Автоматизация учета

Интернет-конференция «Как снизить затраты на ИТ-оборудование, ПО и ИТ-персонал с использованием облачных мощностей»

19 апреля на форуме Клерк.Ру состоялась интернет-конференция «Как снизить затраты на ИТ-оборудование, ПО и ИТ-персонал с использованием облачных мощностей». На вопросы читателей в режиме онлайн ответил Александр Дембовский, колумнист Клерк.Ру, руководитель направления маркетинга и продуктов компании «Cloud One».
Интернет-конференция «Как снизить затраты на ИТ-оборудование, ПО и ИТ-персонал с использованием облачных мощностей»
Александр Дембовский, руководитель направления маркетинга и продуктов компании Cloud One

19 апреля на форуме Клерк.Ру состоялась интернет-конференция «Как снизить затраты на ИТ-оборудование, ПО и ИТ-персонал с использованием облачных мощностей». На вопросы читателей в режиме онлайн ответил Александр Дембовский, колумнист Клерк.Ру, руководитель направления маркетинга и продуктов компании «Cloud One».

Пользователь DumpИнтересует вопрос: какую ответственность вы забиваете в договорах за утерю (по какой-то причине стерлась) или хищение (взломали, унесли, выложили в свободный доступ) информации?

Конкретизирую: не интересуют применяемые вами технические и программные средства и способы защиты и резервного копирования. Не интересует мнение о том, сколько компаний имеют действительно секретные данные. Конкретные пункты из договора о вашей ответственности. Спасибо

Александр Дембовский: В нашей компании используется соглашение об уровне обслуживания (SLA), в котором оговоренная ответственность провайдера составляет 25% от суммы платежа клиента. Это базовый соглашение, и оно предоставляетс всем нашим клиентам бесплатно.

Если компания опасается за свои данные, можно обговорить отдельный SLA с более высокий уровнем компенсации, но он будет оплачиваться дополнительно. Если необходимо, можно многократно резервировать данные на различные площадки и носители, это незначительно увеличит стоимость контракта.

Пользователь Демидова ТатьянаНе могли бы вы доступно пояснить мне (думаю, моим коллегам-руководителям это тоже будет интересно) сложные истины простым языком? У меня много вопросов:

1. Чем облачное хранение данных отличается от удаленного сервера в дата-центре?

2. Какое бизнес-ПО использует облачное хранение данных, интересует по названиям продуктов или минимум брэнды.

3. Чем всё это отличается от сервисов Гугла :)

Александр Дембовский: Добрый день. Постараюсь ответить кратко, но, вместе с тем, легко для понимания.

1. Эти два понятия довольно схожи. «Облако» - это программно-аппаратный комплекс, размещенный в дата-центре. По совокупной мощности и объему вычислительных ресурсов оно сравнимо с десятками и сотнями отдельных серверов, в зависимости от провайдера. При этом весь объем мощностей в облаке легко разделяется на «кирпичики» произвольной конфигурации, в зависимости от серьезности выполняемых задач. Такая гибкость недоступна для обычных серверов, чьих ресурсов в большинстве случаев либо недостаточно, либо наоборот слишком много, что приводит к нестабильной работе или переплате.

2. Если говорить о «классическом» ПО, то с облаком интегрированы основные продукты SAP, Microsoft и даже отчасти 1С. Однако гораздо большее количество инструментов предоставляется по модели SaaS, работая из «облака», например Мегаплан, Мой Склад, QCRM и многие другие.

3. Здесь нужно уточнить, что именно «всё»? Компания Google является провайдером облачных сервисов (почта, календари, хранение файлов и т.д.), но не занимается предоставлением мощностей в аренду. К примеру, чуть менее известная компания Amazon предоставляет мощности, но не предоставляет сервисы. Основной профиль работы нашей компании – предоставление облачных мощностей для организации на них ИТ-инфраструктуры, однако мы также предоставляем облачные сервисы, самый популярный из них – бизнес-почта. А, например, компания-производитель ПО с нашей помощью может пойти еще дальше – разместить свой веб-сервис (например, инструмент для планирования ремонта в квартире и строительства с визуализацией и автоматическим составлением сметы) на наших мощностях и предоставлять его своим клиентам.

