Инвестиции

Почему венчурные инвесторы жадные?

Часто в разговорах с проектами от стартаперов звучат фразы: "Мы вернем ваши инвестиции через 2,5 года!", "У нас низкорискованный проект, который будет расти по 30% в год!", "Зачем вам 20% в проекте, ведь даже 10% позволят заработать вам пятикратно!". На первый взгляд – очень привлекательные предложения! Но только если вы банк и берете под залог проекта недвижимость заемщика.

Часто в разговорах с проектами от стартаперов звучат фразы:

  • "Мы вернем ваши инвестиции через 2,5 года!"
  • "У нас низкорискованный проект, который будет расти по 30% в год!"
  • "Зачем вам 20% в проекте, ведь даже 10% позволят заработать вам пятикратно!"

На первый взгляд – очень привлекательные предложения! Но только если вы банк и берете под залог проекта недвижимость заемщика.

Венчурный бизнес на то и венчурный, что он самый рискованный – и если проект прогорел, то в большинстве случаев инвестор ничего не сможет вернуть. Совсем ничего! Ликвидационная стоимость интернет-проектов почти всегда равна нулю.

При этом, так как венчур более рискованный, чем депозит в банке или чем фондовый рынок, то инвестор ожидает большего возврата на вложения. Если в России для банковского депозита 10% – это хорошо, для фондового рынка при умелом обращении можно получить 30% доходности, то от венчурных вложений ожидают не менее 50% годовых.

При длительности нахождения в проекте инвестора в 5 лет (а часто инвестору приходится быть в проекте 7-10 лет) на вложенные $100 тыс. при плановой годовой ставке в 50% нужно на выходе из проекта вернуть более $750 тыс. или, другими словами, увеличить вложенную сумму в 7,5 раз!

Даже без применения Excel можно понять, что при таких условиях инвестора уже совершенно не привлекает перспектива предложений «мы будем расти на 30% в год» и «вернем ваши инвестиции через 2,5 года».

На самом же деле ситуация еще более жесткая!

На зрелых стартап-рынках США и Израиля только каждый десятый(!) проект успешен, а остальные девять проектов приносят убытки. Конечно, эта цифра зависит от конкретного фонда и от стадии инвестирования. Очевидно, что проекты на посевной стадии на порядки рискованнее, чем проекты на стадии pre-IPO, но, так или иначе, ситуации, когда фонду удается обеспечить себе прибыль на всех портфельных компаниях, крайне редки.

Пусть фонд, в который вы пришли, работает в четыре раза лучше рынка и обеспечивает четырем проектам из десяти успешное будущее, а смертность составляет только 60%.

Тогда при инвестировании фонд должен помнить о своих 50% годовых и обязан учесть, что оставшиеся четыре проекта будут компенсировать еще и потери от остальных шести неудачных.

И в этих условиях уже недостаточно заработать на проекте в 7,5 раз, необходимо на каждом из четырех выживших проектов обеспечить среднее увеличение инвестиций уже в 18,75 раз!

Именно исходя из этой драконовской цифры и смотрит на проект и на свою долю в проекте инвестор. Конечно же, такая высокая планка отрезает от интересов инвесторов большинство проектов.

Теперь вы знаете, почему инвесторы хотят много – полагаю, это знание будет стимулировать превращение амбиций стартаперов в глобальные!

Начать дискуссию