Малый и средний бизнес

С низкого старта

Франшизы мировых гигантов вроде McDonald’s, Burger King и «Баскин Роб­бинс» у всех на слуху, однако самые популярные в индустрии франчайзинга концепции — это все-таки экономфраншизы, требующие небольшого стартового капитала. В России к последним можно отнести франшизы, требующие инвестиций до 800 тыс. рублей (для сравнения: в США — до $100 тыс.).

Франшизы мировых гигантов вроде McDonald’s, Burger King и «Баскин Роб­бинс» у всех на слуху, однако самые популярные в индустрии франчайзинга концепции — это все-таки экономфраншизы, требующие небольшого стартового капитала. В России к последним можно отнести франшизы, требующие инвестиций до 800 тыс. рублей (для сравнения: в США — до $100 тыс.).

Экономфраншизы присутствуют в самых разных отраслях и сферах деятельности: фитнес, путешествия, сектор услуг — например, нанесение гравировки, изготовление развлекательных видеоклипов, плетение кос и даже аренда шоколадных фонтанов. Розничная торговля может похвастаться целым созвездием недорогих франшиз, приспособленных для работы на «островках» в галереях торговых центров: бижутерия, косметика, подарки, игрушки. Не отстает общепит, предлагающий франшизы мини-пекарен, лотков с мороженым и т. д. «Эконом» можно обнаружить даже в сфере производства — например, франшизы по изготовлению гибких бордюров или пошиву кресел-мешков.

Характерная черта всех экономфраншиз — это то, что для организации предприятия не требуется обширных помещений, дорогостоящего оборудования и большого штата сотрудников. Однако среди предложений в этом формате не встретишь по-настоящему сильных брендов. Причины понятны: если бренд раскручен и потребитель на него идет, франчайзеру глупо отдавать франшизу за бесценок.

В ассортименте экономфраншиз, представленных на российском рынке, почти не встретишь иностранных концепций: все-таки приход к нам зарубежной марки сопряжен с немалыми вложениями в рекламу и открытием на первом этапе определенного количества собственных точек. Так что экономсегмент — в основном царство российского франчайзера. Более того, большинство низкобюджетных франчайзинговых предложений — родом из регионов. Все вполне логично: покупательная способность населения в регионах намного ниже, чем в Москве и Санкт-Петербурге, поэтому предприниматели там уделяют больше внимания работе с форматами бизнеса, имеющими низкий входной порог. Так что «кузница» недорогих франшиз находится именно за пределами обеих столиц.

В последнее время российские владельцы франчайзинговых концепций все чаще сегментируют свое предложение по ценовому принципу, выводя на рынок сразу несколько форматов: «лайт», «стандарт» и «макси» — что называется, на любой кошелек. Необходимость в этом они почувствовали с началом кризиса в 2008 году, когда минимальные затраты на организацию и ведение бизнеса стали для потенциальных франчайзи решающим критерием при выборе франшизы. В рознице в рамках одной концепции могут предлагаться форматы shop-in-shop («магазин в магазине»), «остров» и «магазин»; в общественном питании — стрит-фуд, фуд-корт, отдельно стоящий ресторан; в сфере услуг — организация праздников, студия детского творчества, центр детского развития и т. д. Таким образом, сегодня франчайзи может выбрать себе любой формат в зависимости от финансовых возможностей или от требований к помещению.

Часто франчайзеры разрабатывают недорогие форматы франшиз специально для выхода в регионы с низким уровнем дохода или в небольшие города. Так, компания по производству и продаже одежды с провокационными принтами «Провокация» специально для маленьких городов разработала новый формат, а к нему и новый бренд — магазин футболок и аксессуаров «Йамайка». Франшиза «Йамайки» дешевле, чем магазина «Провокация», да и продукция там продается по более низкой цене.

Экономфраншизы — это самый эмоциональный сегмент индустрии франчайзинга. Очень часто, подбирая себе что-то в этой ценовой нише, франчайзи ищут себе скорее «занятие по душе», чем источник сверхприбылей. Покупатели таких франшиз, как правило, не имеют опыта предпринимательской деятельности и нуждаются в качественной и своевременной помощи на этапе запуска бизнеса и в процессе функционирования предприятия. Франчайзерам, предлагающим франшизы экономформата, важно понимать профиль и потребность этой категории инвесторов, потому что борьбу за умы и кошельки покупателей экономфраншиз выиграет франчайзер, который сможет расположить к себе таких предпринимателей, обеспечить им полноценную поддержку и внимание. А это непременно скажется на скорости развития сети. В качестве положительного примера можно привести сеть магазинов подарков и товаров-антистресс «Экспетро!», которая за неполных два года успела обзавестись 58 франчайзинговыми точками.