Пользователь BorisGТак в чем же состоит экономия? Или для какой целевой аудитории она появляется?

Посмотрел цены на стартап. Для малых предприятий (для которых, как я понимаю, предназначены эти услуги) цены на услуги явно не гуманны и не конкурентоспособны.

280 тыс. за машину за 2 года, плюс 140 тыс. за лицензии MS, не считая, как я понимаю, офиса. Плюс лицензии 1С, офис, почта, усуги провайдера.

Почему в расчете затраты на два года - это банально минимальный срок амортизации основных средств этой группы. При этом надо понимать, что в реальном бизнесе машины работают обычно больше двух лет, что еще больше снижает привлекательность Вашего проекта. Может мы не о той целевой аудитории говорим?

Александр Дембовский: Позвольте, я отвечу сначала на второй, а потом на первый вопрос. Экономия появляется для компаний любого размера, за исключением, возможно, мобильных групп фрилансеров и крупных корпораций, способных самостоятельно выстроить свое собственно «облако» (в чем, мы, впрочем, можем им помочь).

Касательно того, в чем состоит экономия. Ключевой момент состоит в том, что компании нет необходимости единовременно тратить большую сумму денег, закупать и настраивать оборудование и решать вопросы с его размещением (тут вылезают еще дополнительные затраты на офис и персонал). Удобнее всего это для вновь создаваемых компаний, однако и те, что уже давно и эффективно работают, найдут для себя немало выгоды. Например, если нужно открыть еще один офис, оперативно увеличить имеющееся количество ресурсов при расширении штата, или радикально снизить затраты при необходимости обновить устаревшее оборудование.

Часто бывает так, что компания работает, приносит прибыль, но выделить «здесь и сейчас» 200-300 тысяч рублей сложно, даже если это и не такая большая сумма. Мы помогаем компаниям оперативно решить свои проблемы с ИТ-инфраструктурой без закупок оборудования, решения вопросов с его размещением, найма дополнительного персонала и иных проблем.

Соглашусь с вами, что, видимо, мы привели не самый удачный пример в данном случае. Поясню, что при расчете предполагалась виртуальная машина под собственный Sharepoint сервер, в конфигурации 2 vCPU (2x2,66), 8 Gb RAM, 100 Gb HDD, подразумевающая работу SQL-сервера и Sharepoint-сервера. Лицензии также включают в себя Windows Server, Sharepoint Server, SQL на 10 пользователей. Такая машина может потребоваться «тяжелому» IT-стартапу с большими требованиями к возможностям совместной работы. Если пересчитать это в реальные, физические мощности (серверы) и покупку лицензий, выгода будет очевидна. В данном случае было бы более уместно предложить Sharepont Foundation, работы с которым без ограничения по пользователям стоит от 900 рублей в месяц, но позволяет практически все необходимые функции. Благодарим Вас за то, что обратили наше внимание на этот момент. Мы внесем изменения на сайт в ближайшее время.

Пользователь BorisGЦитата с Вашего сайта: " Дистрибутивы продуктов Microsoft предоставляются на условиях аренды.Что такое аренда ПО, я знаю. Что такое с точки зрения права аренда дистрибутивов, тем более в вопросе, касающемся самостоятельной установки клиентом операционной системы на виртуальную машину?

Александр Дембовский: К сожалению, в раздел FAQ вкралась неверная формулировка, текст будет исправлен в ближайшее время. Имеется в виду тот факт, что мы предоставляем услугу доступа к программному обеспечению Microsoft, например, Windows Server, установленного на виртуальную машину в облаке.

Пользователь MikaaСлышал, что в России используют облачные технологии не меньше, чем в других странах мира. Чем полезны и почему так популярны облачные технологии?

