Красноярские инженеры придумали не только как экономить на услугах ЖКХ, но и как ими лучше управлять — открыв доступ к данным о возможных неполадках. Любой житель многоквартирного дома, которому кажется, что батареи в квартире греют слабо, может проверить температуру теплового контура в Интернете. Пока автоматизация систем отопления идет медленно, но разработчики уверяют, что рынок дозрел до инноваций.
Почему концепция «умного дома» так интригует? Прежде всего потому, что она предполагает абсолютную осведомленность владельца жилища о процессах, которые в нем происходят. Информация означает власть: человек наконец-то получает безграничный контроль над своим домом.
Компания «Центр АВТ», которую выпестовал Красноярский региональный инновационно-технологический бизнес-инкубатор, уже сейчас дает возможность почувствовать, как это будет происходить на практике. Она внедряет в сибирских домах энергоэффективную отопительную систему «Изумруд», которая может приспосабливаться под изменения погоды и обладает «врожденной телеметрией».
Что это значит? Система в режиме реального времени публикует данные о своем состоянии и температуре в ключевых точках теплового пункта. Информация доступна в Сети — и для управляющей компании, и для ремонтных бригад, и для жителей дома; остается вовремя обращать на нее внимание. Главный инженер компании Олег Гасанов сравнивает «Изумруд» с болидом «Формулы-1»: обвешанный сотнями высокотехнологичных датчиков суперкар постоянно посылает сведения о состоянии двигателя, подвесок и других важнейших узлов машины в боксы команды. Система отопления точно так же докладывает о своем состоянии, позволяя в самые короткие сроки ликвидировать сбои и неполадки.
Дешевый градус
Телеметрия — лишь вишенка на торте. Основной задачей инженеров «Центра АВТ» было построить систему, способную бороться с неравномерным обогревом квартир в доме и при этом максимально экономить на отоплении. Система «Изумруд» работает просто. Она монтируется на инжекторный узел обычного многоквартирного дома — ключевое место здания, через которое во внутренний тепловой контур попадает теплоноситель. Центральная ее часть состоит из электронного блока управления, регулирующего клапана с электроприводом и насосов. Электронный блок является мозгом системы: он аккумулирует данные по важнейшим показателям — температурам входящего теплоносителя, обратной воды, наружного воздуха, давлению в системе отопления — анализирует их и распределяет тепло по всему зданию с оптимальной скоростью и интенсивностью. «Все квартиры начинают жить в одном температурном ритме, — отмечает коммерческий директор компании Андрей Сугоров. — Больше нет ни перетопов, ни холодных квартир, комфортность проживания резко возрастает. К тому же ощутимо уменьшается плата за отопление. Экономия, по нашим подсчетам, достигает тридцати процентов. Система окупается всего за один отопительный сезон».
Идея системы «Изумруд» родилась два года назад. Тогда будущий руководитель компании Виталий Орлов имел на руках разработку автоматизированной промышленной насосной станции. Однако жилому сектору инновация оказалась нужнее. Модернизация ЖКХ только-только набирала обороты, но уже стало ясно, что поползшие вверх тарифы не остановить — а значит, коммунальщикам вскоре понадобятся экономичные и эффективные решения. Адаптировать станцию под нужды жилого фонда было делом времени. Орлов собрал команду — разработчиков, проектировщиков, инженеров, — занял несколько десятков квадратных метров в краевом бизнес-инкубаторе и принялся за работу. Все программирование было отдано на откуп Олегу Гасанову: в прошлом тот разрабатывал компьютерные игры — в частности, приложил руку к известному квесту «Следствие ведут колобки». Поначалу разработки полностью финансировал Орлов, позднее к нему подключились венчурные фонды. В 2011 году выиграли конкурс инновационных проектов «Энерго» и получили поддержку от Фонда Бортника. Впрочем, размера внешних денежных вливаний красноярский стартап не раскрывает.
