Ведение бизнеса

Неблагодарное дело

Фраза «Прогноз — дело неблагодарное» давно стала крылатой.

Фраза «Прогноз — дело неблагодарное» давно стала крылатой. Между тем именно прогнозирование размера будущих денежных потоков может сыграть важную роль в достижении желаемой для продавца бизнеса цены. Остается только убедить неблагодарного покупателя.

До сих пор основным методом оценки стоимости российских малых и средних компаний остается доходный — в отличие от развитых стран, где превалирует сравнительный подход¹. Особенно прижился на отечественной почве метод дисконтирования денежных потоков (ДДП), поскольку в нем заложено немало возможностей для подгонки цифр под нужный результат.

Достичь желаемой цифры можно несколькими способами — например, играя длительностью прогнозного периода, ставкой дисконтирования и прогнозом размера будущих денежных потоков. Увеличение количества прогнозных лет, к примеру, с пяти до восьми даст весьма небольшую прибавку, поскольку текущая стоимость будущих доходов с каждым годом снижается в геометрической прогрессии, стремясь к нулю. Заниженная ставка дисконтирования, несопоставимая со степенью риска для небольшого и даже среднего бизнеса, значительно увеличивает срок окупаемости и снижает инвестиционную привлекательность.

Другое дело — прогноз будущих денежных потоков². По правилам, он должен основываться на достигнутых результатах (ретроспективных данных за 3–5 лет) и статистических методах. При этом необходимо опираться и на маркетинговые инструменты: данные по экономике в целом и отрасли, обзоры и прогнозы специалистов, а также экспертное мнение оценщика. Хорошо еще, что не астролога.

Давайте мысленно вернемся на несколько лет назад. Ав­гус­тов­с­кий кризис 1998-го запустил механизм импортозамещения, а либеральная экономическая и налоговая политика подтолкнула рост малого и среднего бизнеса. Что в итоге и привело к повышению покупательной способности граждан, подмосковному строительному буму и резкому росту цен на недвижимость. Ожил и рынок купли-продажи бизнеса. Эйфория, охватившая предпринимательский люд, постепенно привела к надуванию «пузыря»: в сделках купли-продажи, прямого инвестирования, слияний и поглощений все б’ольшую роль играли эмоции и ожидания светлого будущего. Для оправдания ожиданий строились радужные прогнозы бесконечного экспоненциального роста.

Готовя материал для публикации, я выборочно проанализировал прогнозы, содержащиеся в инвестиционных меморандумах 2005–2008 годов. Практически во всех документах рост конкретной компании планировался на уровне, превышающем прогнозы роста отрасли в 2–3 раза, — и так вплоть до 2011–2014 годов (а в отдельных случаях — и на бесконечную перспективу). Банки охотно кредитовали компании под залог недвижимости (и под грабительский процент) на перевооружение и расширение производства. Предприниматели вместо реинвестирования прибыли покупали недвижимость и непрофильные активы. Производители и торговые компании активно осваивали верхний ценовой сегмент и интернет-пространство.

Наступившее в 2008 году отрезвление почувствовали и те мои клиенты, кто не успел продать бизнес по нереальной цене, и те, кто успел по нереальной же цене что-нибудь прикупить. Прошло уже немало лет с той поры, и только сейчас стало понятно, что такого милого строительного бума больше не будет никогда. Планам по открытию за год сорока туристических агентств, сети ювелирных магазинов и салонов элитной сантехники, увеличению в разы тиража элитного журнала стоимостью 2,5 тыс. рублей за номер никогда не суждено сбыться. Более того, уже сильно поистрепалась тема легкого заработка в онлайн-торговле, на контекстной рекламе и платежных терминалах.

После «разбора полетов» можно сделать несколько выводов, до которых мы не могли додуматься в те времена.

  • Феномен роста бизнеса в первые годы после его создания закономерен, но не вечен: рано или поздно наступает следующая стадия жизненного цикла. И эффект «низкой базы», который свойствен первому этапу, не должен никого вводить в заблуждение на этапе следующем.
  • Компания не может расти в разы быстрее рынка длительное время. На определенном этапе потребуются серьезные вложения в модернизацию, новые продукты, в менеджмент и маркетинг.
  • Рост любого сегмента рынка тоже имеет свойство заканчиваться. Примеров масса: производство строительных и отделочных материалов, а также мебели, издательский и туристический бизнес, люксовый сегмент товаров народного потребления.
  • Рост бизнеса не может в разы превышать темпы роста экономики в целом на бесконечную перспективу. Если вы всерьез закладываетесь на это — проделайте шутливый расчет, чтобы определить, через сколько лет ваша выручка сравняется с ВВП страны.
  • Риски, которые привносят в мировую экономику глобализация и технологическая революция, делают даже среднесрочное прогнозирование все более и более неблагодарным делом.

К сожалению, далеко не все предприниматели сделали надлежащие выводы. А если и сделали, то с упорством, достойным лучшего применения, продолжают строить радужные прогнозы. Например, небольшая торговая компания, имея один-единственный собственный магазин, ищет инвестора для открытия ста точек по продаже элитного испанского напольного покрытия, уповая на рост доходов столичного и подмосковного населения. Архангельский предприниматель, чей загородный пансионат заполнен туристами в среднем на 16%, считает единственным способом развития своего бизнеса создание на его базе СПА-центра мирового уровня. Естественно, на деньги инвестора.

Наверное, не все так пессимистично, как представляется автору. Однако я уже остерегаюсь оценивать бизнес исключительно по его перспективам и очень настороженно отношусь к аналогичным поползновениям со стороны моих клиентов.

__________________________

1 В нашей стране применение сравнительного (рыночного) подхода ограничено из‑за отсутствия в свободном доступе достаточного количества данных по сделкам с компаниями-аналогами.

2 Для малых и средних компаний денежный поток почти всегда равен чистой прибыли. 

Начать дискуссию