Управление персоналом

Закат университетов

Догадываюсь, что обрушу на себя многочисленную критику со сторону работников высшего образования. Но поднятая тема – не троллинг, это – точка зрения, которая имеет определенное обоснование. Думаю, что XXI век – век заката университетов. Если эра крупных градообразующих предприятий оказалась недолгой: с XIX до конца XX века, то университетский этап в жизни человечества – гораздо длиннее: со средних веков, когда церковь начала создавать первые университеты, до нынешнего времени.

Догадываюсь, что обрушу на себя многочисленную критику со сторону работников высшего образования. Но поднятая тема – не троллинг, это – точка зрения, которая имеет определенное обоснование. Думаю, что XXI век – век заката университетов. Если эра крупных градообразующих предприятий оказалась недолгой: с XIX до конца XX века, то университетский этап в жизни человечества – гораздо длиннее: со средних веков, когда церковь начала создавать первые университеты, до нынешнего времени. И все-таки мы увидим закат великой эпохи студенческого образования, и это будет происходить уже на наших глазах.

Безусловно, речь идет не об отечественном образовании, расцветы и закаты которого связаны с великой российской непредсказуемостью. Речь идет о высшем образовании в мире вообще. А оно переживает большие перемены, которые в недалеком будущем радикально его изменят. Можно выделить три глубинных процесса, протекающих в современном обществе, которые станут причиной серьезного реформирования университетского образования: увеличение доли знаний в товарах и услугах; изменение рыночных отношений в связи с возможностью тиражирования знаний; переход к коллективному потреблению и производству информации. Каково же влияние этих процессов на образование? 

Увеличение доли знаний в товарах и услугах

Доля знаний в товарах и услугах непрерывно растет и становится большей, чем доля рутинного труда. Уже сегодня, в современных гаджетах стоимость сборки и начинки составляет около 10%, остальное – дизайн и разработка. Если же брать программное обеспечение, там доля знаний и вовсе достигает 100%. Не сильно отстают и другие отрасли. Существенно знаниеемкими являются электроника, банковская отрасль и телекоммуникации, производство строительных материалов и многие другие. Даже добывающие отрасли все больше инвестиций направляют в разработки и исследования.

Увеличение доли знаний в экономике приводит к тому, что люди нуждаются в непрерывном обучении, о котором не говорит разве что ленивый. Базового образования уже недостаточно для того, чтобы единожды получив, пользоваться им всю жизнь. При продвижении по карьерной лестнице все меньше учитывается то, какой вуз закончил работник, гораздо важнее его опыт работы, школы и курсы, в которых он обучался. А это значит, что доля дополнительного образования в общем объеме обучения человека будет возрастать.

Конечно, работники вузов могут сказать, что дополнительное образование не отменяет университетское, лишь дополняет его. Этот аргумент очень напоминает прошлые «оптимистичные» высказывания работников компании Intel, что планшеты не отменяют компьютеры, лишь дополняют их, и рынок производителя компьютерных процессоров не уменьшится. Но планшетные технологии развиваются и уже начали конкурировать с персональными компьютерами на их территории. Так и технологии дополнительного обучения, окрепнув и накопив арсенал современных форм доставки знаний, могут в будущем начать осваивать рынок высшего образования, если последнее не перехватит инициативу.

Дополнительное образование более гибко в развитии, оно требует разнообразия форм (например, обучение без отрыва от производства) и экономии преподавательского состава (на всех не хватит), что является условием более стремительного развития дистанционного и интерактивного обучения, которое в университетском образовании пока играет лишь вспомогательную роль. Именно дополнительное образование становится законодателем мод в области совершенствования процессов обучения, а это – звонок из будущего! 

Изменение рыночных отношений

Переход к экономике знаний существенно меняет картину рыночных отношений. Знания, в отличие от обычных товаров и услуг могут тиражироваться бесконечное число раз. Один раз произведенная программа может быть продана 10, 100 или 100000 раз без существенных дополнительных расходов. Небольшой, но уже всем известный стартап Coursera, который инициировали профессора Стэндфордского Университета Дафни Коллер и Андре Нг, объединил десятки крупнейших университетов мира и дал им возможность бесплатно размещать на единой платформе свои электронные лекции, к которым получают доступ сотни тысяч студентов со всех уголков Земли. Новые коммуникационные технологии массового доступа к информации заставили университеты конкурировать между собой в производстве контента, и скоро такая конкуренция станет столь же жесткой, как и среди высокотехнологичных компаний (Google, Facebook), предоставляющих информационный сервис.

