры ДО, кадры, деньги;
6) имеются возможности адаптивной настройки на новую технологию обучения;
7) есть поставщики контента (авторы, преподаватели);
8) действуют модификаторы контента (дизайнеры, администраторы, менеджеры);
9) имеются проводники контента (учителя, тьюторы);
10) есть потребители контента (слушатели, студенты, ученики, группы, классы).
Начать дискуссию