Реклама

Мысли о рекламе

Выбор целевой аудитории для рекламы товара основывается на характеристике большинства людей, семей, норме поведения для данного общества.

Время от времени ко мне на электронную почту приходят письма от посетителей моего сайта. Большинство писем являются просьбами: «помогите придумать акцию», «скажите, как составить коммерческое предложение», «подскажите, как сделать то-то»… Короче говоря, в основном люди хотят, чтобы за них кто-то что-то сделал (в данном случае они хотят, чтобы за них что-то сделал я). На что-то я отвечаю, на что-то не отвечаю (например, на истерику по поводу того, что «я – Маркетолог, учился/ась целых 5 лет, получил/а высшее образование, а меня на работе никто не ценит и не прислушивается к моим очень важным, ценным, полезным, гениальным советам и мыслям»). Но бывают и письма без просьб, письма с мыслями, советами, письма, где люди делятся опытом.

Вот и ещё одно такое письмо пришло недавно ко мне на почту. Девушка, написавшая его, разрешила опубликовать его на сайте и дать к нему комментарии (некоторые люди стесняются размещать свои мысли на общественное рассмотрение, поэтому я спрашиваю разрешение на это). Поэтому читаем:

Выбор целевой аудитории для рекламы товара основывается на характеристике большинства людей, семей, норме  поведения для данного общества.

Судя по многим роликам на ТВ, складывается такой портрет семьи:

Жена – скандальная тетка, которая заправляет всеми делами в семье, «гнобит» мужа при детях (которые, кстати сказать, тоже не особо-то и уважают своего отца-размазню).

Муж – слабый, неспособный принимать решения, не имеет право голоса,  не умеет делать элементарных вещей в быту и, по большому счёту, идиот.

Бабушки – классика жанра: придираются к ведению домашнего хозяйства, критикуют всех, предположительно сами делают все идеально.

Дедушек показывают редко, видимо исходя из статистики смертности мужчин.

В семье отсутствуют партнерские отношения. А дети – источник постоянных проблем, требующих своевременного погашения (болезни, грязь, шум, надоедание родителям с просьбой поиграть).

Сейчас реклама по ТВ занимает довольно большой объем времени, и уже не так просто понять, когда мы видим портрет обычной семьи, а когда происходит уже формирование навязанного образа.  Ведь нормальным люди считают, в том числе, то, что видят чаще всего, в том числе по телевизору.

Ключевым моментом в рекламе с использованием семей, является приобретение рекламируемого продукта, для наведения порядка, мира в семье. Это тревожит, так как в мозгах людей устанавливаются прочные связи:

  1. Заболел – купи и выпей таблетку.
  2. Хочешь позаботиться о здоровье ребенка (матери, отца, мужа) - покупай  дорогие продукты (актимель какую-нибудь) и таблетки и начинай поить ими постоянно.
  3. Если ребенок учится в школе – ему для успеха нужен ноутбук.
  4. Хочешь есть – съешь шоколадный батончик.
  5. Хочешь бодрствовать, а организм хочет спать – выпей «ред булл».
  6. В стрессе – начинай принимать таблетки.
  7. Если нет денег, а купить хочется – возьми кредит и купи.

Люди перестали пользоваться бесплатными способами, о которых нужно лишь подумать:

  1. Заниматься спортом,  закаляться,  чтобы не болеть и не испытывать стресс.
  2. Помогай ребенку с уроками – и он будет хорошо учиться.
  3. Не высыпаешься – нужно спать, а не пить бодрящие напитки.
  4. Думать, чем ты будешь обедать/перекусывать, а не есть, что подвернется под руку.
  5. Если нет денег на покупку – копи или не покупай в кредит.

С точки зрения роста объема потребления и траты денег людей, это, безусловно, надежный путь.  Главное чтобы у людей на каждую проблему был свой, желательно дорогой способ ее решения, чтобы они ни в коем случае не успели подумать. А то вместо какого-нибудь «терафлю» на ночь возьмут и поедят малинового варенья, не купленного  в магазине, а сваренного из ягод, собранных на своей даче.

Крик души! Ну, или почти он.

И я с ним согласен. Но согласен именно с фактом того, что есть на экранах, а не с тем, почему так происходит.

Действительно, смотря рекламные ролик (не все, конечно, но приличную их часть), может сложиться  впечатление, что семьи в нашей стране не фонтан. Как написано в письме, можно действительно сделать вывод, что мужчина в семье дебил, неудачник, неумеха, подкаблучник и т.д. и т.п. Его не особо ценит и уважает семья, включая, и жену, и детей. Хорошим образцом такого ролика может служить ролик майонеза «Слобода», который размещён у меня в материале «Рекламные глупизмы».

