Начиная писать эту статью, я вспомнил времена первой волны «коттеджной» застройки пригородной зоны Москвы. В кавычки я взял это слово потому, что результатом возведения большого количества таких застроек стало то, что они были брошены на долгое время на разных этапах строительства из-за невозможности либо реализовать в построенном сооружении понятие коттедж, либо физической невозможности оплатить объем работ по переделке построенной «коробки».
Некоторые из этих «шедевров» так и стоят памятниками несбывшихся мечтаний их хозяев, напоминая всем о том, что каждый должен заниматься своим делом.
С чего сейчас любой здравомыслящий человек начал бы строительство своего дома? Естественно с выбора проекта дома. И не просто проекта стен и крыши и окон. Сейчас, в отличие от далеких 80-90-х годов, уже каждый знает, что коттедж - это не только стены и крыша, но еще и целый комплекс инженерных систем, геодезических исследований и работ. И конечно, имея проект, будущий хозяин дома хочет и может посчитать бюджет строительства и его сроки. А имея бюджет, план и сроки, довести задуманное строительство до финала.
Про строительную индустрию я вспомнил потому, что увидел поразительное сходство сегодняшнего подхода к созданию ИТ-систем с ситуацией в строительстве 20 лет назад. Создание больших корпоративных проектов (аналогия c многоэтажными домами или промышленными сооружениями в строительстве) в большинстве случаев тщательно планируется и проходит все необходимые стадии производства, начиная с обследования и проектирования. А вот если надо сделать ИТ-систему для небольшой организации (моя аналогия в строительстве – коттедж) – вот здесь-то и начинаются загадочные для меня явления, в которых я попытаюсь разобраться в этой статье.
Загадочные явления, наблюдаемые мной в большинстве случаев, заключаются в том, что эти организации среднего и малого бизнеса (СМБ) решают задачу следующим, казалось бы, самым простым способом. Они закупают некоторое количество необходимого по их мнению оборудования и программного обеспечения и пытаются из него создать то, что, как им кажется, будет ИТ-системой предприятия или ее частью (зачастую четко не представляя, что реально необходимо организации, исходя из так называемых «бизнес-потребностей»). Хочу сразу уточнить по поводу терминологии, которую буду использовать. В частности «бизнес-потребности», как и другие термины, пришедшие к нам из западных теорий менеджмента, следует понимать более широко, чем «потребности для зарабатывания денег».
Таким образом, организация, если провести аналогию со строительством коттеджа, привозит на стройплощадку материалы, достает листочек «в клеточку», на котором нарисован «домик», и начинает пытаться построить это нарисованное, по ходу получая знания о том, как надо и не надо делать, какие еще нужны инструменты и строительная техника, что по ходу еще надо изучить и многое другое. В принципе, занятие увлекательное и интересное, если рассматривать его как хобби! У меня знакомые по бизнесу в США таким образом построили себе неплохой дом. Правда в США есть целая индустрия, типа «Построй дом своими руками» с инструкциями, специальными наборами инструментов и материалов и обучением фанатов-самостроителей. Сами понимаете, что домик они строили не один год – по выходным, и на момент, когда они его нам показывали, второй этаж внутри сделан еще не был. Было, как говориться, еще чем заняться на ближайшие несколько месяцев по выходным! Но и особых временных ограничений у них и не было. Как говорится, хобби есть хобби. Когда есть настроение и время – развлекаюсь!
Так вот, такой подход он мне понятен, когда у небольшой компании есть директор-учредитель, бывший инженер, которому самому интересно и увлекательно кроме получения прибыли по основному роду деятельности еще и реализовывать свой инженерный потенциал, заложенный высококачественной советской системой обучения специалистов широкого профиля. Но это встречается совсем редко. В большинстве же случаев владельцы компаний хотят как результат применения информационных технологий (ИТ) получить ту или иную пользу для бизнеса, позволяющую либо сократить расходы, либо получить больше прибыли, либо повысить потребительскую или инвестиционную привлекательность компании. ИТ для них – это один из инструментов бизнеса, который должен отвечать задачам этого бизнеса. То есть задача, с точки зрения бизнес-подхода, похожа на задачу приобретения, например, транспортного средства для логистической компании, покупки станка по деревообработке мебельной фабрикой или приобретения или аренды офиса. Во всех случаях выбор остается за готовыми системами, имеющими распространенное использование в промышленном масштабе.
