Управление персоналом

Запомнить и помнить: мифы и факты о памяти

На сегодняшний день нет доказательств того, что память безгранична. Вместе с тем, попытки найти границы памяти тоже не увенчались успехом. Какие факторы оказывают негативное воздействие на нашу способность запоминать? Как влияет интерес и частота использования информации на качество ее запоминания? Рассмотрим самые распространенные мифы и заблуждения о возможностях нашей памяти

На сегодняшний день нет доказательств того, что память безгранична. Вместе с тем, попытки найти границы памяти тоже не увенчались успехом. Какие факторы оказывают негативное воздействие на нашу способность запоминать? Как влияет интерес и частота использования информации на качество ее запоминания? Рассмотрим самые распространенные мифы и заблуждения о возможностях нашей памяти: от влияния психологического настроя и питания на качество памяти до возрастных пределов памяти и процентов используемого нами мозга.

Какие факторы оказывают негативное воздействие на нашу способность запоминать?

Фактор 1. Неверие в собственные силы. Эта психологический барьер. Большинство людей настолько не верят в свою способность запоминать, что даже не пытаются удержать в памяти новую информацию.

Неверие коренится в негативном опыте. Те, кого однажды подвела память, начинаются сомневаться в себе. Каждый новый провал в памяти укрепляет в них убеждение, будто они становятся забывчивыми.

Бывает и наоборот: люди довольны своей памятью и не считают нужным ее улучшить. Для развития памяти одного желания недостаточно. Необходимо действовать: напрягать мозг, заставлять его переваривать «пищу для ума». Поэтому когда вы захотите что-либо запомнить, просто постарайтесь это сделать, приложив соответствующие усилия и поверив в свои возможности.

Фактор 2. Отсутствие интереса. Новые сведения лучше запомнятся, если они вам интересны. Этот простой фактор многие забывают.

Запоминание малоинтересной, непонятной или тем более отталкивающей информации — процесс мучительный и неэффективный. Чтобы облегчить работу памяти, надопревратить запоминаемую информацию в занимательный и интересный материал. Так, информация, полученная в ходе беседы с интересным человеком, становится более доступной для понимания и поэтому легче усваивается.

Если нужно выучить сложную для понимания информацию, попробуйте тщательно изучить тему. Когда прояснятся все вопросы, включая нюансы, возникнет и интерес. Вы увлечетесь и запоминание пойдет быстрее.

Фактор 3. Неиспользование усвоенной информации. Согласно различным оценкам, люди забывают до 80% информации, полученной за последние 24 часа. Вы можете значительно снизить этот показатель, многократно воспроизводя заученную информацию и применяя ее в самых различных ситуациях. Повторение повышает вероятность осознанного вспоминания и обеспечивает более высокий уровень запоминания.

Вот несколько способов превратить повторение заученной информации в живой и полезный процесс:

  • Поделитесь новыми знаниями. Этот способ еще позволяет глубже вникнуть в предмет разговора. Почти как в анекдоте: «пока объяснял, сам все понял».
  • Запишите своими словами то, что запомнили. Этот способ предполагает элементарный пересказ в письменной форме. Его преимущества в том, что моторика рук и визуальное восприятие облегчают запоминание.
  • Напишите статью на основе усвоенного материала. Здесь надо не только пересказать, но и проанализировать усвоенную информацию. Такой подход впоследствии сослужит вам добрую службу в профессиональной и творческой карьере.
  • Попробуйте мысленно донести информацию до 5-летнего ребенка. Здесь придется изъясняться просто и ясно. Чтобы воображаемый малыш вас понял, ищите яркие определения и сравнения, стремитесь облекать одну и ту же мысль в самые разные формы.

Фактор 4. Неправильное питание. Неправильное питание влияет на весь организм, включая его центральный орган управления — мозг. Для хорошей работы клеткам мозга нужно соответствующее питание.

Дефицит необходимых микроэлементов замедляет передачу электрохимических импульсов от одной клетки к другой. В результате появляется плохое самочувствие, упадок сил, невнимательность, ослабление памяти и замедленные реакции. Поэтому следите за тем, что вы едите.

