Малый и средний бизнес

Среди российских стартаперов все больше «людей науки» и охотников за легкими деньгами

Будучи руководителем сообщества частных инвесторов ранней стадии на Урале (НП «Бизнес-ангелы Урала»), в процессе своей работы я просматриваю довольно много презентаций инновационных проектов – и воочию убеждаюсь, что «мода» на инновации, пришедшая в Россию, – явление скорее отрицательное, нежели положительное. Подчёркиваю – речь именно о «моде» как формате деятельности.

Будучи руководителем  сообщества частных инвесторов ранней стадии на Урале (НП «Бизнес-ангелы Урала»), в процессе своей работы я просматриваю довольно много презентаций инновационных проектов – и воочию убеждаюсь, что «мода» на инновации, пришедшая в Россию, – явление скорее отрицательное, нежели положительное. Подчёркиваю – речь именно о «моде» как формате деятельности.

На сегодняшний день вполне отчетливо сложились три типа стартаперов. Один – тот, что надо, «правильный», грамотный и в перспективе успешный, а остальные два – к сожалению, вряд ли смогут дать нам людей, способных выстроить реально работающий бизнес. Во-первых, это те, кто пытается открыть собственные инновационные компании, будучи «людьми науки» до мозга костей. В итоге мы видим много проектов с сильной научной составляющей (часто их приносят сотрудники вузов и НИИ), бизнес-модель которых никуда не годится. Руководители таких проектов – люди, безусловно, талантливые, может быть, гениальные в своей сфере, но абсолютно «нулевые» в бизнесе. Ни один бизнес-ангел такому человеку своих денег не даст: будь его идея даже способна перевернуть жизнь человечества, если человечеству она сегодня не нужна, компанию на ней не построишь. К сожалению, российские инноваторы все еще не могут понять, что главное для инвестора – не технология, а бизнес-модель, не идея, а ее реализация.

Другая группа разработчиков – абсолютно иной тип сознания. Это ребята, собравшиеся на кухне у друзей и решившие запустить интернет-сервис, который мог бы стать популярным и даже массовым, если его хорошенько раскрутить. Схему они видят предельно простую: аналог западного продукта, а проект, соответственно, 100% сopycat + мощная реклама. Так вот, такие люди приходят к нам и просят для реализации своей разработки не меньше 50 млн руб. На маркетинг. «Что конкретно вы сделаете на эти деньги?» – спрашиваем мы их и слышим в ответ: «Запустим масштабную рекламную кампанию, снимем хороший офис, наберем большой штат программистов»... Однажды такие «солидные» айтишники всерьез говорили о том, что в состав их команды нужно сразу взять 32 человека. И такие люди всерьез считают, что можно что-то «накомпилировать», и это «что-то» сможет выстрелить.

Проблема в том, что во многом молодые ребята, приходящие сегодня в инновационный бизнес, смотрят на дело, которое они затевают, сугубо как на способ заработать деньги.Никаких вам горящих идеей глаз, стремлений перевернуть весь мир... Понятно, что порог входа в IT существенно ниже, и на первый взгляд человеку может показаться, что и деньги привлечь здесь ничего не стоит, однако это большое заблуждение. Работать над построением бизнеса придется независимо от того, в какой отрасли функционирует проект, а к этому российские стартаперы оказываются не готовы.

Но все же я полагаю, что в какой-то момент количество перейдет в качество, и у нас появятся проекты с продуманной бизнес-моделью и стартаперы с амбициями, адекватными своим возможностям. Другой вопрос, что такой переход не произойдет сам собой: нужно прививать изобретателям предпринимательскую культуру, учить ребят мыслить рыночными категориями. Также, наверное, стоит попробовать работать с проектами на еще более ранних стадиях (на «предпосевной»), когда у инноваторов есть только идея. Тогда мы сможем помочь разработчикам писать грамотные бизнес-планы, которые не стыдно будет показать любому инвестору. Пока же наши стартаперы часто преподносят свои проекты так, что никаких инвестиций, увы, привлечь не получится.

Начать дискуссию