Компании боятся переносить свои данные в «облака»? Вовсе нет! Просто не все поставщики сумели объяснить своим клиентам, о чем именно идет речь.
На российском рынке продолжается дискуссия о причинах некоторого недоверия, которое бизнес испытывает к «облачным» решениям в сфере хранения данных, да и к «облакам» в целом. Возможно, это всего лишь дело привычки. В течение долгого времени предприятия развивали собственную ИТ-инфраструктуру. И вдруг данные предлагается «отдать» стороннему подрядчику. Однако с точки зрения надежности, производительности и экономической эффективности «облака» обладают несомненными достоинствами. И в том числе позволяют в значительной степени снизить уязвимость собственных хранилищ информации. Тем более что объемы данных, обрабатываемых и используемых компаниями, постоянно растут. Все чаще приходится иметь дело с так называемыми большими данными — big data. И если речь идет о терабайтах, а уж тем более об экзабайтах информации — без помощи профессионалов и надежных современных технологий не обойтись.
Мне часто приходится слышать вопрос: как заставить корпоративного заказчика начать переносить данные в «облака»? Но… стоит ли заставлять и загонять своих заказчиков в «облако»? Здесь не нужна революция, процесс должен идти эволюционным путем.
Так что первое правило «облачного бизнеса» я бы сформулировал так: лучше всего не принуждать, а — убеждать клиента. В практике нашей компании достаточно примеров, когда сомнения заказчиков рассеивались после выполнения относительно небольшого проекта, связанного, например, с организацией резервного копирования данных и восстановления информационных систем из «облака».
Из первого вытекает второе правило: двигайтесь к цели последовательно! Этот эффект известен на многих рынках. Дайте клиенту «пощупать руками» то, что вы ему предлагаете. Стоит только заказчику удостовериться, что новые технологии не просто работают, а работают надежно, быстро и приносят очевидный эффект, — тут же появляется почва для новых, уже куда более масштабных проектов. Выясняется, что компания готова перенести в «облако» уже целые сервисы.
Третье правило, которому полезно было бы следовать всем поставщикам «облачных» решений, — адаптивность. Заказчик не рискует передавать что-либо (данные, приложения, бизнес-процессы) в «облако»? Так предложите ему самый удобный вариант! Мы в Fujitsu часто следуем такой логике: если клиент не готов к полному переходу в «облака», можно реализовать частичную схему, в рамках которой некоторые массивы информации будут перенесены на удаленную специализированную площадку, а часть данных останется на «территории» организации. А ведь есть еще и вариант создания частного корпоративного «облака» — структуры, которая будет предоставлять сервисы внутри холдинга или предприятия.
Четвертое правило: старайтесь решить задачу клиента вместо попыток играть на технологической «моде». «Облако», не решающее конкретной задачи, — для заказчика просто слово. Но если предприятию требуется создать катастрофоустойчивую систему (а таких запросов мы, например, получаем все больше) и квалифицированные специалисты в сфере хранения данных способны доказать, что «облако» здесь — одно из самых эффективных решений, — ситуация меняется. Начинается конструктивный диалог. Потому что заказчик готов платить не за «облака» вообще, а за решения конкретных бизнес-задач.
И тут возникает правило пятое. Клиенту нужно предлагать не аморфное «облако». Ему требуется тщательно отлаженное, протестированное и надежное технологическое решение. Приведу пример из нашей практики. Поскольку спрос на катастрофоустойчивые системы хранения данных ощутимо растет (все-таки мы живем в довольно неспокойном мире, а сами данные становятся все более ценными), мы разработали специализированное решение ETERNUS, позволяющее создать надежную, высокопроизводительную структуру для резервного копирования информации. С таким защищенным «облачным» архивом предприятие способно пережить самые серьезные катаклизмы (включая техногенные и природные коллапсы). Мало того, это практически «безразмерное» хранилище, способное расти вместе с бизнесом организации.