Александр Дембовский: И в России, и во всем мире облачные технологии сейчас переживают бурный рост. Сама по себе технология не является чем-то радикально новым, скорее это новый способ работы с оборудованием. Доступная мощность каждого высокопроизводительного сервера в облаке разделяется на несколько виртуальных машин, каждая из которых может иметь свою собственную операционную систему и быть абсолютно независимой от остальных. При таком подходе каждый сервер все время работает на 100% своей мощности, обеспечивая прозрачное и независимое управление ресурсами для каждой машины. При этом они изолированы и не «борются» за ресурсы, как это происходит на обычном виртуальном хостинге.

Еще один аспект - возможность гибкого регулирования объема ресурсов, недоступная пользователям выделенных серверов. У части провайдеров регулировка нагрузки в обе стороны производится автоматически, процесс этот непрозрачный и часто сопряжен с ошибками, у части (в том числе и у нас) - по запросу, в течение считанных минут. Это чуть менее удобно, но гораздо более надежно.

Ну и, наконец, способ хранения данных. У обычных серверов данные хранятся на дисках, в этот же сервер установленных. И, если что-то пойдет не так, может возникнуть угроза их потери или утечки. В "облаке" данные "размазаны" по многодисковым, дублированным системам хранения данных. Это позволяет серьезно повысить надежность их хранения.

Незарегистрированный пользовательВопрос по сотрудничеству с Вашей компанией со стороны пользователя 1С: Возможно, для фирм, занимающихся бухобслуживанием большого числа клиентов, выгода от использования облачных технологий просматривается. Есть ли такая выгода для обычной строительной компании, относящейся к среднему бизнесу?

Александр Дембовский: Выгода есть безусловно. Если в двух словах: можно вынести бухгалтерские базы в «облако» и тем самым обезопасить их от кражи или несанкционированного доступа. При этом бухгалтеры компании (и любые другие авторизованные сотрудники) смогут работать с ними практически из любой точки, где есть доступ в интернет, а не только из офиса). Кроме того, с помощью "облака" можно реализовать единую почтовую службу, систему обмена файлами, постановки и контроля выполнения заданий и решить множество других задач, встающих перед бизнесом.

Незарегистрированный пользовательКакие технические требования предъявляются к компьютерам предприятия, которое планирует воспользоваться виртуальным сервером?

Александр Дембовский: Никаких особенных требований не предъявляется, достаточно чтобы с помощью компьютера было комфортно работать с интернет-браузером (программой для просмотра интернет-сайтов, например Internet Explorer, Firefox, Chrome, Opera).

Пользователь MikaaКак гарантировать конфиденциальность при работе с облачными технологиями? Что должна делать каждая из сторон?

Александр Дембовский: Подавляющее большинство случаев утечки данных связано с человеческим фактором. Все наши средства защиты доступа, многоуровневой авторизации и прочие ухищрения будут бесполезны, если кто-то подкупит или как-то иным образом склонит к противозаконным действиям сотрудника клиента, имеющего доступ к данным.

Сотрудники провайдера, как правило, не имеют доступа к конкретному содержимому виртуальной машины заказчика, только если не осуществляют дополнительные административные функции.

Таким образом, главное средство обеспечения конфиденциальности со стороны пользователя услуг облачных провайдеров - максимально ограничение круга лиц, имеющих доступ к ценным данным и многоуровневая авторизация доступа (двойные пароли, их регулярная смена, код подтверждения на телефон и так далее).

Пользователь АЛКПо информации на Вашем сайте, стоимость минимального пакета услуг составляет 2500 руб. в месяц. Что он включает в себя?

Александр Дембовский: Прежде всего, эта цена включает в себя один месяц аренды виртуальной машины с параметрами 1 ГГц процессорной мощности, 1 Гбайт оперативной памяти, 40 Гбайт данных в системе хранения. С помощью этой виртуальной машины можно решить массу задач - если в компании есть системный администратор, то он сможет настроить на ней все те же сервисы, что сделал бы на "железном" сервере в офисе: здесь можно разместить сайт компании, интернет-магазин, почтовый сервер, площадку обмена файлами и так далее. Если администратора нет, эту работу могут проделать наши сотрудники за небольшую дополнительную плату.

