Маркетинг

Сушите, Шура, сушите. Как восстановить подмоченную репутацию

"Для того чтобы завоевать хорошую репутацию, потребуется 30 лет, для того чтобы ее растерять, хватит и 30 секунд", - пишет в своей статье Джим Карталия, генеральный директор компании Entegra Corporation, занимающейся управлением репутацией. Восстановление репутации потребует больших усилий, чем ее изначальное наращивание.

Александр Цакунов

"Для того чтобы завоевать хорошую репутацию, потребуется 30 лет, для того чтобы ее растерять, хватит и 30 секунд", - пишет в своей статье Джим Карталия, генеральный директор компании Entegra Corporation, занимающейся управлением репутацией. Восстановление репутации потребует больших усилий, чем ее изначальное наращивание.
Репутация компании Sara Lee, мирового производителя пищевых продуктов, рухнула, когда погиб 21 человек, отравившись ее хот-догами. В свое время эту историю подробно описал журнал Forbes. В результате последовавшей мединспекции завода в Мичигане были обнаружены серьезные санитарные нарушения на производстве. Скандал повлек за собой падение цен на акции на 50% (с $30 в середине 1999 г. до $15 в середине 2000-го).

Выплаты пострадавшим и их родственникам составили, по собственным данным компании, $5 млн. Чтобы смягчить ситуацию, Sara Lee произвела несколько показательный увольнений, организовала репортажи с заводов, рассказывающие о новых стандартах чистоты.

С не менее серьезной ситуацией столкнулась во второй половине 90-х российская компания "СИ-ПРО", владелец брэнда "Инвайт". Американский производитель напитка без ведома российского партнера заменил один из ингредиентов напитка. При изменении рецептуры не была учтена жесткость воды в России, и порошок перестал растворяться в воде. Российские дилеры стали возвращать товар.

Компании "СИ-ПРО" удалось добиться того, чтобы американская сторона покрыли часть убытков от возврата товаров. Однако восстановить доверие потребителей было гораздо сложнее. Эта история поставила компанию на грань банкротства.

"В 1997 г. все, что мы наработали за три года интенсивной работы в России, ушло на покрытие убытков, - сказал в одном из интервью "Ведомостям" Сергей Выходцев, председатель совета директор компании "Быстров", который был тогда президентом "СИ-ПРО", - зато мы сохранили деловую репутацию".

По мнению экспертов, нет универсального способа восстановления репутации. В каждом случае нужно подбирать комбинацию из наиболее подходящих для конкретной ситуации.

Сказать правду и повиниться. "В большинстве ситуаций первое, что нужно сделать, - честно признаться", - говорит Игорь Писарский, председатель совета директоров "Р. И. М. Портер Новелли". Сокрытие информации, по его словам, может обернуться еще большей потерей репутации в дальнейшем, когда все раскроется. С ним согласен Борис Фирсов, директор по специальным проектам компании "Михайлов и партнеры": "Честное признание смягчит проблему и сделает ее решаемой". Правда, это нужно делать только в том случае, если компания уверена в собственной виновности.

Очень важно, чтобы высшее руководство компании, а лучше первое лицо публично объяснило, что произошло и что компания собирается предпринять.

На Западе репутация компании - это на 80% репутация ее первого лица, говорит Марина Малыхина, генеральный директор Magram Market Research. "В российских условиях закрытости финансовой информации, - считает она, - эта цифра еще больше, поэтому появление первого лица может оказать большее влияние".

Однажды компания Philip Morris опубликовала результаты своего исследования, в которых говорилось, что прибыль Чехии от налогов на продукцию Philip Morris оказалась намного больше затрат государства на лечение людей от заболеваний, вызванных табакокурением. Помимо этого было отмечено, что ранние смерти, вызванные потреблением табака, оказали положительный эффект на экономику Чехии, поскольку позволили сэкономить деньги на пенсиях, содержании престарелых и медицинской помощи. Очень скоро после этого продажи сигарет в регионе упали.

Стивен Парриш, вице-президент компании, был призван спасать положение: он выступил с заявлением, в котором признался, что исследование было ошибкой и более подобного не будет.

В конце 2002 г. арендодатель производителя аксессуаров для бань и саун компании "Корса АС" сообщил, что не собирается продлевать с ними контракт на следующий год. Было принято решение перевести производство поближе к сырьевым базам - в Поволжье и на Северный Кавказ. Для компании это означало временное снижение качества продукции.

Руководство "Корса АС" решило не замалчивать этот факт. Представители компании объясняют недовольным, что проблема будет решена через 2 - 4 месяца. Они установили ежедневный контроль качества и регулярно ездят в командировки на сырьевые базы. "Теперь помимо сушки дерева мы занимаемся еще и сушкой репутации", - говорит директор компании "Корса АС" Александр Ермошин. В компании уверены, что такой подход позволил минимизировать временное падение объемов продаж.

