Интернет и IT

Face-БУХ!

IPO Facebook 18 мая на NASDAQ не стало сигналом к началу второго биржевого бума доткомов — вопреки предсказаниям большинства аналитиков.

IPO Facebook 18 мая на NASDAQ не стало сигналом к началу второго биржевого бума доткомов — вопреки предсказаниям большинства аналитиков.

Первичное размещение акций социальной сети оставалось одной из центральных тем в деловой западной прессе на протяжении трех месяцев, предшествовавших размещению. О том же, каким оно будет, судили по двум деталям, подмеченным в апреле–мае. Во-первых, всех впечатлила цена, уплаченная Facebook за Instagram: ровно миллиард долларов за небольшой стартап, разработавший популярное мобильное приложение. Причем решение о покупке, похоже, единолично принял основатель социальной сети Марк Цукерберг. Во-вторых, все обсуждали поведение самого Цукерберга, который, в нарушение всех канонов, явился на встречу с крупными инвесторами в Нью-Йорке (встреча предваряла road-show компании) в своей неизменной толстовке с капюшоном — не соблаговолив даже по такому случаю облачиться в костюм.

Комментаторы в основном сошлись на том, что 28-летний основатель Facebook изо всех сил старается дать понять, как хорошо идут дела у его компании — и какой ценный подарок преподносит она инвесторам, позволив им подписаться на акции.

Что ж, затея удалась. Разместить ценные бумаги первоначально планировалось в диапазоне $28–36 за штуку. Фактически же компания распродала свои акции среди привилегированных инвесторов по цене $38, а общие торги на NASDAQ открылись 18 мая на отметке $42. Наплыв мелких инвесторов, желающих купить себе немного «Фейсбука», был таков, что это привело к накладкам на старте и многочисленным сбоям в торговой системе биржи в течение первого дня. В результате ордеры примерно на 30 млн акций были ошибочно отменены, задержаны или исполнены некорректно — беспрецедентный по размаху случай в новейшей истории американского фондового рынка. В общей сложности компания разместила 420 млн акций, выручив около $16 млрд, а ее капитализация по итогам первого дня торгов достигла $104 млрд. Таким образом, IPO Facebook стало самым дорогим в истории США. А один из ключевых индикаторов — отношение рыночной стоимости к годовой прибыли (P/E) — составил для компании 122. Попросту говоря, зафиксированная капитализация такова, что при текущем уровне прибыльности компания окупится лишь через 122 года. Кстати, Марк Цукерберг и после IPO остается крупнейшим акционером социальной сети: ему принадлежит примерно полмиллиарда акций.

Запредельный показатель P/E вызывал нарекания аналитиков еще до начала торгов. В конце концов, даже Google (предыдущий рекорд­смен по масштабности IPO среди интернет-проектов) начинала свою жизнь на бирже в качестве публичной компании в 2004 году с P/E меньше 70. Вот только можно ли судить о том, сколько должна стоить компания вроде Facebook, исходя лишь из показателей прибыли, продемонстрированных в прошлом? Ведь цена складывается не только и не столько из материальных ценностей, сколько из интеллектуального потенциала. Кто в состоянии предсказать, какую прибыль способна произвести социальная сеть, охватывающая 900 миллионов человек по всему миру? На что способен коллектив, собранный в том числе при личном участии Цукерберга (он до сих пор посвящает значительную часть времени рекрутингу)?

Однако первый же день торгов заставил прессу поменять тональность публикаций. Вопреки всем ожиданиям, появление биржевого тикера FB не привлекло внимания Twitter-сообщества (сегодня это один из главных индикаторов, помогающих оценить интерес публики к любому вопросу). А на самой NASDAQ котировки так и не поднялись выше стартовой цены: начав с $42, акции Facebook завершили день на отметке $38,23 за штуку. Такая динамика котировок резко контрастирует с «великими IPO» интернет-компаний в прошлом. Инвесторы прекрасно помнят историю Google, акции которой в первый день подскочили в цене на 20%. Свежо предание и о размещении бумаг компании Netscape в 1995-м, ставшем триггером первого бума доткомов: тогда акции подорожали за день почти вдвое.