Также за эту цену можно приобрести у нас 10 ящиков корпоративной электронной почты бизнес-класса или "поднять" корпоративный портал с неограниченным количеством пользователей и большим количеством места для хранения данных.

Незарегистрированный пользовательв какой сфере деятельности более всего уместно применение облачных технологий, и кому следовало бы воздержаться от подобного сервиса, отдав предпочтение штатным сотрудникам?

Александр Дембовский: Более всего применение облачных технологий уместно там, где территориально распределенные коллективы решают задачи, требующие постоянной доступности ИТ-сервисов - корпоративной почты, баз данных, бизнес-ПО, бухгалтерского ПО и так далее из любого места в пространстве, где есть доступ в интернет. Это могут быть консалтинговые, аудиторские компании, архитектурные бюро, компании из области рекламы и маркетинга, компании розничной и оптовой торговли, таможенные брокеры, и так далее, и так далее. Второй большой пласт - это ИТ-компании, предоставляющие услуги через интернет, например, поставщики ПО по модели SaaS, разработчики ПО, дизайн- и веб-студии.

Штатные сотрудники так или иначе полезны всегда, важно, чтобы их количество можно было легко и просто оптимизировать без ущерба для дела. Облака, скорее, относятся не к сотрудникам, а к оборудованию, но чаще всего - и к тому и к другому. Например, компания приглашает "приходящего" системного администратора для настройки ИТ-инфраструктуры вместо штатного сотрудника, а вместо закупки серверов и установки их в офисе - арендует мощности в "облаке".

Незарегистрированный пользовательрисковано ли доверять "облаку" конфеденциальные сведения? в какой мере сетевые сервисы несут ответственность за сохранность сведений своих клиентов?

Александр Дембовский: Провайдер несет ответственность за сохранность данных и доступность услуг согласно SLA, соглашению об уровне обслуживания. Базовое соглашение предполагает ограниченную ответственность провайдера, в частности, компенсацию за возможный простой.

Если клиенту требуются более серьезные гарантии, компании подписывают более подробное Соглашение SLA. При этом стоимость услуг изменяется в более высокую сторону, это своего рода страховка.

Пользователь litahmaksimovaЧто является узким местом в ИТ на основе облачных технологий? Часты ли сбои?

Александр Дембовский: Узким местом в России, да и во всем мире, является скорость доступа к интернету в офисе. Однако ситуация меняется в лучшую сторону семимильными шагами, и распространение облачных технологий только помогает в этом.

Основа подавляющего большинства сбоев в ИТ - человеческий фактор. Как правило, однажды хорошо настроенная система отлично работает без вмешательства долгие годы. Физические сбои в "облаках" крайне редки и, как правило, носят характер техногенных катастроф. Опасность отказа питания, поломки оборудования, несанкционированного доступа, кражи, потопа, пожара, недружественного визита посторонних в офисе гораздо, в разы, если не на порядки, выше.

Незарегистрированный пользовательКакие тенденции в развитии офисного ПО на основе облачных технологий за рубежом? Большой ли у них отрыв?

Александр Дембовский: Основных тенденций, на мой взгляд, две.

Первая - это, конечно же, рост пользовательской базы, облачные сервисы приобретают все большее количество клиентов, хотя до традиционного ПО, где каналы распространения отстраивались десятилетиями, им еще довольно далеко. Отрыв от России, на мой взгляд, не так велик, как можно было бы подумать, все-таки у нас интернет развивается отличными темпами. Кроме того, электронная почта или хранение файлов, например, на Яндексе - это тоже "облачный" сервис.

Вторая тенденция - растущая диверсификация, разнообразие сервисов. На западе уже есть сервисы составления бизнес-планов, составления и подачи налоговых деклараций, ведение медицинских рецептов, историй болезней, страховок, и многие другие. Частично они уже появляются у нас и в ближайшем времени их будет гораздо больше.