Поддержать репутацию материально. В 1997 г. в почтовой компании United Parsel Service произошла 15-дневная забастовка курьеров. Согласно разным отчетам, включая собственный, UPS потеряла около 15% своих клиентов, которые ушли к конкурентам. В результате снижения лояльности потребителей упали цены на акции компании, был понижен ее кредитный рейтинг. Для восстановления репутации компании пришлось не только снизить цены на свои услуги, но и усилить рекламную кампанию.

Как известно, хорошая репутация оправдывает высокие цены, плохая - требует низких. Снижение цен может помочь вернуть часть клиентов. "В этом случае будет точно ясно, во сколько именно обошлась потеря хорошей репутации", - говорит Борис Фирсов.

Сергей Николаев, учредитель компании "Золотой крендель", занимающейся производством кондитерских изделий, рассказал, что ему нередко приходится терять деньги ради сохранения репутации. Например, в том случае, если подвел поставщик и приходится перезаказывать товар у другого по завышенным ценам.

У директора группы независимых экспертов "Платан" Евгения Юхневича есть побочный бизнес - торговля металлом. Однажды после поставки арматуры строительной компании клиент сообщил, что товар не соответствует ГОСТу. Зарубки на арматуре действительно находились на разном расстоянии друг от друга, однако продукция все равно оставалась в рамках ГОСТа. Но бизнесмен предпочел заказать новую партию арматуры с другого завода. "Я понимал, что для сохранения моей репутации это будет значить очень много", - говорит Юхневич.

Отвлечь внимание. К этому способу прибегла компания МТС, когда после появления в прессе данных о рассекречивании базы срочно стала инициировать другие информационные поводы. Через три дня после скандала пресс-службой МТС был разослан релиз о том, что, по данным европейского агентства, она является самой агрессивной на российском рынке сотовой связи. Потом - релиз о том, что она спонсирует команду "Формулы-1". Все это было призвано отвлечь прессу от разговоров об украденной базе.

"С применением этого метода надо быть предельно осторожным, - советует Сергей Танащук, менеджер по развитию бизнеса компании Global Works, - рано или поздно компанию, отвлекавшую внимание общественности, спросят, почему тогда не было сказано об основной проблеме". Это, в свою очередь, может серьезно навредить репутации.

По словам Оксаны Григоровой, менеджера по репутации компании "Тинькофф", на такие меры можно идти, если негативная информация уже стала достоянием общественности. "В таких случаях отвлечение внимания должно быть четко продумано, иначе компания может получить двойной удар, - говорит Григорова. - При недостаточности информационных поводов ее могут обвинить в том, что она намеренно уводила общественность от реальных проблем".

Восстановить репутацию по частям. Этот метод отличается тем, что потерянная репутация восстанавливается сначала среди части аудитории. "Из 10 поставщиков можно наладить отношения сначала хотя бы с тремя и стараться с ними вести бизнес предельно аккуратно, - говорит Фирсов, - рано или поздно это приведет к тому, что они расскажут остальным".

Компенсировать негативную информацию позитивной. Так поступили в одной из российских региональных компаний, собираясь существенно сокращать штат персонала. На общем собрании директор сообщил об увольнениях и их причинах. Одновременно стартовала программа по поддержке малого бизнеса в регионе и открылись центры по перепрофилированию специалистов. И то и другое финансировалось из прибыли компании. По мнению Сергея Топилина, исполнительного директора агентства "Михайлов и партнеры", благотворительность - очень действенный способ восстановления репутации. Однако и его тоже стоит использовать аккуратно. По его мнению, благотворительность должна укладываться в стратегию. "Иначе партнеры могут расценить это не как благотворительность, а как вывод денег из основного бизнеса", - говорит он.

Несмотря на обилие способов восстановления репутации, это хлопотное и малоприятное дело. Лучше беречь ее изначально.

Начать дискуссию

Налоговый терроризм, уплата взносов предпринимателем-пенсионером, налоговая помощь Трампа Байдену в обзоре

События дня. Налоговые события.

Обзоры для бухгалтера

Знакомство с экспертами Клерк.Консультаций: Надежда Камышева

Мы начинаем вести серию заметок о наших экспертах. Сегодня рассказываем о самом опытном эксперте — Надежде Камышевой, которая уже более 20 лет помогает бухгалтерам решать их рабочие вопросы.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк

На 6 рублей в 6-НДФЛ могут быть отклонения. Богатым инвесторам обещают вернуть больше НДФЛ. 🙏«Ночной бухгалтер» № 1728

Не стоит волноваться, если при умножении дохода на ставку рассчитанный налог в 6-НДФЛ не сойдется с реальным. Чем больше сотрудников, тем больше может быть разбег.

На 6 рублей в 6-НДФЛ могут быть отклонения. Богатым инвесторам обещают вернуть больше НДФЛ. 🙏«Ночной бухгалтер» № 1728

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
IT-компании

Свыше 18 тысяч IT-компаний продлили аккредитацию. Но это не все

2 тысячи компаний в сфере IT решили не подавать заявление на продление аккредитации. Они перестали соответствовать критериям.

Миграционный учет

Мигрантам предлагают носить цифровые браслеты

Чтобы следить за перемещениями мигрантов внутри РФ, власти хотят надеть на них цифровые браслеты и заставить приезжих проходить дактилоскопическую регистрацию.

