Наблюдательные люди замечают больше, чем другие. Им по-иному раскрывается окружающий мир.
Наблюдательному человеку органы чувств поставляют в сознание намного больше разнообразной информации для размышления, анализа и познания. Они будоражат интеллект и питают его, насыщая фактическим материалом для проницательной мыслительной деятельности. Мир открывается тем, кто умеет видеть.
Как воспитать или развить у себя наблюдательность? Для начала попробуйте следовать приведенным далее рекомендациям.
1. Доведите осознание ориентиров наблюдения до привычного
Главное — приучите себя осознавать за любыми внешними проявлениями тот внутренний процесс и систему, в которой они функционирует. Затем старайтесь определить, на что ориентироваться при дальнейшем наблюдении. Например, человек явно солгал. Это внешнее проявление. Что же привело к нему? Сразу отслеживайте процесс возникновения лжи. Человека могли ввести в заблуждение, или он что-то неправильно понял. То есть ложь появилась уже на входе информации в сознание. Или он мог сам решить солгать по какой-либо причине — это уже функциональный продукт его сознания. Наконец, это может быть его сложившийся образ мышления. Все эти параметры могут служить вам для дальнейшего наблюдения. Следуйте им и фиксируйте новые внешние проявления, пока не уясните истинную причину лжи и соответственно не выработаете правильные собственные действия в этой ситуации.
Возьмите этот пример в качестве образца. Хотя бы один раз в день анализируйте по ним какое-нибудь замеченное внешнее проявление, глубже вникая в суть внутреннего процесса и обеспечивающей его системы. Доведите таким образом осознание ориентиров наблюдения до привычного, до автоматизма. Активнее применяйте в жизни, особенно в сложных ситуациях.
2. Последовательно снижайте предел наблюдательности
Начните со зрительного предела наблюдательности. Например, включите фильм и дождитесь какой-нибудь насыщенной сцены (скажем, много автомашин затормозили на светофоре или столкнулись в аварии). Тут же нажмите паузу или стоп-кадр. Затем отвернитесь от экрана и попытайтесь ответить на следующие вопросы:
- сколько автомашин?
- каких моделей?
- какого цвета?
- кто в них водители — мужчины или женщины?
- какого примерно возраста?
- во что одеты, прическа?
- какое выражение лиц?
- какие номера у машин?
- сколько человек стояло на улице?
- сколько из них мужчин и женщин?
- какого возраста?
- во что одеты, прическа?
- какое выражение лиц?
Теперь посмотрите на экран и проверьте детальность и точность своей наблюдательности. Повторяйте тренинг с этой же сценой до тех пор, пока не сможете точно или почти точно ответить на все вопросы. Постарайтесь уловить еще какие-либо более мелкие дополнительные детали.
Поменяйте сцену. Другая остановка на светофоре, авария, скопление людей на вечеринке, в аудитории или что-либо подобное. Составьте аналогичный перечень вопросов и потренируйтесь таким же образом. Периодически меняйте сцены и добивайтесь:
- чтобы с первого раза схватывалось как можно больше мелких деталей;
- чтобы к окончанию работы со стоп-кадром вы могли фиксировать как можно более мелкие детали.
Параллельно снижайте слуховой предел наблюдательности. Звонок в дверь. Постарайтесь по характеру звонка определить, кто звонит. Сформулируйте различия в звонках членов семьи. Но вот звонок незнакомый. Постарайтесь определить, кто звонит — мужчина или женщина, какого возраста и т. п. Затем откройте дверь и проверьте наблюдения.
За окном слышны шаги. Определите по ним, кто идет — мужчина или женщина, какого возраста и т. п. Выгляните в окно и проверьте наблюдения. Сформулируйте различия в звучании шагов мужчины, женщины, ребенка, пожилого человека и т. п. По интонации человека определите его настроение и отношение к вам. Сформулируйте, на основании каких признаков вы сделали это.
3. Расширяйте полноту и детальность первого впечатления
Предположим, вы переходите улицу на перекрестке. Автомашины затормозили на красный свет. Окиньте их взглядом, всмотритесь повнимательнее. Загорелся зеленый — ситуация рассыпалась. Вот теперь постарайтесь воспроизвести ее и ответить на те же вопросы, что и в предыдущем тренинге. Повторяйте и повторяйте упражнение, добиваясь более полной и детальной фиксации увиденного.
