Ведение бизнеса

Постоянно «сканируйте» развитие своего бизнеса

30­летний стаж нашего эксперта в таких компаниях, как ИКЕА, позволяет ему уверенно давать советы... (хотя он говорит, что не любит их давать...)

Автор: Инге Юлиуссон 

30­летний стаж нашего эксперта в таких компаниях, как ИКЕА, позволяет ему уверенно давать советы... (хотя он говорит, что не любит их давать...)

Особенно интересно сравнение стратегии с ракетой, нацеленной на вражеский самолет... она никогда не знает, на какой высоте и где появится самолет... но все время следит за его полетом и сбивает только в самый удобный момент...

И не забудьте о специальном сотруднике по развитию бизнеса...

Термин «стратегии развития бизнеса», как Вы его понимаете?

— У каждого из нас свое понимание бизнес­стратегии. Каждый преподносит это по­разному. Как я вижу, хотя нельзя сказать однозначно, нет чего­то более или менее правильного. Мое личное видение развития бизнес­стратегии заключается в том, что компания и ее руководство ставят задачу увеличить рост и бизнес компании. У компаний должно быть долгосрочное видение, как они будут развивать свой бизнес, особенно в условиях конкуренции, в постоянно меняющейся ситуации на рынке и в обществе. Задача для управляющих бизнесом — это расти, постоянно смотреть в будущее и видеть возможности, с помощью которых они могут расширить свой бизнес. Должно быть долгосрочное видение перспектив. Исходя из бизнес­идеи компании и ее уже установленных стратегий, необходимо выявить направления, в которых должны быть сделаны инвестиции для того, чтобы успешно встретить будущее.

Развитие не может происходить, когда все менеджеры сидят в компании и обсуждают проблемы только между собой. Настоящее развитие происходит, когда имеется непосредственная связь между руководящим звеном менеджеров и сотрудников, которые работают на передовой, где они общаются непосредственно с потребителями. Для развития очень важно, чтобы у менеджмента были открыты глаза, открыт разум для нового. Нужно «приложить ухо к земле», чтобы понять, что же происходит. В каждой компании, которая идет к успеху, должен быть человек, отвечающий за развитие. Развитие должно стать его основной задачей. Он должен постоянно собирать информацию о происходящем в компании, и сотрудники, которые работают на передовой, непосредственно с покупателями, знают это очень хорошо.

Часто случается, что компании с разработанной стратегией бизнеса терпят неудачи. Как Вы думаете, почему?

— Причин может быть много. Но, исходя из моего опыта, стратегии развития в некоторых компаниях превращаются в «список пожеланий» руководителя компании, а не хорошо разработанный план, построенный на реальности. Очень часто люди в компаниях не уделяют времени на сбор и анализ различных, как внешних, так и внутренних факторов. Так же одной из причин может быть и то, что в компании есть человек с очень сильным влиянием и мнением, возможно, руководитель либо кто­то из топ­менеджмента, который разрабатывает стратегию, основываясь на своем мнении и видении, не подкрепленном реальными фактами. Бывают случаи, когда в компании просто услышали, что нужна стратегия, абстрактно. И они составляют такую стратегию просто для отписки, потом эту бумагу просто положат на полку и забудут.

Если вы хотите разработать стратегию, которая будет реально работать, нужно создать и внедрить ее так, чтобы она была понятна всем в компании, на всех уровнях — от руководителя до продавца. Если этого понимания не будет, то стратегия не будет работать, как она должна. Мне кажется, если клиент не получил должного обслуживания, тогда уже не важно, сколько у вас создано хороших документов, стратегий и презентаций в PowerPoint.

Еще одной из распространенных причин провала хорошей стратегии может быть и то, что для ее воплощения не хватило веры или, возможно, терпения именно поработать со стратегией. Запускают корабль в море, но не могут дождаться его появления у другого берега. Мы очень спешим, мы хотим получить результат мгновенно, но терпения не хватает и ничего не получается в результате.

Кто в России реально работает над стратегиями?

— Я не вижу особой разницы между Россией и другими странами, где я работал, с точки зрения работы со стратегиями. Конкуренция становится все острее, борьба за покупателей — все серьезнее. Это происходит во всех странах. Компании, которые хотят быть успешными, понимают всю важность работы со стратегиями, потому что это — залог их успешного будущего. Я встречал много бизнесменов в России, которые имеют долгосрочные планы на свой бизнес, и они прекрасно понимают, что без «карты дорог» очень легко заблудиться. Самая большая разница между Россией и другими странами в том, что в России очень большая скорость изменений в любых сферах деятельности. Если в какой­нибудь другой стране ты можешь создать бизнес­стратегию и пересматривать ее раз в год, то в России приходится пересматривать свою стратегию каждые полгода. Все меняется здесь очень быстро.

Какие цели и задачи ставят перед собой разработчики стратегий?

