Экономика России

Бум русского онлайн-шоппинга как симптом хвори риаллайфа

Свою первую покупку онлайн я совершил 15 лет назад, еще находясь в Америке. С тех пор постоянно удовлетворяю свои консюмерские причуды в сфере IT почти исключительно в виртуальном пространстве интернета. 8 покупок из 10 самых разнообразных гаджетов (от жестких дисков до аккумуляторов, зарядных устройств, планшетов, ноутбуков, смартфонов, электронных книг, акустических систем и т.д. до бесконечности) приходятся на интернет-магазины.

Свою первую покупку онлайн я совершил 15 лет назад, еще находясь в Америке. С тех пор постоянно удовлетворяю свои консюмерские причуды в сфере IT почти исключительно в виртуальном пространстве интернета. 8 покупок из 10 самых разнообразных гаджетов (от жестких дисков до аккумуляторов, зарядных устройств, планшетов, ноутбуков, смартфонов, электронных книг, акустических систем и т.д. до бесконечности) приходятся на интернет-магазины.

Пока я оценивал эту активность не иначе, как проявление субъективных привычек, никакого философствования в моей голове не возникало: мне просто удобно отовариваться онлайн, не отрываясь от компьютера, — вот и всё объяснение. На днях, однако, мне под руку попалась статистика, которая радикально изменила всю оценку онлайн-шоппинга и заставила меня выискивать закономерности и проводить обобщения в вопросах, которые раньше казались лишь частным делом. Цифры, однако, превратили частное дело в социальное явление.

27 марта Венди Джоунс, вице-президент eBay по вопросам географической экспансии, заявил на одной из аналитических тусовок: «Сегодня покупатели из России совершают покупки на eBay каждый три секунды». Вы только вдумайтесь в эту цифру! Лично для меня она просто феноменальна, поскольку за всю свою довольно интенсивную и продолжительную консюмеристскую жизнь онлайн я ни разу ничего не купил на eBay! Ни разу! А тут оказывается, что мои соотечественники каждую минуту совершают 20 покупок на американском торговом аукционе.

Дабы довести картину национальной русской шоппинг-эпидемии до логической завершенности Венди Джоунс окончательно добил цифрой закупочных объемов: за последний год покупатели из России отоварились на eBay на 400 миллионов долларов, причем по сравнению с предыдущим годом эта цифра выросла на 54 %!

Далее в своем выступлении Венди Джоунс попытался проанализировать беспрецедентный рост русского онлайн-шоппинга, однако, как и полагается американскому корпоративному чиновнику, сделал наивный и ошибочный вывод: в России, мол, наблюдается рост среднего класса, а число пользователей интернета выше, чем в любой другой европейской стране. Сложив эти оба компонента мы, якобы, и получаем объяснение феномена. А вот и дудки!

Я вовсе не собираюсь оспаривать рост российского среднего класса. Во-первых, мне ничего не известно о статистике по этому вопросу, во-вторых, даже если рост наблюдается, он иррелевантен относительно феномена онлайн-шоппинга. Почему? Потому что средний класс растет не только в России (если, конечно, он растет), но и в других географически близких нам странах — например, однозначно в Восточной Европе и Прибалтике, однако нигде никакого онлайн-шоппинг бума не отмечается. Рост благосостояния населения в целом и рост среднего класса в частности сопровождается повышением покупательной активности в реальной жизни.

Под реальной жизнью понимается не недвижимость и автомашины в их противопоставлении смартфонам и жестким дискам (и шире — IT-гаджетарии, которую принято считать основой онлайн-коммерции), а банальное отоваривание в обычной (не онлайн) рознице. Русский же человек, что бы у него там не росло (средний класс или благосостояние всего народа в целом), всё больше и больше предпочитает покупать в интернете.

К тому же обратите внимание: eBay — фаворит отечественного онлайн-шоппинга — это не то место, где IT-гаджетария является приоритетным товаром. eBay как раз славится своей тематической универсальностью: люди здесь покупают всё подряд, начиная со шмоток и обувки и заканчивая надувными лодками, спиннингами, биноклями и плазменными телевизорами.