Другой вариант. Вы входите в привычную аудиторию или офис, где уже находятся несколько человек. Десять-пятнадцать секунд присмотритесь, охватите взглядом помещение. Затем отвлекитесь от увиденного, как бы уйдите в себя и постарайтесь ответить примерно на те же вопросы: сколько человек, мужчин, женщин, какого возраста, во что одеты, прическа, выражение лиц и т. п. И еще на один: что изменилось с предыдущего посещения? После чего вновь взгляните на аудиторию (офис) и проверьте правильность и глубину своего первого впечатления. От тренинга к тренингу сокращайте время охватывания взглядом до минимального, скажем, до двух-трех секунд, но добиваясь той же полноты и детальности. Придумайте какие-либо иные аналогичные тренинги, может быть более подходящие и удобные для вас.
Еще одно упражнение: первое впечатление о человеке. Когда вы увидели кого-то впервые, постарайтесь сразу зафиксировать и сформулировать как можно больше деталей его внешнего вида, выражений лица, интонаций, особенностей характера, манеры говорить и двигаться и т. п. Практикуйте это при каждом новом знакомстве. Последовательно добивайтесь все большей полноты и детальности. Затем, уже в процессе дальнейших отношений, проверяйте свои первоначальные впечатления и выводы.
4. Тренируйте умения и навыки постоянного наблюдения
Поставьте себе следующие задачи:
- главное — от наблюдения к наблюдению замечать все более мелкие детали и, исходя из них, глубже проникать в сущность процесса и системы, обеспечивающей его функционирование;
- фиксировать происходящие во время наблюдения изменения.
Для их реализации выберите такие объекты, которые безо всяких дополнительных усилий всегда будут доступны для наблюдения:
- например, младший брат или сестра;
- ваш коллега по работе или начальник;
- комнатный цветок или другое растение.
Наблюдайте за объектом в целом, если это комнатное растение или что-то подобное. Конечно, за человеком наблюдать таким образом будет сложнее. Поэтому для первого тренинга лучше выделить один из процессов. Скажем, как общается ваш брат или сестра, коллега, начальник? Или как они трудятся, делают уроки и т. п. Зафиксируйте в качестве отправной точки то, что вам уже известно об этом. Определитесь с ориентирами наблюдения: откуда и какая информация об общении питает сознание извне, к каким выводам человек пришел сам и как это проявляется на выходе из системы, во взаимоотношениях, речи, действиях и т. п.
Затем начинайте подмечать все более мелкие внешние проявления: как быстро объект сходится с незнакомыми, какими приемами поддерживает хорошие отношения, что за причины и поводы служат основанием для разрыва?
Каков характер взаимоотношений с сослуживцами или одноклассниками, сколько друзей, врагов? Кто из них оказывает наибольшее влияние, а кто подчиняется и почему? Какие привычные слова и фразы он использует в общении, насколько часто вводит новые выражения? Умело ли пользуется интонацией, мимикой, жестами? Старайтесь все удержать в памяти, не особо обременяя себя записями.
5. Тренируйте умения и навыки типового наблюдения
Задачи и приемы аналогичны предыдущим, но подход несколько иной. Наблюдайте тот же процесс общения или какой-либо иной у другого, третьего, четвертого человека. Быстро фиксируйте общее, типичное во внешних проявлениях — и сразу переключайте основное внимание на различия. Это даст возможность скорее вникнуть в суть процесса и конкретику общения данного человека. Со временем вы накопите столько информации о типичном в людях, что достаточно будет только взглянуть, зафиксировать специфичное — и вы уже видите человека насквозь. Аналогично с природными объектами и техникой.
6. Тренируйте естественность наблюдения
Казалось бы, это пустяк: как вы выглядите, когда наблюдаете за людьми? Вцепляетесь взглядом и упорно, не отрываясь, держите его на наблюдаемом?
Как раз именно этого делать не следует. Во-первых, выглядите вы при этом, согласитесь, довольно глуповато. А во-вторых, под вашим неотрывным взглядом наблюдаемый начинает вести себя неестественно, его поведение заметно искажается. Возможно проявление дискомфорта или даже агрессии. Поэтому наблюдайте естественно: безо явно бросающейся в глаза обостренности или напряжения во взглядах и мимике. Наблюдайте в процессе обычных разговоров и дел, чтобы никто даже и не догадывался об этом. Именно в таких условиях и достигается высшая острота наблюдения, за которой следует сама проницательность.
Начать дискуссию