Старайтесь, чтобы в вашу пищу входили в достаточном количестве магний, цинк, селен, хром, витамины В2, В6 и В12, ненасыщенные жирные кислоты Омега-3 и Омега-6. Они содержатся в таких продуктах питания, как цельнозерновые изделия, зеленые яблоки, орехи, клубника, помидоры, виноград, черная смородина, брокколи, шпинат, тыквенные семечки, рыба (лосось, скумбрия, сардина, сельдь), оливковое масло.

Фактор 5. Употребление алкоголя и курение. Алкоголь нарушает происходящие в мозгу процессы. В результате нервные клетки перестают получать кислород. Они отмирают и выводятся из организма с мочой. По разным оценкам, грамм алкоголя убивает около 200 нейронов, там самым ухудшая память. Одна пол-литровая бутылка пива уничтожает более 5 000 нейронов. Никотин, как известно, нарушает мозговое кровообращение, что в свою очередь чревато ухудшением памяти.

Постарайтесь свести употребление этих наркотиков к минимуму. Мощный скачок в развитии интеллектуальных способностей возможен только тогда, когда мозг и организм в целом хорошо функционируют.

Мифы о памяти

Миф 1. Существуют пределы памяти. В памяти человека хранится практически весь его опыт, но вспоминается лишь очень малая часть.

На сегодняшний день нет доказательств того, что память безгранична. Вместе с тем, попытки найти границы памяти тоже не увенчались успехом.

Вы можете и сами убедиться в этом. Например, каждый день в течение двух месяцев записывайте по два самых важных события минувшего дня. Вкратце расскажите о событии как таковом и зафиксируйте его участников и время. Через пару месяцев просмотрите свои записи. Вы будете удивлены тем, как много, оказывается, вы помните.

Или же начните по порядку извлекать воспоминания из памяти, и вы одно за другим вытянете из нее множество таких событий, о которых вы вроде бы уже и думать забыли. Поэтому не стоит беспокоиться по поводу того, что ваша память когда-нибудь исчерпается.

Миф 2. Возраст влияет на память. Многие люди считают, что после 40 лет нет смысла развивать память, так как ее ухудшение неизбежно. На самом деле это далеко не так. Более того, если начиная со среднего возраста вы не будете заставлять свой мозг напрягаться, возрастет вероятность снижения умственной деятельности.

Возрастное ослабление внимания не означает деградации памяти. Просто скорость запоминания и уровень концентрации внимания ниже в возрасте 60-80 лет, чем в 20-30 лет.

Чтобы избежать возрастных изменений, надо постоянно держать мозг в форме. Если вы сможете устранить многие вредоносные факторы и пользоваться техниками эффективного запоминания, не исключено, что ваша память с годами будет только крепнуть. Поэтому развитие памяти и занятия мнемотехникой важны в любом возрасте.

Миф 3. Лекарства способны улучшить память. Многие думают, что лекарственные препараты могут сыграть важную роль в укреплении памяти.

Однако прием таблеток не поможет вам с первого взгляда запоминать целые страницы текста. Медикаменты оказывают на память лишь косвенное воздействие, а непосредственно влияют только на происходящие в мозгу процессы: кровообращение, связь между нейронами, обмен веществ в клетках и пр. Например, глицин, гинкго билоба и фенотропил положительно действуют на мозг, но напрямую не влияют на память.

Не стоит надеяться на то, что трехмесячный курс приема пищевых добавок снабдит вас острой и надежной памятью.

Миф 4. Мы используем мозг только на 10-20%. Этот миф является одним из наиболее популярных: утверждается, что в интеллектуальной деятельности человека задействована только часть мозга — от 3 до 10% нервных клеток. Однако:

  • если бы 90% нервных клеток нашего мозга действительно не использовались, мозг не был бы столь уязвим. Между тем повреждение практически любой области мозга чревато потерей каких-либо способностей и функций. Даже небольшие повреждения способны нанести серьезный урон нашему здоровью;
  • мозг потребляет около 20% всей энергии, поступающей в тело. С точки зрения эволюции было бы невыгодно иметь орган, который потребляет такое количество энергии, но сам используется только на 10%;
  • клетки мозга, которые длительное время не работают, дегенерируют. Если бы 90% из них и вправду бездействовали, это не могло бы ускользнуть от внимания патологоанатомов.

Поэтому на вопрос «сколько нервных клеток мозга использует человек?» есть только один верный ответ: столько, сколько нужно для решения определенной задачи.

Начать дискуссию