Налог на имущество

Долги по налогу на имущество сократились на 31%

19 млн россиян закрыли долги по налогам после введения ЕНС.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Бесплатно с Уведомление по ЕНП

Какие налоги войдут в уведомление по ЕНП в июле 2024 года

В июльском уведомлении не будет взносов. В него войдет НДФЛ и квартальные авансовые платежи по другим налогам.

Какие налоги войдут в уведомление по ЕНП в июле 2024 года

ФАС признала недобросовестной конкуренцией копирование упаковки бренда «AXE»

Производителю запретили выпускать дезодоранты и гели для душа «EXXE» в упаковке, которая копирует фирменный стиль бренда «AXE».

6-НДФЛ

Как отразить отпускные в форме 6-НДФЛ

В статье расскажем, как отразить отпускные в форме 6-НДФЛ, как правильно заполнить расчет и не допустить ошибок.

Как отразить отпускные в форме 6-НДФЛ
Маркетплейсы

Что такое оборачиваемость товаров и как ее рассчитать

Продавцу важно правильно управлять товарными запасами: вовремя привозить поставки на склад, закупать не слишком большие, но и не маленькие партии. Справиться с этой задачей помогает расчет оборачиваемости товаров. Рассказываем, о чем говорит этот показатель и как его посчитать.

Что такое оборачиваемость товаров и как ее рассчитать

Повышение утильсбора будет поэтапным до 2030 года

Минпромторг сообщил, что продолжает анализировать поступающие предложения по индексации утилизационного сбора.

Ценные бумаги

Что такое депозитарий и какова его роль на рынке ценных бумаг

В этом материале рассказываем, зачем нужен депозитарий, какова его роль в инвестициях и как проверить его надежность.

Что такое депозитарий и какова его роль на рынке ценных бумаг
Лицензирование

На Госуслугах можно будет получить лицензию на дезинфекцию, дезинсекцию и дератизацию

Роспотребнадзор утвердил Административный регламент по предоставлению государственной услуги лицензирования деятельности оказания услуг по дезинфекции, дезинсекции и дератизации.

Кредитные карты

Россияне стали брать больше денег по кредитным картам

Рост ключевой ставки ЦБ не ослабил спрос на кредитные карты. Клиенты стали чаще пользоваться беспроцентным периодом при оформлении таких продуктов.

🥳 Успейте купить онлайн-курсы по 3 290 рублей в честь Дня рождения школы «Клерка»! Акция действует до 22 июля

22 июля нашей школе пять лет! Мы хотим разделить этот праздник с вами, поэтому устраиваем суперакцию на онлайн-курсы. До понедельника, 22 июля, вы можете купить курсы по учету на маркетплейсах, финансовому анализу, ВЭД, работе на УСН и зарплате всего за 3 290 рублей.

Обучение для бухгалтеров

🎂 Суперакция в честь Дня рождения школы «Клерка»! Онлайн-курсы по 3 290 рублей

Какой же праздник без подарков? 22 июля мы отмечаем наш первый юбилей — 5 лет школе «Клерка»! До понедельника, 22 июля, вы можете купить курсы по учету на маркетплейсах, финансовому анализу, ВЭД, работе на УСН и зарплате всего за 3 290 рублей. Успейте воспользоваться выгодным предложением!

🎂 Суперакция в честь Дня рождения школы «Клерка»! Онлайн-курсы по 3 290 рублей
Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: Microsoft допустил глобальный технический сбой, в Москве «оранжевый» уровень из-за грозы, X5 начала доставлять посылки

Подготовили обзор главных событий дня — 19 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

КоАП РФ

Решено, кто будет рассматривать жалобы на постановления административных комиссий

Минюстом разработал проект закона с изменениями в КоАП по конкретизации полномочий по пересмотру постановлений по делам об административных правонарушениях.

Бизнес не прошел проверку по 115-ФЗ: возможно ли исправить ситуацию

Многие предприниматели считают, что решение банка не в пользу клиента после запроса документов по 115-ФЗ — это конечная точка бизнеса. Однако, это далеко не так: банки стараются выстраивать отношения по принципам долгосрочного сотрудничества и помогать компаниям. Например, Сбер позволяет продолжить ведение бизнеса после блокировки по 115-ФЗ, если клиент скорректирует свою деятельность. Как получить помощь в Сбере после такого решения рассказываем в статье.

Бизнес не прошел проверку по 115-ФЗ: возможно ли исправить ситуацию

Интересные материалы

Ведение бизнеса

Нюансы успешного делового общения с партнерами из Китая: правила, тонкости, особенности менталитета

Сегодня торговые контакты РФ и КНР вышли на новый уровень и развиваются быстрыми темпами. Поэтому вопрос правильного ведения переговоров с китайцами выходит на первый план. Чтобы найти общий язык, важно уважать своего собеседника, его принципы и привычки — только тогда можно получить положительные результаты и заключить выгодный контракт.

Нюансы успешного делового общения с партнерами из Китая: правила, тонкости, особенности менталитета