Уволить лучших. Чтобы взять худших и. .. выжить
Карлос Техада
НЬЮ-ЙОРК - Ясным утром 5 февраля Роберт Вуд стоял с группой коллег перед закрытыми
дверями родного магазина Circuit City. Их попросили прийти пораньше, до открытия
магазина, на "короткое совещание". Вуд знал, что компания переживает
финансовые трудности, и потому, увидев, что на совещание пригласили торговых
агентов, считавшихся в коллективе лучшими, испытал некоторое облегчение.
Сам Вуд проработал в этом магазине семь лет и в рейтинге сотрудников занимал
второе место. За один только прошлый год он продал компьютеров и оргтехники
на $1 млн. Соответственно, и заработал он немало - $54 000 в виде оклада и бонусов.
В 10. 00 их пригласили в кабинет менеджера. И вручили уведомления об увольнении. Вся процедура заняла менее пяти минут. Для уволенных сотрудников такой поворот событий, без преувеличения, стал полной неожиданностью.
Такая же неожиданность подстерегала и 3900 других высокооплачиваемых торговых агентов, которых руководство компании уволило в тот же самый день. Ни один из этих людей не был уволен за недостатки в работе. Единственным их минусом в глазах руководства стало то, что они получали слишком много денег. А компания сокращала расходы. И в скором времени взяла на работу 2100 новых торговых агентов, которые получают почасовую оплату гораздо ниже, чем уволенные.
Когда обсуждался вопрос, каких сотрудников следует уволить, а каких оставить, руководство поставило жесткое условие: остаются те, кто получает $14 - 18 в час, включая комиссионные. В год такой сотрудник, работающий полный рабочий день, получает $29 100 - 37 400. Теперь в компании утверждают, что благодаря увольнениям в 2004 г. она сэкономит $130 млн.
На самом деле Circuit City использовала средство, к которому все чаще стали прибегать компании, стремящиеся сократить расходы: заменила высокооплачиваемых сотрудников другими, согласными работать за меньшее вознаграждение. Подобная практика становится особенно распространенной в сфере торговли. Столкнувшись с необходимостью резкого снижения расходов, торговые фирмы в отличие от производственных компаний не могут позволить себе перевести часть рабочих мест, скажем, за границу или заменить часть работников автоматическими механизмами.
Таким образом, наиболее успешные сотрудники становятся жертвами экономической рецессии. Сейчас, когда одна отрасль за другой сталкиваются с проблемами перепроизводства и необходимостью сокращения расходов, часть рабочих мест попросту устраняется. На позапрошлой неделе уровень безработицы составил 6,1% - это самый высокий показатель с 1994 г.
Увольнение огромного числа сотрудников в Circuit City прошло довольно громко. Отчасти это объясняется желанием руководства компании продемонстрировать инвесторам исключительно серьезное отношение к проблеме сокращения расходов. Другие компании, однако, производят подобную манипуляцию более незаметно.
Теперь уже бывшие менеджеры компании Wal-Mart рассказывают, что их деятельность оценивалась среди прочего по тому, насколько им удавалось отследить соответствие между размерами заработной платы каждого сотрудника и его трудовыми показателями. То есть чем больше человек получает, тем больше от него требуют. "К тем, кто получает по $10 в час, предъявляются исключительно высокие требования", - рассказывает экс-менеджер Wal-Mart Линдол Джексон. С таких сотрудников взыскивают за малейшую ошибку. При этом нередко высокооплачиваемые сотрудники не выдерживают такого напряжения и уходят. Тогда на их место берут тех, кто согласен работать за меньшие деньги.
Дана Майу восемь лет проработала в Wal-Mart кассиром. Она стала получать по $9,15 в час. Осенью прошлого года ее с десятком других сотрудников, проработавших в компании не один год, вызвал к себе управляющий магазином и сообщил, что они уволены - работы стало меньше. В тот же день, рассказывает бывший кассир, она своими глазами видела шестерых новичков, которым только что выдали форменные куртки и которые заполняли документы в отделе персонала.
Строго говоря, в тактике избавления от высокооплачиваемых сотрудников нет ничего противозаконного. Поэтому уволенные сотрудники не имеют оснований подавать на компанию в суд. "Чаще всего стороны не обсуждают этот вопрос", - рассказывает адвокат Дэниэл Кляйн из Атланты, который обычно представляет в суде интересы сотрудников по искам о дискриминации.
Несмотря на то что в таких случаях на самом деле страдают более опытные и более "возрастные" сотрудники, в суде им пришлось бы доказывать, что сокращение штатов проводилось именно по причине дискриминации.
Когда высокооплачиваемый сотрудник лишается работы, шансы, что он найдет место с прежними размерами оплаты, чрезвычайно низки. По данным W.E. Upjohn Institute for Employment Research, уволенные сотрудники, которым все же удалось найти работу, получают в среднем на $1200 в год меньше, чем на прежнем месте.
Уволенным сотрудникам руководство Circuit City вручило уведомления, в которых говорилось, что они были уволены по сугубо финансовым соображениям. Тем не менее рекомендательных писем, которые так пригодились бы им при поисках нового места, никто из уволенных не получил. Предусмотрительный Роберт Вуд сохранил, однако, все документы, в которых были зафиксированы результаты его работы. Это помогло ему найти место торгового агента в компании, занимающейся ремонтом жилых помещений.
Он полагает, что на новом месте будет зарабатывать приблизительно на 20% меньше. Ему пришлось отказаться от планов покупки новой мебели и подержанной машины для сына. К увольнению он отнесся философски. "Я, конечно, расстроен, но не стану подавать на них в суд", - говорит он.
(WSJ, 11. 06. 2003, Екатерина Кудашкина)
Начать дискуссию