Менеджмент

Приключения учат менеджменту

Некоторые руководители уверены, что восхождение на горную вершину или сплав по реке придают больше уверенности в собственных силах и лучше учат менеджменту, чем любые занятия в бизнес-школах.

Мария Подцероб
Полина Михалева

Некоторые руководители уверены, что восхождение на горную вершину или сплав по реке придают больше уверенности в собственных силах и лучше учат менеджменту, чем любые занятия в бизнес-школах.

Кларк Мерфи, управляющий директор нью-йоркской рекрутинговой компании Russell Reynolds, совсем не думал о карьере, когда с командой из девяти человек пересекал Атлантику на 20-метровом паруснике. Когда он узнал, что компания Rolex выступает спонсором регаты Нью-Йорк — Лондон, то отправился советоваться с женой, а не с начальником. “Мы подумали, что такой шанс дается раз в жизни и упускать его нельзя. Нужно было только найти подходящий парусник и собрать команду, с которой не страшно выйти в море”, — говорит Мерфи.

В мае на яхте под названием Stay Calm (“Будь спокоен”) он принял участие в океанской регате Rolex Transatlantic Challenge 2005. Но, даже еще не приступив к соревнованию, он понял, что навыки управления, полученные в ходе подготовки, могут пригодиться и в бизнесе.

Бремя лидерства

Если вам удалось выйти на старт, значит, вы уже сделали 50% работы. Для начала владельцы парусников, опасаясь серьезных повреждений, не желали предоставлять свои суда для трансатлантической регаты. Шесть или семь месяцев у Мерфи ушло только на то, чтобы найти парусник Stay Calm. Потом пришлось закупить достаточный запас провианта, оборудовать лодку системами навигации и безопасности, например специальными устройствами, которые автоматически посылают радиосигнал, если их владелец находится в воде более семи секунд.

“Все думают только о финише, но, чтобы до него добраться, нужно хорошо подготовиться к старту”, — утверждает Мерфи. То же самое он говорит о бизнесе: “Пытаетесь ли вы запустить новый продукт, приобрести компанию или просто ставите перед собой определенную цель — вам сначала нужно обдумать множество деталей”.

Мерфи хотел подобрать сплоченную команду. Члены экипажа должны ладить между собой, уверен он. Из девяти членов команды Мерфи близко знал семерых человек и постарался до начала гонки ближе познакомиться с двумя новичками. Все они были профессионалами в своих областях и опытными спортсменами. Еще одной ключевой характеристикой Мерфи считает чувство юмора. “От этого зависит поведение всей команды в условиях стресса, — говорит он. — Я не хотел оказаться посреди океана с нытиками или слабаками на борту”.

Среди членов команды был специалист по торговле недвижимостью, специалист по кредитам и инвестициям, предприниматель в сфере высоких технологий. Команда к тому же оказалась интернациональной: шесть англичан, один француз и три американца. В команде было три женщины — в процентном отношении это больше, чем в любой другой лодке из тех, что принимали участие в гонках. Мерфи считает, что компании с интернациональным коллективом имеют больше шансов на успех, потому что в разрозненных группах рождается больше идей.

Он так же понял, что каждый член команды ждет указаний от капитана. Этот урок Мерфи усвоил через шесть дней после начала гонки. К тому времени им уже пришлось пережить шторм и команда очень устала. На сон оставалось всего по четыре часа — остальное время уходило на дежурства и работу. Но команда стремилась к победе, и это воодушевляло людей.

Но затем штормовой ветер порвал линь — веревку, которой крепился большой парус, а большой парус был разорван в клочья. В тот момент Мерфи понял, что гонку им не выиграть. Он сидел на палубе и любовался морем. “Ко мне подошел штурман и спросил, все ли со мной в порядке, — вспоминает Кларк. — И тут я понял, что вся команда ждет от меня действий и решений”. Он собрал команду, и они обсудили, как продолжить гонку с малым парусом. Руководители, чьи компании пережили потери или неудачи, должны стать примером для своих подчиненных и воодушевлять сотрудников, уверен теперь Мерфи.