В информационной справке Венди Джонса есть и еще одна важная деталь: русский рынок электронной коммерции чрезвычайно фрагментарен. 10 крупнейших онлайн-ритейлеров отбирают на себя лишь 20 процентов покупателей. Остальные 80 процентов русский шопоголиков закупаются в совершенно иных, зачастую совсем экзотичных, местах (мне так думается, что в основном в китайских онлайн-маркетах вроде ChinaVasion, BestOfferBuy, Budget-Gadgets, CoolCool, AliExpress, China BuyeTomTop, DealExtreme и т.д.).

Фрагментарность русского онлайн-шоппинга еще больше укрепила меня в догадке, которая, собственно, появилась сразу после ознакомления с ошеломляющей динамикой отечественного шоппинг-бума онлайн. Факт того, что русские потребители «растекаются» по самым разнообразным коммерческим точкам, свидетельствует о том, что онлайн-шоппинг — это не следствие какого-то модного тренда или вирусной рекламы (когда очередной мегацентр вроде Amazon или eBay на короткое время попадает в фавор и оттягивает на себя львиную долю коммерческого трафика), а фиксация самого шоппинга в чистом виде, то есть как социального явления.

Иными словами, русские люди всё больше и интенсивнее покупают онлайн потому, что они не хотят этого делать оффлайн, то есть в традиционной риаллайфной рознице!

И тут мы подходим к главной гипотезе моей ремарки: бум русского онлайн-шоппинга — это доказательство того, что в реальной экономике происходят серьезные негативные процессы. Какие это процессы? Я думаю, читатели знают лучше меня: российская реальная экономика всё глубже и глубже погружается в морок государственного регулирования и удушения поборами, налогами, таможенными пошлинами, акцизами и прочей ересью, которая служит лакмусовой бумажкой для выявления экономики, выстроенной на модели Третьего мира.

Было бы наивно отрицать, что российские магазины сегодня ломятся от разнообразных товаров ничуть не меньше, чем в любой другой европейской стране (до американской розницы, конечно, еще очень далеко). Никто и не отрицает — проблема в другом. В ценах! Цены на товары в наших магазинах в полтора-два раза завышены, чем где бы то ни было. Речь при этом вовсе не идет о какой-нибудь индийской рознице (здесь разница в ценах достигает десятикратного размера). Походите по универмагам Лондона, например, или Парижа, приглядитесь к ценникам на обувь и одежду: всё именно так, как я и говорю: в полтора-два раза дешевле.

И так во всем: цены на ноутбуки, на смартфоны, на планшеты, на всю без исключения бытовую электронику, начиная с телевизоров и заканчивая индукционными плитами и холодильниками в российской рознице завышены до неприличия. Обвинять продавцов язык не повернется: их просто удавливает государство своими поборами.

Вот поэтому-то наши соотечественники и предпочитают отовариваться онлайн в американских, европейских и китайских магазинах! Цены, даже с учетом весьма недешевой доставки международным экспресс-курьером (обычно EMS), получаются настолько привлекательными, что покупатели готовы закрыть глаза на риски, объективно сопряженные с заочным приобретением товаров «вслепую» (сомнительность гарантии и гарантийного ремонта, целостность посылки при доставке, просто утрата посылки по пути и т.п.).

Каковы перспективы этого тренда? На мой взгляд, перспектив нет никаких. Привлекательность онлайн-шоппинга в России в очень большой мере зависит от непростительно либерального лимита обложения пошлиной: 1000 долларов (то есть, все, что дешевле, можно завозить беспошлинно). Наши соседи довольствуются 300 долларами (как и россияне раньше) и что-то мне подсказывает, что очень скоро лазейку прихлопнут и вернутся сначала к привычный цифре (300 USD), а затем и вообще доведут планку беспошлинного ввоза приобретенных онлайн товаров до нуля.

Причем удушат онлайн-коммерцию, как водится, из благих побуждений: для защиты, мол, отечественных производителей и розничной торговли. За одно помогут выйти из позорного ступора почте, которая последние месяцы буквально зашивается, не справляясь с яростным потоком посылок, поступающих соотечественникам из иностранных онлайн-магазинов. Патриотичнее нужно быть, товарищи, патриотичнее!

Начать дискуссию