Я обожаю английский фильм «Король говорит». Связано это с личными и профессиональными интересами. Прежде всего я являюсь поклонницей талантливейшего Колина Ферта: на мой взгляд, даже Лоуренс Оливье был не так убедителен в роли мистера Дарси в «Гордости и предубеждении», как Ферт. Но главное - мне очень близка тема, которая затрагивается в этом фильме.
Для тех, кто не в курсе: сюжет фильма строится вокруг отчаянной борьбы короля Георга VI, отца нынешней королевы Соединенного Королевства Елизаветы II, с сильной формой заикания, которым он страдает с детства. Драма Георга усугубляется тем, что он вступает на престол вместо своего брата Эдуарда в преддверии Второй мировой войны и должен постоянно выступать публично. Располагая средствами и возможностями, он лечится у лучших логопедов, но по-настоящему ему помогает актер-любитель из Австралии Лайонел Лог. Методика Лога проста: он учит короля правильно дышать, снимать напряжение, пропевать слова, говорить на выдох - одним словом, всему тому, с чего начинается учеба в театральных ВУЗАах. Кстати, приемы австралийца, который, по сути, был логопедом-самоучкой, до сих пор активно используются современными дефектологами.
Конечно, этот случай слишком неординарный и исторический, да и большинство из нас не страдает заиканием. Но выступать на публике хоть иногда приходится каждому: будь-то выступление на совещании, переговоры с партнерами, презентация на конференции. Более того, каждый день мы сталкиваемся с ситуациями, когда от нашей речи зависит если не все, то очень многое – собеседование, свидание, общение с боссом, разговор с классным руководителем ребенка и проч.
Система нашего современного образования и воспитания построена таким образом, что, став взрослыми, мы не способны использовать все возможности своего голоса и тела в повседневных коммуникациях с другими людьми. Что говорить про навыки ораторского мастерства. Одна моя знакомая постоянно покрывается пятнами, читая доклады, наш клиент, топ-менеджер, как-то потерял дар речи во время пресс-конференции, моя подруга на тренинге сорвала голос. Причем все они читали популярную литературу по теме или ходили на дорогие тренинги, где тебя за три дня учат тому, чему должны были учить долгие годы в саду, школе, институте. Кто бы спорил: информация, которую там чаще всего дают, действительно полезна, например: как лучше передвигаться по сцене, как держать микрофон, как жестикулировать и отвечать на вопросы аудитории, как шутить и проч. Но до шуток и ответов на вопросы надо еще дойти. А что делать, когда слайды для презентации и тезисы подготовлены идеально, все советы признанного гуру ораторского мастерства выполнены, тренинг исправно посещен, знаешь ты свою тему отлично – а выходишь и ком в горле?
Понятно, что опыт дает уверенность в своих силах, но не мастерство. Иногда на фоне страшного стресса от публичного выступления мы можем не плохо себя показать. Кстати, на этом построены некоторые тренинги, когда на первом занятии испуганного участника загоняют на сцену и заставляют толкать речь перед массой таких же испуганных людей. Эффект они дают временный. Нельзя избавиться от болезни, залечивая симптомы.
К сожалению, сейчас в школах почти не учат детей говорить или хотя бы читать по правилам речи: пропевать гласные, говорить плавно и на выдохе, рассказывать басни с выражением, держать ровно спину в течение всего дня. Во взрослом возрасте ситуация усугубляется гиподинамией, постоянными стрессами, которые концентрируются в верхнем плечевом отделе, создавая так называемый мышечный панцирь. Зажимы сковывают тело, забирают энергию, препятствуют глубокому диафрагмальному дыханию и не дают прорваться красивым и правильным звукам. Вы никогда не выступите хорошо, не сможете поразить всех умением играть интонациям и тембром речи, не будите убедительны и не найдете свой стиль, если у вас проблемы с позвоночником, спазмы в мышцах, неповоротливый язык, жесткие колени и стиснутая челюсть. Еще в Древнем Египте будущих фараонов в школе учили сидеть ровно во время уроков, не выпячивая грудь и расслабляя мышцы шеи, спины. В пилатесе это называется нейтральным положением тела. Только в таком состоянии наш мозг может работать максимально эффективно, а мы в полной мере способны управлять своим телом, голосом и эмоциями.
Но этому невозможно научится за три дня. В театральные ВУЗЫ студенты поступают, проявив свою харизму и эмоциональность, но для того, чтобы быть настоящим актером этого мало. Нужны специальные навыки. Если после каждого спектакля актер будет срывать голос, то скоро останется безработным. Неудивительно, что первые курсы направлены на снятие этих спазмов и отработку мастерства управления своим телом и дыханием. «Они профессионалы, у них работа такая. Причем здесь мы?», - скажите вы. Дело в том, что многим приемам, которым учат в театральных ВУЗах, учили детей в дореволюционной России. Взгляните на портреты царей или дворян. Вы никогда не увидите их, стоящими в развалочку, с выдвинутой челюстью или напряженными руками. Их позы просты, естественны, благородны. Они передают нам уверенность, силу и достоинство – то, что необходимо не только оратору, а любому человеку, который чего-то хочет добиться в этой жизни. После революции хорошие манеры, прямая спина и правильная речь потеряли свою значимость, поэтому сейчас на рынке бесконечное множество разнообразных книг и тренингов по навыкам личной эффективности, самопрезентации, ораторского мастерства и проч. Есть спрос – будет и предложение.
Но может все-таки для начала заняться спортом, а затем постараться отработать голос по примеру Лайонела Лога. Уверенна, после этого вам не то, чтобы выступления на конференции будут даваться легко, вся жизнь изменится к лучшему. Станиславский, Михаил Чехов и Джозеф Пилатес вам в помощь!
Комментарии
1