Так вот, упомянутое решение отлично иллюстрирует шестое правило. Это технологическая гибкость. Почему-то принято считать, что инфраструктура хранения данных в «облаке» — это прежде всего жесткие диски. Мы же во многих случаях предлагаем использовать в том числе устройства хранения на магнитной ленте. Преимуществ множество: носитель данных дешев, количество физических лент (то есть копий архива) может быть произвольным. В итоге заказчик получает недостижимую при использовании других подходов вертикальную и горизонтальную масштабируемость. Такая система хранения всегда готова к росту бизнеса клиента, а одновременно полностью соответствует требованиям катастрофоустойчивости и соглашениям по качеству предоставляемого сервиса (SLA). Ленты могут храниться в разных местах. На разных площадках могут быть установлены и сами накопители. Можно обеспечить необходимое резервирование каналов доступа. И все это благодаря «немодной» ленте, которую многие считают чуть ли не экспонатом в музее истории вычислительной техники.
Итак, технологическая гибкость — непременное условие успеха в «облачном» мире. (Между прочим, магнитные ленты с архивом можно хранить в сейфе, если вам этого хочется. Почему бы и нет?) У дисковых «облачных» решений в сфере хранения данных имеются свои преимущества. И Fujitsu активно работает на этом рынке. Но использование ленточных накопителей дает уникальную возможность построить практически «неубиваемую» и «бесконечную» с точки зрения емкости grid-систему, которую к тому же можно настроить с учетом жизненного цикла информации (частоты обращения к ней). Наконец, стоимость хранения на лентах в десятки раз ниже, чем на дисках. Кроме того, потоковая запись и потоковое чтение выполняются с высокой скоростью.
Следующее, седьмое правило «облачного» бизнеса — открытость. Сегодня в ИТ-периодике попадается немало статей о том, что службы безопасности предприятий выступают чуть ли не главным «тормозом» при переходе бизнеса к новой, «облачной» логике работы с данными и приложениями. Я бы не согласился с такой точкой зрения. Скорее всего, речь идет о ситуациях, когда поставщик просто не смог убедить клиентский департамент секьюрити в том, что предлагаемое решение действительно надежно.
Вспоминается один из недавних проектов, в рамках которого крупная сетевая розничная компания внедряла «облачную» систему хранения данных Fujitsu. Разумеется, у специалистов по безопасности было множество вопросов. Но мы сумели ответить на них. В частности — организовав визит на технологическую площадку, в дата-центр. Увиденное там представителей заказчика полностью удовлетворило. Если ваше «облако» представляется для заказчика непрозрачной тучей — дело плохо.
Восьмая по порядку (но не по значимости!) составляющая успешной работы на «облачном» рынке с заказчиком — способность продемонстрировать экономическую эффективность предлагаемых решений. Она зачастую действительно оказывается высока. Снова обращусь к наиболее близкой мне теме хранения данных. Могу утверждать, что у большинства предприятий возникает масса проблем с резервным копированием «своими силами»: не хватает средств, ресурсов, экспертизы.
Да и… стоит ли торговым, производственным, любым другим предприятиям создавать на месте своих отделов автоматизации дочерние ИТ-компании? В этом смысле «облако» — идеальное решение, ведь заказчик зачастую избавлен даже от необходимости покупать дорогое оборудование и программное обеспечение, получая сервис как услугу!
Если вы продаете «облака» — покажите заказчику, на чем он выиграет. И как этот выигрыш будет достигнут. Уверяю вас, переговоры пойдут намного быстрее. Особенно если речь идет о десятках и сотнях терабайт хранимой информации, а риски, связанные с возможной потерей этих данных, чрезвычайно высоки.
Правило девятое: потребителям «облаков» не нужны красивые слова. Им хочется видеть, как предлагаемые технологии будут способствовать росту и обеспечению устойчивости бизнеса. А еще клиент хочет знать, как это работает. И что нового вы придумали для того, чтобы добиться максимального эффекта.
И, наконец, десятый постулат. Если поставщики говорят о «неготовности» заказчиков к использованию «облаков» — значит, не были выполнены некоторые из предыдущих пунктов. Следовательно, нужно вернуться к исходной точке и понять, что было сделано не так.
Начать дискуссию