Даже если вы вложили в свой бизнес душу, узнайте, сколько он стоит и как сделать его дороже. Может оказаться, что вырученных денег, помноженных на ваши опыт и знания, хватит на создание нескольких подобных компаний.
«Существуют два крайних случая отношения
собственника к бизнесу:полное отстранение от управления (яркий пример –
держатели акций) или совмещение функций владельца и управляющего в одном
лице, – говорит исполнительный директор ЗАО «Решение» Владимир Сократилин.
– Большинство ситуаций–промежуточные, они и определяют стратегию поведения
собственника и его готовность расстаться с бизнесом. Причем со временем ситуация
может меняться».
Зачем продается
«Сегодня некоторые бизнесмены вообще приобретают предприятия,
чтобы их потом дороже продать. Это целый бизнес, в котором все зависит
от умения владельца почувствовать недооцененность бизнеса и добиться
повышения стоимости. Так, можно купить кафе, сделать в нем ремонт,
провести рекламную кампанию, нанять хороший персонал, а затем продать его
за большие деньги, – добавляет генеральный директор ООО «Бизнес-Брокер
Консалтинг» Владимир Новиков. – На подобные проекты может уходить от полугода
до нескольких лет. Причем это не означает, что предприятие продается затем
по завышенной цене, ведь мы не заинтересованы разочаровывать покупателей».
Наконец, бизнес-брокеры рассказывают,
что в последнее время к ним часто приходят заявки подобрать для
приобретения, например, салон красоты или магазин в определенном районе.
Причем, как говорят специалисты, собственники подходящих предприятий вполне
спокойно реагируют на подобные предложения. Основная цель покупателей –
купить действующую фирму для встраивания в собственную структуру,в такой
ситуации собственник может выручить за бизнес вполне приличную сумму. «Рынок
развивается, в Петербурге активно работают московские компании. Многие
компании оптимизируют свою структуру. Может выясниться, что в холдинге
не хватает, например, автотранспортного предприятия, – рассказывает
г-н Новиков.–Тогда бизнес-брокеры по заявке потенциального покупателя изучат
рынок и проведут переговоры». Кстати, специалисты отмечают, что на вырученные
от продажи компании деньги часто приобретается другая фирма, то есть, говоря
риэлтерским языком, сделка приобретает характер встречной покупки.
Как
оценивается
Бизнес-брокеры оценивают не столько имущество
продаваемого предприятия, сколько в целом его экономический потенциал,
на который влияют также и деловые связи, рынки сбыта, персонал, репутация.
«Мы работаем с компаниями, которые не являются публичными, поэтому практически
не пересекаемся с инвестиционными компаниями, продающими и покупающими
доли в крупных предприятиях. Это совершенно другой рынок»,–прокомментировал
Владимир Новиков. Часто за продажу фирм берутся риэлтеры, но, как говорят
бизнес-брокеры, им не всегда хватает знаний, чтобы правильно оценить компанию.
Кроме того, риэлтеры часто пытаются заработать как на продавце, так и на
покупателе бизнеса, что сильно усложняет процесс переговоров и может завести
их в тупик.
Оплата
услуг бизнес-брокера осуществляется продавцом, комиссия составляет 10%.
Таким образом, покупатель ничего не переплачивает за компанию. Кроме того,
бизнес-брокеры всегда готовы дать консультацию по повышению стоимости бизнеса
(нередко бесплатно) или оценить его. Как сообщили в одной из компаний,
специализирующейся на продаже готового бизнеса, «наши оценщики не используют
рекомендованные Российским обществом оценщиков (РОО) тарифы, что позволяет
снизить стоимость услуг по оценке (минимум $1000 против $2500, рекомендованных
РОО)».
Независимо от того, как был
приобретен бизнес (создан «с нуля» или куплен у предыдущего владельца),
консультанты советуют регулярно интересоваться его стоимостью. Во-первых,
рост стоимости–показатель эффективности управления. Во-вторых, в жизни
могут меняться обстоятельства, и в условиях недостатка времени от подготовленности
бизнеса к продаже зависит сумма, которую за него можно будет выручить.