Его потрясла самоотверженность членов его команды. На восьмой день гонки и малый парус порвался на два полотнища. Члены команды по очереди зашивали его, а два человека даже отказались от отдыха, чтобы как можно скорее завершить работу. “Самоотверженные поступки сплачивают коллектив”, — утверждает Мерфи.

В результате Stay Calm завершил регату за 13 дней, пришел 11-м и занял пятое место в своем классе. “Гонка оказалась труднее, чем я думала, — сказала Эбби Сигер членам команды, когда парусник подходил к берегам Великобритании. — Но, преодолев трудности, я получила бесценный опыт”.

Не бояться сложных задач

Александр Федоровский, президент группы компаний “Академия приключений”, много лет увлекается альпинизмом. Свое последнее восхождение он совершил всего три недели назад. Подобные путешествия учат находить выход из любой ситуации, уверен он. Например, в этот раз перед самым восхождением он обнаружил, что забыл взять с собой термос. “Без термоса в горах нам пришлось бы очень трудно, — рассказывает Федоровский. — Мы посоветовались и тут же нашли способ решить проблему. У одного из нас с собой была бутылочка с питьевым йогуртом. Мы выпили йогурт, обмотали бутылку шарфом, приклеили его скотчем и залили в нее чай”.

Нештатные ситуации в горах не редкость. Но Федоровский давно выработал для себя четкие правила поведения в экстремальных походах. “Ни в коем случае нельзя поддаваться панике. Иногда лучше действовать исходя из здравого смысла, а иногда стоит рисковать. Точно так же я веду себя в бизнесе”, — объясняет он.

В бизнесе топ-менеджер сталкивается с большим количеством неоднозначных ситуаций, чем в экстремальных видах спорта, считает Федоровский. Увлечение альпинизмом научило его не бояться сложных задач. “В бизнесе, как и в горах, надо адекватно вести себя в сложившейся обстановке. Если я чувствую отчаяние, то не нужно скрывать свои эмоции от членов команды. Лучше поделиться своими мыслями и чувствами и выработать общее решение. Не надо задаваться вопросом, кто виноват. Лучше найти ответ на вопрос, что делать”, — полагает он.

Алексей Ананьин, директор по проектам и консалтингу российского представительства компании CMA small systems, больше тысячи раз прыгал с парашютом с самолетов и вертолетов. К тому же он увлекается скоростной ездой на мотоцикле и бейс-джампингом: он прыгал с радиоантенны в Подмосковье и с горы во Франции. “В экстремальных ситуациях люди действуют на грани своих возможностей. Они принимают быстрые решения и либо выигрывают, либо погибают. Это настолько стрессовая ситуация, что после нее многие проблемы, связанные с бизнесом, кажутся просто детскими”, — рассказывает Ананьин. Прыжки с парашютом и езда на мотоцикле научили его жить в гармонии с самим собой и не поддаваться стрессам. “Кроме того, увлечения помогают мне лучше просчитывать ситуацию и принимать более взвешенные решения, — добавляет он. — В экстремальных видах спорта очень важна самоорганизация и многократная, тщательная проверка снаряжения. Те же навыки просто необходимы в работе руководителя”.

Организация любого путешествия связана с подбором команды, с планированием, организацией логистики, работой в условиях неопределенности, считает Феликс Гликман, генеральный директор компании системного интегратора TopsBI. “Любая форма коллективного активного отдыха помогает сплочению команды, выявлению лидеров, проявлению сотрудниками качеств, незаметных в спокойной обстановке”, — уверен он. Поэтому в своей компании он охотно использует подобные формы командообразования. Впрочем, управленческие уроки Гликман извлекает не только из путешествий. Например, даже участие в морской охоте на марлина способно научить терпению, настойчивости, выдержке и умению добиваться желаемого результата, утверждает он. (Использованы материалы WSJ.)

Начать дискуссию