Хотите разослать свое рекламное сообщение миллионам ничего не подозревающих абонентов? Нет ничего проще! Организовать это вам помогут сотни полулегальных SMS-центров, с которых оператор связи не спросит никаких подтверждающих документов о том, что пользователи выразили однозначное желание получать весь этот рекламный мусор. Операторы связи просто возьмут деньги за отправку SMSок и постараются не замечать недовольства своих клиентов. Деньги-то не пахнут.
Вам приятно, когда рекламные SMSки, рассказывающие о совершенно бесполезных товарах и услугах приходят к вам ночью? Или постоянно забивают память вашего устройства в течение дня? Для этого совершенно не обязательно давать согласие на получение таких сообщений — достаточно просто один-другой раз "засветить" свой номер в какой-либо базе клиентов, которыми торгуют все кому не лень.
Особенно напрягают пользователей рассылки из серии "ОСАГО, КАСКО, диагностические карты недорого", которые начинают атаковать их каждый год перед покупкой нового полиса на свой автомобиль.
Базы таких данных продаются на рынке каждый день и позволяют "заваливать" пользователей сотовой связи SMS-спамом практически круглосуточно.
Организовать массированную рассылку сообщений можно по цене всего в 5-8 копеек за каждую SMSку. Единственное, что волнует организаторов таких SMS-центров — это чтобы не было политических лозунгов и сообщений "с призывами к собраниям". Все остальное — без проблем. Кстати, интересный вариант обхода всех запретов в отношении SMS-спама придумали отдельные "талантливые инноваторы". SMS с ID в виде любого отправителя (например, торговой компании или продавца какой-либо полезной услуги) вам приходит, но формально оно отправляется с какого-либо "левого" номера, зарегистрированного на гостя из южной республики, подключенного к какой-либо акции с дешевыми SMSками. Отключить этот номер, который и так куплен для одной-единственной рассылки, оператор может, но отправить его заранее списывает в утиль.
В настоящий момент операторы связи не несут практически никакой ответственности за незаказанный SMS-спам. Пользователю надо долго и муторно "стучатся" в ФАС, чтобы опсоса показательно отшлепали за его тупую активность в этом сегменте рынка - да и то дело ограничится символическим штрафом в несколько десятков тысяч рублей в самом худшем случае. При том, что наказать "рекламодателей" в принципе нереально - договора на отправку SMS если и есть, то с третьими лицами. То есть все об этом знают, но никто ничего не делает. Операторы связи, в частности, привычно бубнят клиентам в трубку, что "эти сообщения отправляет сторонняя компания и мы повлиять на нее не можем". На самом-то деле еще как могут - просто не хотят. Не смотря на декларацию о том, что "у нас работают самые современные SMS-центры с фильтрацией спама" ни у одного оператора нет нормальной услуги по защиту от SMS-спама со стороны сторонних отправителей. В принципе, от большей части бреда со стороны опсоса можно защитится если активировать себе услуги по запрету отправки рекламных сообщений от своего поставщика услуг связи - но это не распространяется на лохотереи и "специальные сервисы", а также всевозможные бонусные программы, которыми они любят называть свои "специальные предложения". Максимум, что может сделать опсос - это отключить вас от какой-то конкретной рассылки, но не от всей рекламы целиком.
Интересно, что в соответствии с «Условиями оказания услуг связи», разработанными каждым оператором и размещенными в качестве публичной оферты на официальных сайтах компаний в сети Интернет, абонент соглашается на весь срок действия договора об оказании услуг связи, подписанного сторонами, на получение рекламы при использовании услуг связи. По умолчанию! при этом абонент вправе в любое время выразить свой отказ от получения рекламы в письменном виде или путем подключения соответствующей услуги.
Время от времени различные территориальные подразделения ФАС пытаются с этим беспределом справится, но вяло, без огонька. Что они по сути-то предлагают клиентам опсосов? "Для решения данного вопроса ФАС России настоятельно рекомендует получателям СМС рекламы до обращения в антимонопольную службу... обратиться к своему оператору мобильной связи, направив письменный отказ по почте с уведомлением о вручении (отправка письма по электронной почте не является доказательством его получения надлежащим лицом); более надежный вариант - составить письменный отказ от получения СМС рекламы в двух экземплярах на имя руководителя компании-оператора мобильной связи. Первый экземпляр передать лично представителю в офисе компании, на Вашем втором экземпляре - поставить вх. № и /или подпись должностного лица". Понятно, что такие бумажки нужны, но сколько людей будет готово это организовать? Полагаю, что мало.
Если оператор не ответит вам в срок и будет продолжать отправлять рекламу, то тогда и только тогда можно уже обратится в территориальное управление ФАС с заявлением и приложить к нему... копию обращения к оператору мобильной связи, фотографические снимки рекламных сообщений с экрана мобильного телефона, распечатку сообщений, полученную от оператора связи, а также... копию договора с оператором на оказание услуг мобильной связи. Первые три пункта более-менее понятны, а вот последний пункт меня смущает - мало кто помнит где у них установочные данные "на мобильник" находятся.
Самое интересное в том, что согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе телефонной, в отсутствие предварительного согласия абонента на получение рекламных сообщений не допускается. Ответственность за данное нарушение несет распространитель рекламы. Штраф здесь может достигать 500 тыс. руб., вот только мало кого могут "натянуть" на максимальное количество денег.
В этой связи хочу отметить еще одну "интересную" особенность - рекламные SMSки, которые пользователи получают после пополнения счета мобильного телефона. Особенно "любят" этот вариант заработка в Qiwi, бомбардируя те телефоны, на которые перечисляются деньги, рекламными сообщениями далеко не один раз после перечисления денег с помощью автомата. И ведь отказаться от такой "услуги" никак не получается - галочки "на согласие", чтобы "снять" ее на мониторе терминала не предлагается. А там, где она все-таки присутствует, выглядит она очень неприглядно и с минимальным экранным шрифтом, поясняющим что же это такое (у Qiwi желание получать рекламу и вовсе в текст оферты включено). Понятно, что бизнес терминалов самообслуживания страдает от небольшой маржи (если забывать о серой обналичке), но попытка заработать откровенно хамским образом не радует. Тоже самое относится и к рекламе опсосов, которая "вываливается" после каждого запроса, например, баланса - в виде SMS или по USSD. Рекламирует компания, обычно, свои услуги связи - но далеко не самые полезные. Причем, аналогичным образом отказаться от такой "информационной добавки" никак не получается - все в принудительном порядке организуется со стороны операторов связи.
Начать дискуссию