— По сравнению с недавним прошлым вещи поменялись. В прошлом бизнесмены больше фокусировались на кратковременных, быстрых заработках. Горизонт планирования был не таким далеким. Возможно, они даже не думали о годах — только полгода, несколько кварталов. Их интересовал бизнес до тех пор, пока деньги были в кармане. Но настал момент, когда они поняли, что надо делать что­то большее, чем просто зарабатывать деньги, когда они поняли, насколько в бизнесе важен клиент. Тогда они стали думать иначе. Сейчас все по­другому. И более молодое поколение, которое стало менеджерами совсем недавно, понимает роль клиента в бизнесе как нельзя лучше.

Часто для составления бизнес­стратегии привлекают аутсорсинг. С одной стороны, это хорошо, потому что можно получить готовый вариант сразу. Однако, с другой — очень часто он не срабатывает, так как не соответствовал вашим реальным нуждам. Я считаю, что ты как руководитель должен быть погружен в процесс разработки стратегии, ты должен быть в нем очень заинтересован и знать его детально. Внешние же компании обязательно нужно привлекать, от них нельзя отказываться, потому что вы получаете свежий взгляд на ваш бизнес, но вы также должны быть вовлечены в процесс, знать, что происходит. Иначе вы рискуете. Вы будто снимаете с себя ответственность за разработку стратегии и перекладываете ее на другого. Для успеха важно сотрудничество. Я знаю, что многие компании пытаются делать свою ежедневную работу без привлечения внешних ресурсов для поддержания и развития бизнеса. Это означает, что вы можете попасть во многие ловушки, что приведет вас к тому, что самые важные стороны вашей стратегии пойдут по неверному пути.

Еще важно понять, что у каждой компании существует своя миссия. Для большинства компаний миссией является зарабатывание денег. Прибыль становится основной идеей бизнеса. Я искренне считаю, что надо ставить основной идеей бизнеса те дополнительные ценности, которые получает ваш клиент или работник, обращаясь к вам. Ведь он задастся вопросом: «Зачем мне работать в этой компании?» Если вы определите эти дополнительные ценности, если ваши сотрудники будут понимать, зачем и почему они работают именно с вами, то обещаю, у вас будет очень хорошая отдача.

Компания не может выжить без выгоды, да. Но не ставьте повозку перед лошадью. «Лошадь» — это то, что движет вашими клиентами и работниками, это дополнительные ценности помимо денег. Современные компании, которые планируют вести свой бизнес долгое время, должны отойти от принципа «мы продаем вам товар» и прийти к принципу «мы мотивируем и вдохновляем вас, приходите покупать товар только у нас».

При разработке стратегии нужно начинать с жестких фактов. Вам нужны глубокие знания о внешней стороне ведения бизнеса. Нужно разбираться в предпочтениях ваших клиентов, также необходимо очень хорошо знать своих конкурентов. Надо понимать общество, в котором вы живете, и его законы. Нужно иметь точные факты о вашем предприятии: нравится ли людям с вами работать, где проблемы, где у вас успехи, какова работоспособность вашего персонала и прочее. Надо трезво взглянуть на ситуацию. Некоторые факты вам понравятся, о некоторых вещах вы, возможно, вообще не захотите слышать. Нравится вам это или нет, вы должны придерживаться реальности. Это даст толчок к началу правильного развития стратегии компании. В этом разница между профессиональным подходом и профанацией. Повторюсь, для успешного видения бизнеса очень важно обращаться к внешним компаниям, которые предоставят вам свежий взгляд на ситуацию и откроют более широкие перспективы.

Пятилетка или ГОЭЛРО? Как не улететь за облака?

— Каждой стратегии требуется от трех до пяти лет, чтобы воплотиться и прижиться. Если вы разрабатываете план на 10–15 лет, надо быть готовым к тому, что план должен пересматриваться и корректироваться, иначе этот план превратится в фантазию, которая не имеет ничего общего с реальностью. Нужно ставить амбициозные цели, но не забывать о жестких фактах реальности. Если вы сами не верите в свой стратегический план, то никто из вашего окружения в него не поверит.

Известные зарубежные «топы» говорят, что стратегию надо разрабатывать, но еще ни разу не случилось, что она оказалась верной.

— Я не слышал такого, для меня это что­то новое. По­моему, причины этого могут быть в том, что, если стратегию долго не пересматривать, она станет статичной и не станет отвечать запросам современной реальности.

