Анатолий Чернов
Кадровое агентство Kelly Services совместно с австралийским агентством Statistics
Workshop провело очередное исследование, посвященное мотивации. Что движет людьми
при выборе компании? Что они считают карьерой? Что служит основанием для смены
места работы? Эти вопросы были в фокусе внимания аналитиков.
В опросе приняли участие 1047 респондентов из Москвы (410) и Санкт-Петербурга
(637). Среди них 60% - это менеджеры среднего звена, 30% - специалисты начального
уровня и 10% - топ-менеджеры.
Исследование показало, что деньги - главное для россиян при выборе работы. Именно этот фактор назвали важнейшим 79% опрошенных. С небольшим отставанием идут содержательность работы (67% ) и возможности карьерного роста (53% ).
Подобное исследование в прошлом году проводил журнал "Управление персоналом". Правда, тогда респондентами были не соискатели, а работодатели - руководители фирм и директора по персоналу. На первые места по эффективности стимулирования работников они также поставили оклад, индивидуальную надбавку и премии по итогам работы. Далее следовали различные привилегии вроде предоставления кредитов и медицинских страховок. А такие факторы, как "интересная работа" и "возможность карьерного роста", вообще не вошли в шорт-лист. Они фигурировали лишь как "отмеченные некоторыми участниками опроса".
Это противоречит утверждениям, согласно которым зарплата относится к так называемым гигиеническим факторам стимулирования персонала. То есть она может удерживать людей от того, чтобы покинуть компанию, но сама по себе мотивировать не может.
"Деньги - это краткосрочный мотиватор. К более высокой зарплате человек привыкает в среднем через 4 - 6 месяцев, и если работа неинтересная, то у него все равно возникает чувство неудовлетворенности, которое со временем только увеличивается", - говорит генеральный директор HR Partners Галина Мельникова.
Результаты исследования стали неожиданными даже для самих исследователей. "Мы не предполагали, что ожидания по зарплате так превысят ожидания по карьере", - говорит менеджер по маркетингу Kelly Services Светлана Демичева.
Тем не менее высокую мотивирующую роль зарплаты показывает у нас одно исследование за другим, что отличает ситуацию в России от европейской или американской. К подобным выводам пришли и исследователи в компании "Эрнст энд Янг". Менеджер отдела комплексных решений для работодателей и работников (Human Capital) Жанна Добрицкая объясняет это тем, что, несмотря на повышение общего уровня дохода высококвалифицированных специалистов, в России по-прежнему очень остро стоит вопрос обеспечения жильем. "На Западе роль денежного вознаграждения среди мотивирующих факторов стоит не на первых местах, но и проблема приобретения жилья там решается по-другому. Человек, получивший работу с гарантированным стабильным доходом, может без каких-либо трудностей получить и кредитную линию на приобретение квартиры", - говорит Жанна Добрицкая.
В России специалисты самого высокого уровня рассуждают следующим образом: "Надо сначала купить квартиру, а потом рассуждать о том, насколько интересна работа".
В личной беседе человек редко признается, насколько для него важна зарплата, что объясняется комплексом, порожденным правилами рекрутмента. "Если человек приходит на собеседование и начинает разговор с зарплаты, то по правилам рекрутмента ему скорее всего откажут", - поясняет Демичева. На первое место в таких разговорах выходят карьера и содержательность работы. Возможно, это часто вводит специалистов в заблуждение и заставляет их понижать значимость фактора зарплаты для россиян.
Татьяна Пучкова переехала из Петербурга в Москву два месяца назад. Там она занимала должность руководителя отдела продаж информагентства "Прайм-ТАСС". Доход колебался от $400 до $1000 в месяц. В столице она успела пройти собеседование в десятке фирм. В разговоре о том, по каким критериям она выбирает фирмы, Татьяна всячески старается уклоняться от обсуждения зарплат. Основной причиной, по которой она уже два месяца не может определиться с работой, Татьяна называет отсутствие перспектив роста. "По ходу беседы видно, что я ему нужна только для того, чтобы решить какую-нибудь сиюминутную задачу. А что будет потом, неизвестно", - рассуждает Татьяна. В итоге Татьяна Пучкова решила для себя, что хочет работать в крупной западной компании. "Мне кажется, там все, что касается карьеры, продумано. И при устройстве на работу на тебя смотрят не как на инструмент, а как на ресурс, который способен развиваться", - говорит она.
Этот тезис в принципе совпадает с теми результатами, которые дала вторая часть исследования Kelly Services. В ней респонденты отвечали на вопрос, какую из указанных возможностей для карьерного роста они считают наиболее важной. Выяснилось, что для 40% это возможность учиться. Причем с возрастом тяга к знаниям не падает, а, напротив, растет. Если среди респондентов в возрасте от 18 до 34 лет 39% называют обучение наиболее важным фактором в карьере, то среди тех, кому перевалило за 35 лет, этот показатель выше - 42% (данные по московской выборке).
Следом за обучением идет традиционное понимание карьеры, т. е. "повышение по службе", - 30%. Третьим признаком карьерного роста стала новая работа в рамках прежней компании. Так охарактеризовали карьеру 15% респондентов. Почти столько же назвали карьерой возможность работы за рубежом.
Третий блок исследования посвящен причинам, по которым люди меняют место работы. Он полностью коррелирует с критериями выбора работы. Ни плохой начальник, ни неудобное расположение офиса так не подстегивают к смене работы, как желание больше зарабатывать. 35% сказали, что сменили бы работу именно по этой причине, 19% признались, что сменили бы работу на более сложную и интересную, а 16% - на работу с возможностью карьерного роста.
На практике движущим мотивом для смены работы, как правило, является совокупность нескольких причин. Например, руководителя отдела маркетинга и спецпроектов издательского дома "Компьютерра" Анну Баринову задуматься о поиске работы заставила смена гендиректора. Начавшаяся следом реорганизация компании вызвала в среде персонала разговоры о том, что многим придется уйти. "Было ощущение, что в новой структуре мне не будет места", - говорит Баринова. Через знакомых она получила предложение перейти на аналогичную должность в компанию "LBC международные конференции". Но несмотря на то что на новом месте зарплата предполагалась выше, Баринова не ушла. "Я съездила в ту компанию, все посмотрела, поговорила с людьми и поняла - там чересчур все хорошо, все спокойно. И никаких проектов и новаций от меня там не ждут", - говорит Анна Баринова. Кроме того, в скором времени стало ясно, что реорганизация не изменит ее полномочий, и она окончательно решила остаться в издательском доме. Этот период метаний Анна Баринова считает для себя очень полезным. "Он дал возможность понять, что для меня является самым важным в работе", - резюмирует она.
Начать дискуссию