Раньше, да и пока еще сегодня, образовательные учреждения продавали «человеко-часы» педагогов, которые выступали в роли «ксероксов» информации. Каждый такой «ксерокс» собирал аудиторию студентов и размножал информацию. Именно такой копировальный подход в обучении способствовал созданию гигантских университетских городков, разбросанных по всему миру. Но в современную эпоху тиражировать знания удобнее цифровым способом. При этом можно отбирать звездных лекторов, а их мастер-классы дополнять медийным и интерактивным сопровождением. СМАРТ образование предполагает создание ценности уже не столько в процессе преподавания, сколько в процессе разработки электронных курсов, которые могут легко тиражироваться, как программы или фильмы. Можно сказать, что рыночное место образования будет ближе к ИТ компаниям или к киностудиям, создающим высококачественный контент и представляющим облачные услуги. 

Коллективное потребление и производство информации

Уже сегодня нельзя найти ни одного ученого или преподавателя, который бы успевал прочитать все статьи по своей теме. Рост объема знаний приводит к тому, что знания, даже в узкой области, не могут быть потреблены в одиночку. Люди вынуждены кооперироваться в получении информации, создавать такие профессиональные сообщества, которые выступают в роли коллективного потребителя информации: члены таких групп советуют друг другу и помогают. Именно такие сообщества (как студентов, так и ученых), организованные на основе сетевых технологий, и станут инфраструктурой образования будущего. Не громадные комплексы зданий, а сети, в которых не будет ни преподавателя, ни студента, ни ученого, ни ученика. Каждый член такого виртуального сообщества будет реализовывать в таких сетях свои компетенции, развивать их, учиться сам и учить других. Безусловно, личный контакт останется, но он будет носить точечный, необходимый характер, когда требуется научить самому сокровенному – процессу мышления.

Частично коллективная работа сейчас реализуется в социальных сетях и в информационных системах масштаба предприятий, но эти инструменты еще очень далеки от инструментов, необходимых для поддержки образования будущего. СМАРТ образование потребует внедрения систем управления компетенциями, которая для каждого специалиста будет измерять его уникальный спектр возможностей. Компетенции должны регулярно подтверждаться деятельностью специалистов, как в области науки, управления, экспертизы, так и в области образования. Компетенции – это не области знания, это умения людей распоряжаться этими знаниями, подтвержденные конкретными активностями. И даже в одной области знаний, даже только в образовании будут различные компетенции: умение методически правильно преподнести материал, умение составить учебную программу, умение написать сценарий видеокурса и т.д. Именно разнообразие компетенций позволит организовать коллективное обучение более эффективное, чем сегодня.

Заключение

Недавно меня попросили представить тезисы к докладу на одной конференции, посвященной лучшим традициям в образовании. В начале я очень удивился, мои взгляды далеки от традиционных. Но поразмыслив, я понял, что лучшие традиции обучения в условиях его массовости, возможно только при СМАРТ образовании. Интерактивные программы позволяют реализовать элементы индивидуального подхода к обучающему. Этому же способствует и сетевая взаимопомощь, когда более продвинутые ученики через Интернет помогают отстающим. Дистанционные курсы позволяют восстановить традицию выбора наиболее интересных учителей, к которым съезжались из разных концов мира. Электронные средства дают уникальные возможности использования игровых форм, которыми пользовались наиболее продвинутые педагоги, начиная от театральной формы подачи материала до использования настоящих игр... Университетское образование умирает, да здравствует Образование.

Комментарии

1
  • NadezhdaLepilina

    Цитата:
    " в современных гаджетах стоимость сборки и начинки составляет около 10%, остальное ЂЂЂ дизайн и разработка. "

    это подтасовка фактов

    стоимость труда китайских сборщиков много ниже стоимости американских дизайнеров

    измерять надо в человекочасах, а не в деньгах.