Малый и средний бизнес

16 способов для малого бизнеса снизить расходы без ущерба для своих работников

По плану у меня сегодня был энергичный памфлет об еще одном иезуитском способе банков обворовывать своих клиентов, который только что вскрылся по ходу расследований американскими властями злоупотреблений, возникших в финансовой сфере в рамках спасительной программы TARP. Однако потом я подумал, что негоже завершать трудовую неделю на минорной ноте, а потому подобрал вполне себе жизнеутверждающий сюжет на тему полезных советов для малого и среднего бизнеса.

По плану у меня сегодня был энергичный памфлет об еще одном иезуитском способе банков обворовывать своих клиентов, который только что вскрылся по ходу расследований американскими властями злоупотреблений, возникших в финансовой сфере в рамках спасительной программы TARP. Однако потом я подумал, что негоже завершать трудовую неделю на минорной ноте, а потому подобрал вполне себе жизнеутверждающий сюжет на тему полезных советов для малого и среднего бизнеса.

На глаза мне попалась красочная диаграмма американского страхового агентства Bolt (хорошее такое название, чего там :) ), которая порадовала не столько своей утилитарностью, сколько здравым смыслом, отважно преодолевающим границы, специфику делопроизводства и национальные стереотипы. Предлагаю читателям вместе изучить советы американских страховщиков и помедитировать над выявлением сходства и различий между нашими мирами.

Bolt исходит из здравой мысли, ускользающей, правда, от большинства моих соотечественников, что выживание малого бизнеса в существенной мере зависит от умения экономить каждую копейку. Заботу о малом бизнесе американских людей можно понять: эта презренная в моем Отечестве деловая прослойка за океаном обеспечивает 99,7 % всех рабочих мест! В США 27 миллионов 900 тысяч мелких компаний, которые генерируют более 1 миллиона долларов в год продаж в расчете на одного работника! Какие-то фантастические цифры, особенно в свете устойчивых стереотипов о том, что Америка — страна гиперконцентрированного капитала и корпораций-гигантов.

Далее Bolt (нет, нужно однозначно что-то делать с названием этой страховой компании, поскольку в оригинальном виде оно напрочь развеивает серьезное к себе отношение :)дает разбивку 10 самых существенных статей расхода, типичных для малого бизнеса. Для отечественных предпринимателей разбивка эта имеет лишь абстрактно познавательное значение, поскольку у нас расходные статьи распределяются совершенно иным образом. Тем не менее — любопытства ради:

- Львиная доля — 19,4 % — расходов малого бизнеса приходится на заработную плату;
- 7,7 % денег уходит на материальные оборотные средства;
- 4,6 % — арендная плата;
- 3 % — офисное оборудование;
- 3 % — транспортные расходы;
- 2,5 % — страхование;
- 2,4 % — экзотические для отечественного малого бизнеса льготы и дополнительные выплаты наемным работникам;
- 1,3 % — налоги на коммерческую деятельность;
- 1,1 % — коммунальные расходы;
- 1 % рекламные компании, бесплатные обеды, корпоративные развлечения и т.п. пустяки.

В принципе, если абстрагироваться от отсутствия в списке столь важной расходной статьи как «откаты и взятки», можно сказать, что американский реестр вполне универсален. Скажу более: даже пропорции между статьями расходов не вызывают особых нареканий, за исключением, разве что, помянутых льгот и неестественно низкой аренды и коммунальных расходов. Характерна ничтожная доля затрат на рекламу, которая, похоже, является общим местом малого бизнеса во всех уголках планеты.

Подход Bolt к решению вопроса снижения издержек сходу поражает своим благородством: вариант с экономией за счет заработной платы наемных работников вообще табуируется. Даже думать не моги! При том, что это сразу приходит в голову, учитывая высокий процент расходов по этой статье.

Американские страховые люди предлагают выкраивать крохи из остального массива расходов:

1) Первым делом нужно изыскать возможность разделить рекламные издержки с «сожителями», пребывающими в вашей весовой категории. Имеется ввиду малые предприятия, которые проживают вместе с вами под одной офисной крышей (в бизнес-центре, в соседнем подъезде и т.п.). Поскольку у вас общий реальный адрес, выгодно договориться и вскладчину провести рассылку мейлинг-листа, задействовать общий канал дистрибуции, организовать совместную уличную раздачу рекламных брошюр и даже непосредственно уличные продажи.

2) Максимально педалировать онлайн-присутствие вашего малого бизнеса (веб-сайт): опыт однозначно продемонстрировал, что Интернет — очень эффективный и при этом весьма скромный в затратном плане канал для пересечения с потенциальными заказчиками.