Многие франчайзеры сознательно наделяют свои низкобюджетные предложения эмоциональной окраской для привлечения франчайзи-единомышленников, ищущих не столько заработок, сколько хобби. Помимо «Экспетро!», большой эмоциональностью также отличаются франшиза центра профориентации школьников «АРТ Личность», магазины товаров для детского творчества «Оранжевый Слон», мастерские уникальных подарков «Твой След» и многие другие.

Совершенно уникальное предложение для предпринимателей действующих фитнес-клубов недавно вывела на российский рынок сеть X-fit: компания предлагает бесплатную франшизу! Ничего не нужно платить за присоединение к известному бренду, нет регулярных платежей за обучение, маркетинговую поддержку и профессиональные консультации по организации бизнеса, не нужно менять имидж клуба и инвестировать средства в переоборудование и переоформление зала.

Покупателей экономфраншиз можно разделить на три группы. Во-первых, это студенты и выпускники вузов, желающие организовать собственный бизнес, но не располагающие большими финансовыми накоплениями и опытом. Во-вторых, люди, потерявшие работу и решившие с помощью франчайзинга «трудоустроить» себя сами. На запуск своего дела они пускают собственные небольшие накопления — иногда в сочетании с государственной субсидией, полученной на открытие малого предприятия. В-третьих, бывшие наемные работники, которым надоело работать на босса. Для всех групп франчайзинг — возможность попробовать себя в предпринимательстве, воспользовавшись готовой, проверенной бизнес-моделью, что само по себе минимизирует риски.

Экономфраншиза нередко предполагает максимально гибкие для франчайзи условия ведения бизнеса — дома или по свободному графику (с сохранением основной работы). Многие франчайзеры предоставляют своим партнерам весьма большую автономию и не навязывают им жестких сетевых стандартов. Так, франчайзи сети мини-пекарен «Панетти» имеют право по договору самостоятельно расширять ассортимент своих предприятий, предлагать покупателям не только разнообразную выпечку, но и сэндвичи, напитки и другую сопутствующую продукцию, тем самым увеличивая средний чек и свой доход.

Впрочем, не стоит забывать о рисках, которые связаны с покупкой экономфраншизы. Часть из них — внутренние, обусловленные подходом франчайзи к своему бизнесу, часть — внешние, лежащие в плоскости взаимоотношений с франчайзером. Так, предприниматель может попасть в плен иллюзии, что в силу простоты и понятности бизнес-модели его франчайзингового предприятия с его стороны не требуется постоянного контроля и приложения значительных усилий. Особенно часто это случается с теми, кто не особенно вовлечен в свой бизнес эмоционально. В итоге некоторые пытаются совмещать бизнес с другой работой, что не всегда способствует развитию и становлению предприятия по франшизе. Вредят также завышенные ожидания по поводу доходности: они в конце концов могут привести к разочарованию и разрыву договора по инициативе франчайзи.

Франчайзер, предлагающий франшизу экономформата, часто заинтересован в привлечении как можно большего числа инвесторов, поэтому у него всегда есть соблазн занизить суммы, которые требуются франчайзи для запуска и нормального развития бизнеса, чтобы предложение смотрелось более привлекательно. Кроме того, бывает так, что декларируемая франчайзером на словах система поддержки и обучения франчайзи на деле отсутствует. Существует также риск нарваться на «псевдофраншизу», которую предлагает недобросовестный франчайзи. Это «голая» бизнес-идея, не имеющая воплощения и не прошедшая апробации на собственных предприятиях франчайзера, хотя внешне все может выглядеть очень привлекательно — красивый брендбук, стильный дизайн-проект оформления торговой точки и т. д. Предприниматель, берущийся за реализацию такой франшизы, будет на своем опыте проживать все ошибки становления бизнеса, рисковать своими деньгами и воплощать в жизнь чью-то фантазию, которая далеко не обязательно приведет к успеху и прибыли. Существует также опасность купить франшизу у мошенников, которые сознательно привлекают внимание потенциальных покупателей низкой стоимостью своего предложения, чтобы заработать на паушальном взносе и раствориться в небытии.