Незарегистрированный пользовательПри покупке ПЭВМ для офиса - для бухгалтеских нужд - на какие характеристики следует обратить внимание? На чем здесь можно сэкономить?

Александр Дембовский: Боюсь, этот вопрос не относится к теме конференции, однако я все же дам личную рекомендацию. Нужно приобрести среднестатистический компьютер из середины списка готовых конфигураций. Сэкономить в этом случае можно на видеокарте - достаточно будет и встроенной. Нельзя экономить на дисплее - у бухгалтера он должен быть средней или высокой диагонали (от 19 дюймов, а лучше 22-24) и на качественной матрице.

Незарегистрированный пользовательКак подойти к покупке антивирусника в офис, что "дешево и сердито"? А то столкнулись с проблемой - то что видит и отлавливает один антивирусник - не видит другой и наоборот. Покупать два - тоже денег жалко.

Александр Дембовский: Вопрос не относится к теме конференции. От себя лично могу порекомендовать поставить на машины Microsoft Security Essentials, он достаточно надежный и бесплатный. Это, конечно же, при условии того, что ОС на компьютерах - лицензионный Windows Vista и выше.

Пользователь Kats2Если при работе на облаке компания сталкивается с проблемами – для их устранения требуется штатный ИТ-специалист? Или потребность в таких сотрудниках полностью отпадает при работе с Вашей компанией?

Александр Дембовский: Часть проблем, конечно же, смогут бесплатно решить наши администраторы и специалисты технической поддержки. При более серьезных задачах могут потребоваться услуги "приходящего" системного администратора. Если компания среднего или крупного размера, то иметь в штате одного или двух специалистов (не более), будет полезным, в том числе и с точки зрения рутинного обслуживания рабочих мест сотрудников (не виртуализированных). Если компания небольшая, "приходящего" системного администратора будет более чем достаточно.

Кроме того, конечно же, мы можем полностью взять администрирование "обалчной" ИТ-инфраструктуры компании на себя. Стоимость администрирования будет зависеть от объема работ.

Незарегистрированный пользовательУ нас в офисе 15 компьютеров - в основном интернет, офисный софт и 1с. Но сбои бывают - то принтер вылетит, то 1 с заглючит и то одно - то другое Нужно ли нам держать штатного программера или лучше нанать приходящего? Как Вы пособетуете организовать техническое сопровождение компьютерной техники?

Александр Дембовский: На мой взгляд, для компании такого размера выгоднее не держать в штате системного администратора, а пользоваться услугами "приходящего". Перед выбором компании или частного лица, предоставляющего такие услуги рекомендую провести небольшое исследование, поспрашивать рекомендации - в этом секторе часто встречается необоснованное завышение цен на услуги.

Незарегистрированный пользовательчто конкретно может предложить сетевой сервис своим пользователям на сегодняшний день? в чем его удобства и главные недостатки?

Александр Дембовский: Вопрос довольно расплывчатый, могу лишь адресовать Вас к выпускам моей колонки, они все здесь: https://www.klerk.ru/columnists/dembovsky/

Незарегистрированный пользовательза что необходимо платить пользователям и как формируется стоимость услуги? платить за обновления, консультации и сопровождение, например, нужно?

Александр Дембовский: Не совсем ясно, какую именно услугу вы имеете в виду. Если имеется в виду аренда мощностей в облаке под нагруженный веб-сайт или внешнюю ИТ-инфраструктуру, то в ежемесячную плату входит стоимость мощностей, лицензии VMware и 10-мегабитного канала доступа в интернет. Платить дополнительно за какие-либо обновления, техническую поддержку, базовые консультации и сопровождение не потребуется.

Если это аренда бизнес-почты, то в стоимость входят 10 (или более, по скидочной программе) ящиков корпоративной почты бизнес-класса с объемом хранения в 4 Гбайт на каждый ящик. Дополнительной платы за них также не требуется. Она может взиматься только если вам понадобится дополнительное место хранения, свыше 4 Гбайт на каждый ящик.