Вялое поведение акций Face­book само по себе может показаться парадоксальным. Вплоть до конца мая котировки стремительно снижались — до уровня $28,84 (данные на момент подготовки номера, 29.05.2012), то есть на 31,3% от стартовой цены. Но еще более удивительно то, как быстро аналитики поменяли свои настроения. Покупку бумаг компании теперь они называют не иначе как «ужасным инвестиционным решением».

Почему инвесторы вдруг перестали верить в Facebook? Компания и организаторы IPO слишком завысили цену размещения? Или плохо сработали маркет-мейкеры, чья задача — поддерживать торги по бумаге и не допускать резких колебаний? Скорее, причины более фундаментальны. Давайте посмотрим, что на самом деле может предложить акционерам молодая компания Facebook, владеющая популярным веб-сайтом. Увы, немногое. Рекламный бизнес Facebook (единственное, что ее кормит) в последнее время подвергается серьезной критике. Согласно опросам, четыре из пяти американских пользователей никогда не кликают по рекламным объявлениям, размещенным в этой социальной сети. Периодически появляются слухи о том, что тот или иной крупный клиент отказывается от дальнейшего рекламного продвижения через Facebook ввиду его неэффективности (один из последних примеров — General Motors). Ситуация усугубляется: растет недовольство тем, как сеть использует персональные данные. Примерно две трети пользователей-американцев в ходе опросов говорят о том, что не доверяют Facebook, поскольку подозревают, что компания тем или иным образом использует сведения личного характера для собственной выгоды. А ведь доступ к персональным данным пользователей необходим Facebook для эффективной рекламы.

Наконец, в последнее время все заметней становятся трудности компании, связанные с монетизацией мобильной активности. Последние три года темпы роста выручки уменьшаются — и вызвано это не столько насыщением рынка социальных сетей, сколько смещением внимания пользователей с персональных компьютеров на мобильные устройства. Теперь почти каждый второй активный пользователь Facebook работает с ней со своего смартфона или планшетки. Проблема в том, что надежного способа заработать на таких клиентах компания еще не придумала. Кстати, она не одинока: Google сейчас находится примерно в таком же затруднении. Все надеются, что в будущем мобильная реклама станет даже намного дороже той, что ориентирована на «стационарные» PC. Но это, увы, только в будущем.

Однако у Facebook, при всех ее слабостях, есть одно несомненное уникальное достоинство. Ведь в техническом смысле это компьютерная платформа, подобная iOS, Android, MS Windows. Но с одним важным отличием: Facebook работает не на отдельных видах цифровых устройств, а абсолютно везде — на всех смартфонах, планшетах, ноутбуках и десктопах. И в этом смысле ее следует считать самой массовой из платформ. И это — бесценное качество для разработчиков: написанными ими приложениями для Facebook гарантированно могут воспользоваться приверженцы любых операционных систем и поклонники любых формфакторов! И Facebook намерена разыграть эту карту. По крайней мере она объявила модернизацию своей платформы одним из основных направлений развития.

Недостаток у такого плана только один: результаты будут видны не сразу. И за это время критики явно добавят Марку и его коллегам седых волос.

Вместе с тем вырученные компанией в ходе IPO $16 млрд необходимо куда-то пристроить. Нет ничего удивительного в том, что немедленно пошли толки о вероятных следующих масштабных проектах компании. Так, стало известно, что Facebook активно нанимает бывших инженеров Apple, работавших над iPhone и iPad, из чего аналитики делают вывод: гуляющий вот уже два года слух о запуске социальным гигантом собственного смартфона может оказаться вполне достоверным.

Начать дискуссию