Исходя из этих размышлений, я задал себе вопрос: «А почему при создании ИТ-системы организации многие компании идут совсем по другому пути – по пути изобретателей и самоделкиных»? Стандартная картина: директор (владелец) компании вызывает системного администратора (в лучшем случае начальника ИТ-службы) и говорит ему – надо сделать, чтобы все работало хорошо! Сколько денег надо для этого? Причем зачастую понимание этого «хорошо» у бизнес-человека и системного администратора расходятся. Но оба они обычно об этом и не подозревают. Так вот, системный администратор сразу бежит в интернет смотреть цены «железок» помощнее и «поинтереснее» – потом приходит к шефу с астрономической суммой, на которую получает в лучшем случае комментарий «Давай-ка в половину этой суммы уложись!». Это первый вариант. Второй вариант - когда системный администратор, наученный горьким опытом, сразу начинает искать чего бы подешевле, чего бы «напильничком» можно подпилить, что-то спаять, что-то самому собрать, чтобы сделать бюджет «поменьше» сразу.
Итак, этап бюджета пройден, и начинается этап внедрения закупленного оборудования! Причем ни у кого из этой «счастливой парочки», я имею в виду руководителя бизнеса и системного администратора, не возникает вопрос о том, что необходимо на те или иные задачи нанять квалифицированных исполнителей (кроме, наверное, работ по 1С и то не всегда). Почему? Да потому, что руководитель думает: «Вот у меня есть специалисты по информационным технологиям! За что я им деньги плачу? Они должны все уметь, иначе тогда зачем они нужны?» В общем-то, логично! Трудно с такими доводами поспорить. У меня только возникает вопрос к этому собирательному образу бизнес-руководителя, например, мебельной фабрики: «Почему вы при покупке деревообрабатывающей линии не даете задание главному технологу приобрести на рынке запчасти к станкам и своими силами собрать линию деревообработки?» Звучит смешно – не правда ли? А вот задача для сисадмина сделать компьютерную сеть своими руками, да чтобы была безопасной, надежной и быстрой (это все понимается по умолчанию) звучит нормально. Правда?
Это при всем при том, что информационные технологии на сегодня являются одной из сложнейших отраслей HiTech с огромным количеством специализаций, на каждую из которых отдельно выделенные специалисты тратят годы обучения. Например, для того, чтобы получить специализацию по базовым технологиям Microsoft, надо потратить около полугода, куда включены тренинги с отрывом от производства длительностью от недели до двух, лабораторные работы в виртуальной лаборатории и на тестовом стенде, экзамены в сертифицированном центре тестирования и как минимум одно-два практических развертывания базовой инфраструктуры Microsoft. При этом специалист к началу этого пути должен быть достаточно подкован со стороны знания информационных технологий как инженер. Так почему же на рынке потребителей ИТ-услуг существует такое заблуждение касательно инженеров ИТ?
По моему мнению, здесь существует глубокая историко-психологическая база, которая ставит ремесло ИТ-инженера, с точки зрения психологии бизнес-людей в основном малого и среднего бизнеса, в статус некого студента-радиолюбителя или энтузиаста-изобретателя из комедийных фильмов времен перестройки. Связано это с двумя тенденциями, которые были к началу 90-х годов на просторах бывшего СССР. Первая тенденция – это наличие огромного и с каждым годом все возрастающего количества высококвалифицированных инженеров, которые высвобождались из НИИ и прочих организаций и активно искали применения своим знаниям и хоть какого-то заработка. Подготовленные классической системой высшего образования бывшего Советского Союза, эти специалисты были способны разобраться в любой, даже самой сложной технике. А многие из них сами были создателями такой техники, например для ВПК. Поэтому,волна нахлынувшей компьютеризации страны была встречена избыточным количеством кадров, не оцененных по достоинству до сих пор.