Если это другие услуги - назовите их, и я с удовольствием конкретизирую. Могу заверить вас, что в 100% случаев мы не взимаем дополнительных платежей сверх заранее оговоренных. Дополнительно оплачиваются только новые услуги, не входящие в изначальный пакет.

Пользователь Олег2012Объясните, пожалуйста, на конкретном примере - какова экономия фирмы при использования облака?

Александр Дембовский: Постараюсь привести краткий и конкретный пример: торгово-производственной компании нужно открыть новый офис на 20 сотрудников в соседнем городе и построить его ИТ-инфраструктуру.

Для того, чтобы это сделать "по старинке", нужно закупить серверы, лицензии на серверное ПО, предусмотреть помещение для размещения оборудования и взять в штат специалиста, обслуживающего этот парк. обойдется это ориентировочно в 300 тысяч рублей без учета заработной платы сотрудника.

С помощью облачного провайдера компания сможет арендовать серверные мощности в "облаке" и лицензии, а настройку и запуск ИТ-инфраструктуры сможет осуществить "приходящий" специалист с помощью наших сотрудников. Ежемесячные платежи при этом составят 10-15 тысяч рублей.

Надеюсь, выгода и экономия очевидны.

Незарегистрированный пользовательЕсть ли у вашей компании представительства в регионах РФ? Насколько популярны ваши технологии у региональных компаний?

Александр Дембовский: К сожалению, представительств в регионах у нас пока нет. Региональные компании регулярно оставляют заявки, "прощупывают почву". На текущий момент у нас есть несколько клиентов из центральной России. При этом мы отмечаем, что малому и среднему бизнесу в регионах гораздо сложнее выделять средства на закупку оборудования, и вынесение ИТ-инфраструктуры в "облако" является для них абсолютно логичным и доступным способом решения соответствующих задач.

Пользователь Дизайнер$Планируем открыть фирму по дизайну + полиграфия. На первом этапе необходимо закупить специальные программы, которые совсем недешевы (на несколько компов) и бухгалтерские и офисные программы. Есть ли у нас возможность сэкономить?

Александр Дембовский: Боюсь, дизайнерские программы (типа CS, Illustrator и иже с ними), еще не добрались до "облаков". а вот на бухгалтерских и офисных программах можно и нужно экономить. могу порекомендовать "Эльба", "МоеДело", "МойСклад", а также Microsoft Office365. последний мы предлагаем своим клиентам.

Незарегистрированный пользовательЯ слышал, что при использовании "облака" участники процесса особо уязвимы для хакеров. Так ли это?

Александр Дембовский: В целом - это миф. Но с оговорками. Например, если сайт компании имеет уязвимость, то нет абсолютно никакой разницы, где он работает - на сервере, установленном прямо в офисе, у обычного хостинг-провайдера, или в "облаке".

А если речь идет об ИТ-инфраструктуре компании, вынесенной в "облако", то здесь ситуация обстоит ровно наоборот: все службы работают в изолированных виртуальных машинах, защищенных передовыми средствами обеспечения безопасности и угрозой для них в 99% случаев может быть только человеческий фактор, ошибки со стороны сотрудников заказчика, имеющих доступ к машинам.

Незарегистрированный пользовательМожете ли вы посоветовать какие то конкретные программы для работы в облаке ? Каким производителям стоит доверять, каким нет?

Александр Дембовский: Наверное, имеются в виду программные продукты, предоставляемые по модели SaaS. Мои личные предпочтения на стороне "Мегаплана", QCRM, "Эльбы" и "МойСклад/МоеДело".

Комментарии

1
  • Shurhenchik

    Поглядел.

    "Бизнес-почта от Cloud One на базе Microsoft Exchange: почтовый ящик на 4 Гбайт - всего 249 рублей в месяц."

    Почему я должен выбрать эту услугу вместо Microsoft Exchange Online - там 25 Гбайт за 165 рублей в месяц?