3) Попытаться получить все мыслимые и немыслимые скидки от платежных систем, которые, в свою очередь, заинтересованы в оттягивании на себя платежных потоков ваших клиентов. К примеру, можно договориться с Master Card / VISA о том, что ваши заказчики, оплачивающие товары / услуги именно этой карточкой будут получать определенные льготы или небольшие скидки.

4) При каждом удобном случае использовать фрилансеров и избегать модных агентств, чьи тарифы отражают не столько качество услуг, сколько отбивают собственные рекламные издержки. Особенно выгодно привлекать фрилансеров для разработки вашего контента, предназначенного для размещения онлайн либо в печатной продукции. Качество будет заведомо не хуже (а в большинстве случаев — лучше), чем в именитых агентствах, зато цена — иногда в разы ниже.

5) Всякий раз, когда выручка поступает в кассу, стараться незамедлительно депонировать ее в своем банке. В отечественных реалиях совет звучит дико, тогда как в Америке обладает весомым резоном: тамошние банки при раннем размещении денег на депозит (до полудня) начинают начислять проценты не со следующего дня, а с текущего. Вот уж поистине: копеечка к копеечке!

6) Постоянно изыскивать возможность для включения в статьи налоговых вычетов максимально возможного числа расходов: заработная плата, транспортные расходы, офисные расходные материалы, проценты по кредитам, аренда и амортизация, льготы работников и т.п. Ключевым моментом здесь выступает тотальное «крохоборство», то есть коллекционирование абсолютно всех товарных и кассовых чеков и квитанций, какие только попадают в ваши руки и руки ваших сотрудников.

7) По возможности переведите всю офисную телефонию на VoIP, где сегодня реализованы прекрасные виртуальные колл-центры и системы автоматических секретарей (вроде «Телфин.Барышни», о которой не так давно рассказывал читателям «Голубятен») — и функциональности добавите, и расходы на связи снизите, и на ставке телефонной секретарши сэкономите.

8) Не пользуйтесь услугами живых фотографов, а используйте онлайн-фотоархивы, в которых за символическую плату можно подобрать абсолютно любую необходимую фотографию.

9) Плотно работайте с курьерскими службами: постоянно проверяйте свои расценки, требуйте дисконт за объем заказов, изучайте конкурентов и при необходимости переходите к ним.

10) Точно такую же политику ведите и по отношению к поставщикам расходных офисных материалов вроде бумаги и чернил для принтера.

11) Избавляйтесь от десктопов и переходите во что бы то ни стало на ноутбуки, у которых ниже потребление электроэнергии: за год разница набегает существенная.

12) Снижайте налоги на заработную плату, предлагая работникам житейские льготы вместо премиальных начислений.

13) Не забывайте активно отслеживать амортизацию оборудования и отражать ее в бухгалтерской отчетности. Здесь американцев понять можно, поскольку их законодательство позволяет списывать до 500 тысяч долларов ежегодно на амортизацию.

14) В полной мере задействуйте налоговые льготы и отсрочки. В США можно списывать на налоги огромное количество самых разнообразных инициатив: определенные типы научно-изыскательных работ, использование возобновляемых источников энергии, затраты на оформление и запуск пенсионных планов, организация детских дневных стационаров для сотрудников и т.д.

15) Банально экономьте электроэнергию: выключайте свет, когда в нем нет нужды, выключайте компьютеры в конце рабочего дня, используйте энергосберегающие лампы.

16) Постоянно теребите своего офисного арендодателя на предмет пересмотра оплаты в сторону ее снижения. Также не забывайте о конкуренции и периодически изучайте рынок: высока вероятность, что даже в вашем районе найдутся предложения по аренде офиса по существенно более выгодным ценам, отражающим текущую конъюнктуру рынка. При этом вовсе не обязательно переезжать в новый офис — достаточно будет показать предложение конкурентов своему арендодателю :)

Такие вот милые и наивные рекомендации от американского «Болта» (вспомнилась почему-то фраза из «Комедии строгого режима»: «Товарищ Дзержинский, вы почему не выполняете решения Центроболта?!»). Разумеется, ничего принципиально нового страховое агентство не придумало.

Ничего, кроме одного: лишний раз продемонстрировала, что приоритеты в сознании американского малого предпринимателя радикально отличаются от его российского коллеги. Американец свято верит, что «копейка рубль бережет», а русский — что всё это крохоборство гроша ломаного не стоит в ситуации хронического форс-мажора!

Что это за форс-мажор, читатели знают и без меня: приходит к вам утречком ранненьким пожарный инспектор и находит такое количество (мнимых) нарушений, что сумма откупной мзды мигом перекроет всё то, что вам удалось сэкономить за год на использовании энергосберегающих лампочек и многократной перезарядке принтерных картриджей :)

Начать дискуссию