С другой стороны, роль информационных технологий в предприятиях малого и среднего бизнеса ограничивалась и в некоторых отраслях до сих пор ограничивается автоматизацией только одной бухгалтерии. Поэтому современные строители малого и среднего бизнеса, вышедшие из 90-х годов, привыкли к такой ситуации. А эта ситуация в нашей стране была обусловлена тем, что развитие капитализма упорно шло и направлялось на путь акционирования и поддержки процессов реорганизации крупнейших отраслей экономики. А следовательно, и ИТ-проекты, и технологии в первую очередь были сконцентрированы там. Что же касается предприятий малого и среднего бизнеса, то меньшинство их и без всякой автоматизации стремительно набирало обороты и росло, а большинство, как я и говорил, могло позволить себе максимум компьютеризировать бухгалтерию с помощью 1С, например. (Вот, кстати, откуда идут корни клише, что все можно в ИТ сделать силами сисадмина, а на 1С надо программиста приглашать!) Т.е. сама государственная политика в те уже далекие времена не уделяла должного развития малому и среднему бизнесу, по крайней мере, на деле. Поэтому и у российских поставщиков ИТ не было ни ресурсов, ни конкретных предложений для российских СМБ компаний. Как говориться, переварить бы то, что шло в так называемом «энтерпрайз» сегменте потребителей!
На сегодня ситуация поменялась в корне. Средний и малый бизнес в нашей стране набирает обороты. Он укрупняется, умножается, структурируется и начинает использовать корпоративные методы ведения бизнеса, в том числе и информационные технологии. У владельцев бизнеса появляются новые знания об этих возможностях, а также новые, молодые конкуренты. Вроде бы надо развиваться, использовать последние достижения информационных технологий для повышения своей конкурентоспособности! Вроде бы все понятно! Но подход все тот же - из далекого доброго прошлого. Сисадмин – сделай все сам! А он, может быть, и очень хочет, как раньше, но уже не может. Стандарты и требования другие, время другое!
А обратиться к профессиональным командам бизнес-людям не позволяет, с одной стороны, привычка и вера в своего (своих) «всемогущего» сисадмина, а, с другой стороны, отсутствие на рынке достаточного количества ИТ-организаций, ориентированных на решение задач для малого и среднего бизнеса и имеющих достаточный опыт работы и специалистов. Уже нет на рынке избытка профессионалов, которые не только готовы, но и могут решить современные ИТ задачи СМБ клиента. Как я уже писал, опыт и специализации у поставщиков ИТ-услуг скапливались в основном в секторах экономики, где нужны были крупные проекты, зачастую с большим временным циклом. Эти компании либо не умеют, либо, скорее всего, не имеют ресурсов для работы с «маленьким» клиентом, зачастую начиная контакт с заказчиком с предложения сделать за деньги работы по обследованию и проектированию. А наш СМБ клиент хочет получить работающую систему завтра, как, например, автомобиль. Его бизнес небольшой и для выживания должен менять тактику, а иногда и стратегию в реальном времени, подстраивая под это также свои ИТ-ресурсы. Ему, как правило, планировать на полгода или год проект модернизации или построения новой ИТ-системы не предоставляется возможным и реальным. Через полгода актуальность изменений в ИТ-системе организации малого и среднего бизнеса может оказаться ничтожной – а значит, это выкинутые на ветер деньги.
С другой стороны есть огромное количество компаний по продаже компьютерной и оргтехники, в которые привыкли «ходить» ИТ-специалисты СМБ компаний, включая как розничные сети, так и интернет-магазины. Для неискушенного задачами построения сложных ИТ-систем ИТ-шника задача покупки ПК, картриджа, беспроводной точки доступа или монитора с успехом решалась и решается в пунктах продажи оргтехники «шаговой» доступности. Под шаговой доступностью я тут подразумеваю также и интернет-магазины оргтехники, т.к. для этого ИТ-шнику надо сделать всего лишь шаг до своего ПК, чтобы заказать то или иное оборудование. Но, как я уже говорил, задачи, которые ставит перед ИТ-системой и ИТ-сервисами бизнес современного среднего и даже малого предприятия уже не ограничиваются просто покупкой того или иного устройства или отдельной программы. Сегодня таким предприятиям нужны такие же корпоративные решения, как и в крупных организациях, для того, чтобы отвечать требованиям современного рынка и занимать на нем лидирующие позиции. Вот поэтому и требуются сегодня для СМБ заказчиков профессиональные компании, которые совмещают в себе экспертизу системного интегратора и оперативность и логистику интернет-магазина или розницы, а таких компаний сегодня не много, к сожалению для заказчиков СМБ сегмента.