«Техника безопасности» для потенциального покупателя франшизы вполне понятна: перед покупкой нужно обязательно познакомиться и пообщаться с действующими операторами франшизы, посмотреть концепцию в деле — на примере работы уже открытых точек. И тогда при разумном подходе даже недорогая франшиза поможет организовать вполне успешный, доходный и устойчивый маленький собственный бизнес.

❄️ Зимняя акция! Прокачайте навыки для нового года ❄️

🔥 Профессия бухгалтер с нуля – Научись бухгалтерии с нуля и применяй знания на любом участке учета! 💰 Цена: 3 500 ₽

🔥 Восемь ФСБУ – Забудь о претензиях от налоговиков к учету, начни с легкостью применять федеральные стандарты! 💼 Цена: 3 500 ₽

🔥 НДС: расчет, декларация, 1С – Разберись с НДС раз и навсегда! От расчета до сдачи декларации – всё просто и понятно. Стань специалистом по НДС! 📊 Цена: 3 500 ₽

🌨️ Запишитесь на курс и получите готовые шаблоны отчетности!

Посмотреть каталог

Начать дискуссию


Право

Что запретят россиянам в 2025 году

С нового года, как обычно, вступают в силу новые запреты и ограничения, которые нам придется учитывать в своей повседневной жизни.

Что запретят россиянам в 2025 году
Маркетинг

Как продвигать сервисы для работы с самозанятыми на «Клерке»: эффективные решения для бизнеса

Сотрудничество с самозанятыми — удобный формат, в пользу которого делают выбор все большее число компаний и предпринимателей. Но далеко не все знают, что работа с такими исполнителями может быть максимально комфортной: в этом помогают специализированные онлайн-платформы.

Как продвигать сервисы для работы с самозанятыми на «Клерке»: эффективные решения для бизнеса

15 лучших онлайн-курсов геймдизайна в 2025 году

Геймдизайнер — это специалист, который придумывает игру: ее сюжет, структуру, персонажей и правила. Он предполагает, какие эмоции будет испытывать игрок, и выстраивает сценарии исходя из этого. Кроме того, геймдизайнер контролирует разработку игры на всех этапах, вплоть до ее выпуска.

15 лучших онлайн-курсов геймдизайна в 2025 году

Курсы повышения
квалификации

19
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Налог на имущество

Налог на имущество: ВС РФ расширил критерии движимого имущества

Верховный Суд Российской Федерации рассматривал дело, в котором налогоплательщик классифицировал деревообрабатывающее оборудование и трансформаторные подстанции как движимое имущество. Однако, налоговая инспекция, исходя из своих доводов, полагала, что данные объекты входят в единый имущественный комплекс и должны облагаться налогом.

Новости ФНС

Амнистия при дроблении бизнеса: ФНС запустила промостраницу

Федеральная налоговая служба создала специальный раздел на своем сайте, где представлена актуальная информация об амнистии. В этом разделе можно узнать, что такое налоговая амнистия, ее условия и способы применения.

Новости ФНС

Сервис оценки юридических лиц: ФНС уточнила методику

Федеральная налоговая служба России усовершенствовала методику оценки финансово-хозяйственного состояния юрлица.

Получили освобождение от НДС по ст. 145 с 01.12.2024. Нужно ли сдавать декларацию по НДС за 4 квартал 2024 года или нет?

Добрый день. Получили освобождение от НДС по ст. 145 с 01.12.2024. Нужно ли сдавать декларацию по НДС за 4 квартал 2024 года или нет?

Эксперт:

Надежда Камышева

Надежда Камышева
Эксперт

Добрый день.

Да, вам надо сдавать декларацию за 4 квартал 2024 года, потому что в октябре-ноябре у вас освобождения не было. Вот по данным этих...

Читать полностью

Оператор ИС ЭПД Айтиком открывает бесплатный доступ к сервису электронных перевозочных документов

Во время внедрения электронных перевозочных документов (ЭПД) перевозчики нередко сталкиваются с трудностями. Чтобы упростить переход на транспортное ЭДО, компания Айтиком запустила тест-драйв сервиса Айтиком.Логистика. О том, какие задачи решит наше предложение, читайте в статье.