Но это всего лишь ответ на то, что интересно и востребовано публикой. Не всей, конечно, а лишь той, что является целевой аудиторией данной рекламы и собственно рекламируемого продукта. Ведь где, в рекламе каких товаров чаще всего используются такие образы? В основном это товары, предназначенные для женщин с использованием в домашнем хозяйстве: продукты и бытовая химия (чаще всего чистящие средства), то есть товары для «домохозяек». Целевая аудитория этой рекламы и этих товаров – женщины, суетящиеся на кухне и моющие пол (сейчас речь идёт именно о первой части письма, то есть о рекламном «портрете семьи»). Конечно же не все женщины-хозяйки, а те из них, кто считает, что они «прут весь дом на себе», а муж-«рукикрюки» дома «палец о палец не ударит», что без них всё домашнее хозяйство рухнет и, конечно же, муж не сможет даже найти два одинаковых носка. Такие женщины понимают где-то в глубине мозга, что они, по сути «колобки в бигудях», но всеми силами заталкивают эту мысль в самые потаённые закутки своего мозги и накладывают сверху сказку о муже-недотёпе.

Кстати, почему-то мне кажется, что такой миф о мужьях-недотёпах появился и поддерживается благодаря стараниям самих мужей. Ведь очень удобно сделать что-то так, что бы тебя потом уже никогда не попросили это делать: например, приготовить рыбу так, что бы кухня потом была вся в чешуе, плита забрызгана маслом, а во всей квартире стоял неприятный запах неправильно пожаренной рыбы! Ну или сходить в садик за ребёнком так, что бы тебе уже никто и никогда просто не доверил этого удивительно сложного дела. Не правда ли, удобно!?

Так что не реклама навязывает «портрет семьи», а лишь потребность части общества подталкивает рекламщиков использовать востребованный «портрет». Конечно, рекламщики могли бы в рекламе использовать ТОЛЬКО самый «правильный» портрет семьи, но проблема в том, что люди сами по себе очень сильно отличаются друг от друга (например, по вероисповеданию, цвету кожи, образованию, умственному развитию, достатку, образу жизни и т.д. и т.п.), а значит единого «правильного» портрета семьи просто не существует. Спрос рождает предложение!

В своё время я довольно часто сталкивался с описаниями целевых аудиторий, которые делались для определённых продуктов.  И всегда это были такие описания, которые были бы приятны и самим покупателям, и директорам. Это всегда «прилизанные» описания ЦА, даже если в реальности покупатели не выглядят такими, какими их пытаются описать маркетологи.

И никогда мне не попадались описания ЦА, где бы в описании покупателя/потенциального покупателя/клиента применялись выражения типа «алкаши», «нищие», «отбросы общества» (я ни в коем разе не валю в одну кучу людей с доходом ниже прожиточного минимума и, например, алкашей, - как говорится, от тюрьмы и от сумы не зарекайся) и т.п. Хотя надо понимать, что часть продающихся у нас товаров нацелены именно на эти категории покупателей: креплёное дешёвое пиво в ПЭТ, водка по самой низкой цене, аптечная настойка боярышника, дешёвое «сливочное» масло, в котором животного жира не найти даже под микроскопом и много ещё чего. Наверно, для таких товаров и не делают описания ЦА, а если и делают, то опять же пишут там всякую чушь «прилизанную», ведь не дай бог, вы напишите правду и эта правда попадёт во внешний мир – вас обвинят в неуважении своих покупателей, а также во всех смертных и не очень смертных грехах.

С первой частью письма немного разобрался. Теперь перейду к части второй: Установление прочных связей типа «Заболел – купи и выпей таблетку».

Да, несомненно, такие связи в головах людей устанавливаются. Да, это связи заменяют собой прежние связи (например, предыдущую связь «Простыл – поешь малины»).

Но почему это происходит? Хотя нет, для начала надо задать другой вопрос: что даёт такая замена? Например, что даёт при простуде замена таблеткой малинового варенья и чая из лечебных трав? Ответ получаем такой:

1) Замена даёт простоту в использовании (экономию времени и сил);

2) Замена даёт осознание того, что Я могу себе позволить что-то более дорогое, чем «бабкины средства»

3) Замена даёт без стеснения использовать лекарства в присутствии других людей, например, на работе.

4) Замена даёт возможность показать серьёзность проблемы: одно дело ЛЕЧИТЬСЯ таблетками за 500 рублей, а другое дело пить бесплатный липовый цвет и есть бабушкино варенье.

Ну а теперь всё-таки перейду к вопросу «Почему происходит замещение одних устоявшихся связей другими?»

Хотя нет, этому вопросу я посвящу отдельный материал (для одной статьи написанного текста уже более, чем достаточно). Будет ли он объёмным или уместится в пару абзацев, я пока не знаю, но всё-таки сделаю его отдельно. Возможно, комментарии к уже написанным мыслям дадут повод для дополнительного размышления, - поэтому прошу не стесняться, комментировать и высказывать собственные мысли.

Начать дискуссию