Могу привести маленькую метафору. Когда военные хотят сбить вражеский самолет в небе, они никогда не знают, где конкретно, на какой высоте будет пролетать самолет. Координаты самолета заранее никогда не забиваются в ракету, которая будет его сбивать. Напротив, наземная ракета запрограммирована таким образом, что считывает сигналы с неба каждую миллисекунду. Вражеский самолет, который появится в небе, не летит по одной траектории, он постоянно меняет траекторию полета — и ракета считывает это. Благодаря постоянному сканированию неба ракета в конце концов ударит в цель. То же самое должно происходить со стратегией вашего бизнеса. Общество, предпочтения клиентов, возможности конкурентов постоянно меняются, и вам необходимо «сканировать» пространство, чтобы корректировать план, а именно вашу бизнес­стратегию. Конечно, не каждую миллисекунду, но каждые 6–8–12 месяцев.

Каких ошибок нельзя избежать?

— Нет такой ошибки, которую можно было бы избежать. Придумай хоть самую лучшую стратегию на земле, будь ты самым умным, но все равно есть вещи, которые ты не в состоянии контролировать. Однако всегда есть возможность предвидеть какие­то вещи, и обязательно надо создавать «план Б».

Чтобы избежать ошибки, очень важно тщательно делать свои «домашние задания» — то есть учесть все жесткие факты реальности, о которых мы говорили ранее. И учесть взгляд со стороны, который мы также упоминали. Я считаю, что каждая компания должна оставлять место для ошибки. Если мы не будем принимать те ошибки, которые мы делаем, то мы не будем идти вперед. Если вы допустили ошибку — то сделайте эту проблему открытой. Если вы скроете свою ошибку, то это может привести к катастрофе. Но если об ошибке будут знать, то есть шанс, огромный шанс избежать катастрофы. На ошибках учатся. В будущем вы научитесь их избегать.

Когда меня просят дать «10 советов для успеха», то я стараюсь этого избегать. Эти советы в конечном счете можно положить на полку. Каждая компания уникальна, и я даю совет в зависимости от положения компании, от ее целей. Для каждой компании — свой «индивидуальный пошив».

Подчеркну еще раз: делайте вашу стратегию развития бизнеса понятной для каждого человека в вашей компании. Разные уровни — исполнители и руководящий состав — говорят на своем языке, но вы должны донести смысл стратегии до всех.

Не бойтесь пользоваться услугами внешних компаний для составления стратегии вашего бизнеса. Даже если у вас есть личный тренер, то его мнение тоже очень поможет вам взглянуть на ситуацию со стороны. Работайте совместно с этими людьми, и успех вашей компании станет реальностью!

Почему Вы решили открыть бизнес в России именно с Нижнего Новгорода и иммигрировать именно сюда?

— После более чем 30 лет работы на ключевых позициях в ИКЕА, «Линдексе» и других международных компаниях я решил поделиться своими знаниями и поддержать компании, у которых грандиозные цели и амбиции по развитию своего бизнеса. И вот Стокгольмское бюро развития бизнеса открывает свой первый офис в России в Нижнем Новгороде. Для выхода компании на Восток были личные причины. Я работал и жил в России более шести лет, эта страна запала мне в душу. То, что мы открываем офис в Нижнем Новгороде, обосновано тем, что помимо красоты города и хороших людей, которых я здесь встретил, к нам поступила просьба от местных предпринимателей иметь возможность получать от нас поддержку в развитии компетенции своего персонала, что положительно скажется на увеличении продаж и доходности их компаний. Возможно, вы знаете, что я планировал, строил и открывал магазин «ИКЕА Нижний Новгород», который в данное время является одним из самых динамично развивающихся подразделений ИКЕА в мире.

* Инге Юлиуссон (Inge Juliusson), генеральный директор Стокгольмского бюро развития бизнеса (Stockholm International Business Development Bureau).

Беседовала Светлана Федюкова.

Комментарии

1
  • scarlett94
    Совершенно согласна со всем вышесказанным. Когда -то мне приходилось работать в ресторане. Было принято решение о том, чтобы раздавать информационные листовки в общественных местах, чтобы повысить посещаемость. Как оказалось, это работает! Правда, спустя некоторое время рекламная кампания прекратилась, посещаемость упала вдвое, многие - в том числе и я - уволились с работы. Только потом мы поняли, какую важную роль в бизнесе играет реклама.
    Вывод один: нужно постоянно совершенствоваться!

Мастерская по ремонту телефонов не платит торговый сбор

Под торговый сбор подпадает деятельности, связанная с розничной, мелкооптовой и оптовой куплей-продажей товаров через объекты стационарной и нестационарной торговой сети, а также через товарные склады.

Инвестиции

Элементарные 19%. Свежие облигации: элемент лизинг на размещении

Кто на рынке всех смелее? Можно даже не сомневаться — это лизинговые компании. За деньгами инвесторов снова идёт Элемент Лизинг, а в качестве козыря в рукаве — девятнадцатипроцентный купон. При нём также есть ежемесячный купон и амортизация. Выглядит вполне интересно, посмотрим, что внутри.