Но не будем также забывать и о загадочном сопротивлении самого заказчика – СМБ компании – обращению к таким профессиональным компаниям. И это сопротивление не только у бизнес-людей, но и у ИТ-специалистов. А почему же они занимают такую позицию? Почему не счастливы, когда им работы делают профессионалы? Почему как овечки идут на страшные эксперименты за счет средств своей родной компании и своего работодателя? Здесь, на мой взгляд, несколько причин. Первая – это ложные профессиональные амбиции. Желание все изучить и все уметь делать своими «руками», включая и этапы проектирования и внедрения ИТ-систем. Конечно, ИТ-специалист должен достаточно глубоко разбираться в ИТ-технологиях и уметь их грамотно выбирать и эксплуатировать в интересах бизнеса организации. Но именно настолько глубоко, чтобы быть экспертом в выборе той или иной ИТ-технологии. Быть консультантом и экспертом для своей компании и для руководства в выборе, применении и эксплуатации. Но не более.
Объясню почему, возможно уже повторяя, то, что говорил раньше. Современные ИТ-технологии с каждым годом все больше и больше усложняются и специализируются, и хорошо (не отлично даже, а просто хорошо) в них во всех разбираться одному (нормальному) человеку физически не возможно. Это факт. Просто не хватит времени: а) на остальную работу, б) на отслеживание изменений и новинок, в) на навыки и опыт, заключающиеся в неоднократном повторении тех или иных работ одним специалистом. Ведь ИТ-система в отдельной организации проектируется и устанавливается первый и последний раз. Если это делается своими силами, то это - эксперимент. В отличие от таких экспериментов, профессиональные компании имеют в своем арсенале повторяющийся опыт подобных работ, так сказать «серийное» производство. А специалисты таких компаний обычно разделены по специализациям и имеют достаточное время для обучения и проведения тестовых и практических работ в демо-лаборатории (а не на живой работающей системе).
Это, кстати, отчасти объясняет относительно высокую стоимость работ таких специалистов по сравнению с ИТ-специалистами эксплуатационниками. Учитывается коэффициент на время, в которое они не проводят работы, а занимаются профессиональной подготовкой. Но с точки зрения затрат организации более выгодно заплатить в короткий промежуток времени профессиональной команде и быстро получить результат, чем в непредсказуемый период времени отрывать от, например, поддержки пользователей своих специалистов, рабочее время которых тоже стоит денег. Анализируя опыт проектов, которые делались самими заказчиками и занимали много времени, можем сказать, что сумма человеко-часов собственных специалистов, помноженная на их «среднюю» оплату труда, в несколько раз превышала бюджеты аналогичных работ профессиональных команд и по деньгам, и по времени.
Есть еще один психологический момент нежелания ИТ-шников «отдавать» работу на сторону. Я называю это «радиолюбительство». Т.е. интерес к ИТ-технологиям не как к средству обеспечения того или иного сервиса для жизни или для бизнеса, а просто как к интересному увлечению, саморазвитию. В таких случаях закупка оборудования и программного обеспечения у ИТ-специалиста заказчика подчиняется не интересам организации, а интересам самого инженера «поковыряться» или как еще говориться «поюзать» то или иное оборудование. Это приводит к тому, что у компании скапливается большое количество не внедренной и бесполезной техники и программного обеспечения. Причина здесь еще частично заключается в том, что большинство технических специалистов заказчика СМБ не имеют по факту и не желают получать хотя бы основы бизнес-образования. А причина этого, в свою очередь, в том, что владельцы и/или управляющие менеджеры таких компаний не привлекают своих ИТ-специалистов к вопросам стратегического развития бизнеса компании, опять же, по причинам культурно-социологических стереотипов, которые мы обсуждали раньше.
Поэтому, подытоживая все выше написанное, могу сказать, что ситуация с развитием ИТ в сегменте малого и среднего бизнеса сейчас достигло критической точки, и направление развития этого сегмента во многом зависит и от политики конкретных компаний – потребителей ИТ и от компаний, предоставляющих ИТ-услуги и ИТ-технологии на рынке. Чем быстрее ими будет осознана взаимная полезность, тем меньше недостроенных «коттеджей» будет уродовать ландшафты ИТ-среды и больше ИТ-специалистов останутся в деле, не покинув рынок, который к ним сейчас стоит спиной. Эпоха самостроя закончится и начнется новый этап, который уже будет вынужден считаться с дефицитом квалифицированных кадров.
В следующей своей статье я хотел бы как раз обсудить, какие подходы к решению описанных мною проблем могли бы предложить современные поставщики ИТ-услуг и оборудования для заказчиков СМБ-сегмента.
Начать дискуссию