Откровенно говоря, на революцию в ЖКХ идея энергоэффективной тепловой установки не тянет. Аналогов, автоматизирующих тепловые пункты, на рынке хватает, соглашается Андрей Сугоров. Вся разница в количестве насосов и особенностях клапана. Однако до диспетчеризации данных и предоставления открытого доступа к ним конкуренты пока не дошли. В этом и кроется ноу-хау красноярцев. «Похожие решения, — объясняет Сугоров, — как правило, более простые и менее надежные, с ограниченным функционалом, но выступают в той же ценовой категории. Они, к примеру, не предлагают телеметрии или погодного регулирования либо реализовано это по отдельности. Поэтому пока говорить о критическом уровне конкуренции не приходится. Хотя мы чувствуем, что она становится более интенсивной».
Рынок на вырост
Понять, почему соперники недальновидно упускают время, сложно. «Центр АВТ» выходит на рынок, во всех отношениях привлекательный: норма рентабельности, по данным компании, составляет около 30% — и может легко занять на нем доминирующее положение. По оценкам Сугорова, в одном только Красноярске фактический объем спроса достигает сотни миллионов рублей. Причем рынок охвачен не более чем на пятую часть. Если же принять в расчет соседние регионы и Центральную Россию, можно говорить о потенциальных миллиардах выручки.
Объяснить, почему конкуренты не торопятся заходить в «умный» сегмент жилищно-коммунального хозяйства, логичнее всего тем, что рынок, несмотря на красочные перспективы, пока еще крайне ленив. Реакция потенциальных потребителей на новые технологии довольно вялая. За прошлый год, когда компания начала массовое внедрение системы «Изумруд», удалось автоматизировать тепловые пункты всего на пятидесяти объектах. Это не только жилые дома (хотя их действительно большинство), но и социальные объекты муниципальной собственности — школы и больницы Красноярска. Еще около сорока проектов сейчас в работе: кто-то занимается подготовкой проектно-сметной документации, кто-то проводит диагностику, а кое-где уже идет монтаж.
Но даже при таком уровне спроса бизнесу есть чем поживиться. Автоматизировать один элеваторный узел стоит 375 тысяч рублей, автоматизацию целого дома можно оценивать в один–два миллиона. Уже получаем годовой оборот как минимум в миллион долларов: неплохой результат для начинающего регионального игрока. За год компании почти удалось вернуть инвестиции в разработки и запуск серийного производства. При этом она заявляет, что готова расти: при необходимости объемы производства можно увеличить в двадцать раз в кратчайшие сроки, благо мощности позволяют.
Первоочередная задача «Центра АВТ» — продолжать развивать рынок. По мнению Андрея Сугорова, он становится все более восприимчивым к «умным» энергосберегающим продуктам и технологиям: «Потребитель учится считать свои деньги. Цены на энергоресурсы растут на 10–12% ежегодно, и он задумывается о необходимости экономить. Для нас именно его инициатива — самая желанная: владельцы квартир сумеют убедить ТСЖ, а наша задача сводится к тому, чтобы вовремя предложить оптимальный продукт». Сугоров считает, что рынок вполне созрел для того, чтобы самостоятельно делать осознанные решения, но не отрицает важности рекламы и продвижения.
В качестве партнеров компании по ликбезу рынка выступают разнообразные госструктуры: они, как правило, делают это в рамках многострадальной реформы ЖКХ. Например, созданный два года назад Красноярский центр инноваций и энергоэффективности проводит обучающие и разъясняющие семинары с председателями ТСЖ и жителями многоквартирных домов. Стимулированием рынка будет заниматься и дилерская сеть, которую сейчас полным ходом строит компания. С помощью дилеров «Центр АВТ» надеется охватить юг Сибири, центральную часть страны и Башкирию: до конца года продажи системы «Изумруд» будут налажены в Минусинске, Новосибирске и Уфе.
Разработки для сферы ЖКХ, возможно, не самые броские и поражающие воображение. Однако вспомним поэта Вознесенского: «Есть роли более пьедестальные, но кому-то надо за истопника».
Начать дискуссию