Элементарные 19%. Свежие облигации: элемент лизинг на размещении

В России растет число патентных поверенных

Квалификационные экзамены Роспатента успешно сдали 95 человек с начала 2024 года и 179 человек за 2023 год.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

🍒 Зарегистрирован первый региональный бренд новых регионов РФ

Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент) выдала первое свидетельство об исключительном праве на региональный бренд в новых регионах России. Им стало географическое указание «Мелитопольская черешня».

Земельный налог начисляют по данным Росреестра. ФНС: к нему и претензии

Налоговая база по земельному налогу – это кадастровая стоимость, внесенная в ЕГРН. Она применяется с 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Налоговый терроризм, уплата взносов предпринимателем-пенсионером, налоговая помощь Трампа Байдену в обзоре

События дня. Налоговые события.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Обзоры для бухгалтера

Знакомство с экспертами Клерк.Консультаций: Надежда Камышева

Мы начинаем вести серию заметок о наших экспертах. Сегодня рассказываем о самом опытном эксперте — Надежде Камышевой, которая уже более 20 лет помогает бухгалтерам решать их рабочие вопросы.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк

На 6 рублей в 6-НДФЛ могут быть отклонения. Богатым инвесторам обещают вернуть больше НДФЛ. 🙏«Ночной бухгалтер» № 1728

Не стоит волноваться, если при умножении дохода на ставку рассчитанный налог в 6-НДФЛ не сойдется с реальным. Чем больше сотрудников, тем больше может быть разбег.

На 6 рублей в 6-НДФЛ могут быть отклонения. Богатым инвесторам обещают вернуть больше НДФЛ. 🙏«Ночной бухгалтер» № 1728
IT-компании

Свыше 18 тысяч IT-компаний продлили аккредитацию. Но это не все

2 тысячи компаний в сфере IT решили не подавать заявление на продление аккредитации. Они перестали соответствовать критериям.

Миграционный учет

Мигрантам предлагают носить цифровые браслеты

Чтобы следить за перемещениями мигрантов внутри РФ, власти хотят надеть на них цифровые браслеты и заставить приезжих проходить дактилоскопическую регистрацию.

Налог на имущество

Долги по налогу на имущество сократились на 31%

19 млн россиян закрыли долги по налогам после введения ЕНС.

Бесплатно с Уведомление по ЕНП

Какие налоги войдут в уведомление по ЕНП в июле 2024 года

В июльском уведомлении не будет взносов. В него войдет НДФЛ и квартальные авансовые платежи по другим налогам.

Какие налоги войдут в уведомление по ЕНП в июле 2024 года

ФАС признала недобросовестной конкуренцией копирование упаковки бренда «AXE»

Производителю запретили выпускать дезодоранты и гели для душа «EXXE» в упаковке, которая копирует фирменный стиль бренда «AXE».

6-НДФЛ

Как отразить отпускные в форме 6-НДФЛ

В статье расскажем, как отразить отпускные в форме 6-НДФЛ, как правильно заполнить расчет и не допустить ошибок.

Как отразить отпускные в форме 6-НДФЛ
Маркетплейсы

Что такое оборачиваемость товаров и как ее рассчитать

Продавцу важно правильно управлять товарными запасами: вовремя привозить поставки на склад, закупать не слишком большие, но и не маленькие партии. Справиться с этой задачей помогает расчет оборачиваемости товаров. Рассказываем, о чем говорит этот показатель и как его посчитать.

Что такое оборачиваемость товаров и как ее рассчитать

Повышение утильсбора будет поэтапным до 2030 года

Минпромторг сообщил, что продолжает анализировать поступающие предложения по индексации утилизационного сбора.

Ценные бумаги

Что такое депозитарий и какова его роль на рынке ценных бумаг

В этом материале рассказываем, зачем нужен депозитарий, какова его роль в инвестициях и как проверить его надежность.

Что такое депозитарий и какова его роль на рынке ценных бумаг
Лицензирование

На Госуслугах можно будет получить лицензию на дезинфекцию, дезинсекцию и дератизацию

Роспотребнадзор утвердил Административный регламент по предоставлению государственной услуги лицензирования деятельности оказания услуг по дезинфекции, дезинсекции и дератизации.

Кредитные карты

Россияне стали брать больше денег по кредитным картам

Рост ключевой ставки ЦБ не ослабил спрос на кредитные карты. Клиенты стали чаще пользоваться беспроцентным периодом при оформлении таких продуктов.

Интересные материалы

🥳 Успейте купить онлайн-курсы по 3 290 рублей в честь Дня рождения школы «Клерка»! Акция действует до 22 июля

22 июля нашей школе пять лет! Мы хотим разделить этот праздник с вами, поэтому устраиваем суперакцию на онлайн-курсы. До понедельника, 22 июля, вы можете купить курсы по учету на маркетплейсах, финансовому анализу, ВЭД, работе на УСН и зарплате всего за 3 290 рублей.