«Правда, некоторые собственники могут посчитать оценку, выданную специалистами,
заниженной и стараются продать компанию дороже. В этом случае они должны
быть готовы к отсрочке», – резюмировал Владимир Новиков.
Где гарантии
При продаже бизнеса
необходимы гарантии для обеих сторон сделки. Бизнес-брокеры позволяют
пройти всю процедуру купли-продажи правильно и без сюрпризов. «После того
как фирма выставлена на продажу, мы ищем для нее покупателя. Даже если
на фирму находится несколько желающих, аукцион мы не устраиваем,–говорит
Максим Гудков, бизнес-брокер, сотрудник «Консалтинговой группы «Магазин
готового бизнеса».–Потенциальный покупатель заключает с нами и продавцом
трехстороннее соглашение о намерениях и вносит задаток, как правило, это
10% стоимости фирмы (максимум–30%). Затем, когда все документы для переоформления
фирмы на нового собственника подготовлены, покупатель резервирует оставшуюся
сумму. После получения выписки из ЕГРЮЛ продавец получает деньги за проданный
бизнес, а покупатель становится полноправным владельцем фирмы.
Интересная деталь: на рынке готового бизнеса нет
случайных покупателей. Специалисты отмечают, что новички, не имеющие опыта
работы в бизнесе, понимают ответственность и не рискуют начинать работать
в действующем бизнесе. Даже если приобретается компания для жены или дочки,
всегда есть кто-то старший (муж, отец), кто курирует бизнес.
«В среднем бизнес продается в течение шести месяцев, однако
недавно у нас случилось неординарное событие – покупатель нашелся на
следующий день после выхода объявления о продаже», – добавил г-н Гудков.
В целом бизнес-брокеры отмечают, что рынок готового бизнеса растет большими
темпами и ожидается, что скоро начнется волна экспансии питерского бизнеса
в регионы.
ПОЧЕМУ ПРОДАЕТСЯ БИЗНЕС В ПЕТЕРБУРГЕ
ДЕНЬГИ-БИЗНЕС-ДЕНЬГИ
(5-10% случаев)
Бизнес создан или куплен специально для перепродажи. В
Петербурге подобный подход широко применяется по отношению к салонам
красоты, фитнес-клубам, небольшим бутикам по продаже одежды, шиномонтажным
компаниям. Как правило, такой бизнес работает на первого собственника 2-3
месяца и затем продается. Сроки продажи минимальны, так как собственники
отлично знают рынок, а их предприятия довольно ликвидны по цене, доходности
и подстроены под целевую аудиторию.
НИЗКАЯ
ДОХОДНОСТЬ
(70-80% случаев)
Низкая доходность бизнеса
по мнению самого владельца, при этом бизнес вполне жизнеспособен. В данном
случае продаются предприятия, чья эффективность нивелирована ценой. Например,
если в бизнес вложено $100 тыс., а доход состовляет $22,5 тыс., то это
не устраивает его собственника. Продается такой бизнес, как правило, за
$35-40 тыс., и в этом случае для покупателя (нового собственника) указанный
доход является адекватным вложенному капиталу. Сроки продажи такого бизнеса
зависят от позиции продавцов. Если они воспринимают рекомендации бизнесброкеров
и провели необходимые мероприятия по предпродажной подготовке - то не более
6 месяцев.
ДРУГАЯ ПРИЧИНА
(15-20% случаев)
Причины, характерные для развитых стран (смена вида деятельности;
конфликт собственников; форс-мажорные обстоятельства в жизни собственника;
переезд на другое место жительства; достижение пенсионного возраста). В
подобных случаях консультанты могут предложить оптимальную схему перехода
бизнеса в другие руки. При конфликте собственников разработанная специалистами
схема позволяет вывести одного или нескольких владельцев из состава учредителей
и максимально аккуратно решить вопросы перераспределения их долей между
оставшимися собственниками. Сроки продажи зависят от ситуации. Как правило,
вырученные деньги идут на покупку другого бизнеса или вкладываются в доходные
активы.
Источник:
экспертные оценки компании "Бизнес-брокер консалтинг" и консалтинговой
группы "Магазин готового бизнеса"
Начать дискуссию