Оператор ИС ЭПД Айтиком открывает бесплатный доступ к сервису электронных перевозочных документов

Памятка: ответственность и риски для главного бухгалтера

Рассказываю, чем рискует главный бухгалтер компании и какие виды ответственности несет. На что нужно обращать внимание, чтобы не отвечать за чужие ошибки.

Памятка: ответственность и риски для главного бухгалтера

🎁Счет-фактуре на аванс предшествует прямое указание в договоре на авансирование поставки

Компания заключила с поставщиком договор поставки, по которому последний обязуется поставить и передать в собственность покупателя товар, а покупатель обязуется принять товар и оплачивать его в порядке и на условиях, определенных договором.

Организация бухгалтерского учета: зачем нужен, порядок ведения

Разбираем, как организовать бухгалтерский учет на предприятии с нуля: правила и способы ведения бухгалтерского учета, кто несет ответственность, штрафы за нарушение.

Организация бухгалтерского учета: зачем нужен, порядок ведения

Как изменятся ставки НДФЛ и госпошлины на недвижимость в 2025 году

С нового года заработает прогрессивная шкала по налогу на доходу физических лиц. Рассказываем, как изменятся ставки НДФЛ с продажи квартир, госпошлины на недвижимость и налог на имущество в 2025 году.

Как изменятся ставки НДФЛ и госпошлины на недвижимость в 2025 году

⚡️Календарь вебинаров для бухгалтера в январе. Выбирайте и смотрите!

Врываемся в 2025-й! Собрали для вас анонсы вебинаров на январь. Сохраняйте в закладки! Подписчикам «Клерк.Премиум» — бесплатный доступ. Начните год с обучения на «Клерке»!

⚡️Календарь вебинаров для бухгалтера в январе. Выбирайте и смотрите!
Самозанятые

Подмена трудовых отношений с самозанятыми: судебная практика

Иногда компании используют незаконные схемы сотрудничества с физлицами. Они оформляют их по ГПХ, при этом создают условия, как для штатных сотрудников. Это называется подменой трудовых отношений гражданско-правовыми. 

Подмена трудовых отношений с самозанятыми: судебная практика

Обзор: налоги по иностранной банковской карте, налогообложение в 2025, новый глава Налоговой службы

Рассматриваются события в налоговой сфере.

Отчетность

Отчётность ООО за 2024 год: что сдавать и в какие сроки

Совсем скоро бухгалтеров ждёт отчётная пора за 2024 год. Рассказываем о правилах, формах и сроках сдачи годовой отчётности для организаций.

Отчётность ООО за 2024 год: что сдавать и в какие сроки
Интервью

Как оптимизировать налоговую нагрузку в 2025 году 

Поговорили с основателем и руководителем УКЦ «Разобраться в налогах» — Беляевой Светланой об итогах налоговой реформы и как бизнесу законно снизить налоговую нагрузку в новых реалиях. Нужно ли упрощенцам бояться НДС, тренды налоговых проверок 2025 и примеры законной экономии на страховых взносах за работников.

Как оптимизировать налоговую нагрузку в 2025 году 

Как использовать корпоративную карту: 5 главных правил

Корпоративная карта — удобный, выгодный и потому очень востребованный инструмент для бизнеса. Но процессе их использования нужно учитывать ряд нюансов.

Как использовать корпоративную карту: 5 главных правил

Как проверять сотрудников после принятия новых законов

Как все мы знаем, Государственная дума одобрила законопроект об ужесточении ответственности за незаконное использование, передачу, сбор и хранение персональных данных. Теперь, всем нарушившим данный закон грозит уголовная ответственность со сроком заключения до десяти лет.

Как проверять сотрудников после принятия новых законов
Ведение бизнеса

3 варианта для корпоративных поездок: сравниваем служебное авто, такси и каршеринг

Компаниям часто нужен транспорт для сотрудников: например, чтобы работник поехал на встречу в другой офис. Вопрос в том, что лучше выбрать: авто в собственности компании, такси или каршеринг. Сравниваем эти варианты по нескольким критериям и помогаем определить самый удобный и выгодный.

3 варианта для корпоративных поездок: сравниваем служебное авто, такси и каршеринг

Интересные материалы

Что делать с долей, перешедшей ООО от вышедшего участника, чтобы не попасть на налоги?

Рассказываю, что изменилось с 2025 года.