Согласно имеющимся данным, 69 % из 2 000 состоятельных частных лиц, опрошенных группой Barclay’s, считают, что материальная ценность предметов искусства зависит от общественного вкуса, и вкладывают в среднем менее 10 % чистого капитала в такие материальные активы, как художественные произведения, элитные вина, антикварная мебель и ювелирные украшения.
Предметы коллекционирования приобретают репутацию высокодоходных инвестиционных инструментов
В январе 2013 г. редкая серебряная монета — доллар с изображением женщины с распущенными волосами, символизирующей Свободу, (Flowing Hair Dollar) — ушла с молотка за рекордную сумму в 10 миллионов долларов США. В 2012 г. картина «Крик» была продана за 120 миллионов долларов США — это самая высокая цена, когда-либо уплаченная за выставленное на аукцион полотно. Подобные громкие события привлекают внимание людей и способствуют оживлению рынка предметов коллекционирования. Так, за последние десять лет (2002—2012 гг.) предметы коллекционирования принесли инвесторам трехзначную прибыль. По сравнению со сводным индексом MSCI World Total Return (в долларах США), который за последнее десятилетние вырос на 118 %, рентабельность инвестиций в редкие монеты увеличилась на 248 %, в марочные вина — на 164 %, в произведения искусства — на 226 %, в почтовые марки — на 266 %, а в классические модели автомобилей — на 390 %. Помимо рентабельности также существенно увеличились объем и стоимостные показатели рынка предметов коллекционирования. По данным компании «Артс экономикс» (Arts Economics), общая стоимость всех сделок на художественном рынке пока не побила рекорд 2007 г. в 70 миллиардов долларов США, но возросла более чем на 93 % и составила 56,8 миллиардов долларов США, а объемы сделок увеличились более чем на 37 % за вышеуказанный период.
Предметы коллекционирования завоевывают развивающиеся рынки
Благоприятная конъюнктура и рост мирового рынка предметов коллекционирования, наблюдающиеся последние десять лет, совпали с резким увеличением общего числа состоятельных частных лиц — более чем на 61 % с 6,8 миллиона в 2000 г. до 11 миллионов в 2012 г. Подобный рост в значительной степени может быть отнесен на счет развивающихся и особенно азиатских рынков. Согласно отчету «Барклайс» о благосостоянии за 2013 г. (Barclay’s Wealth Report 2013), состоятельные частные лица, проживающие в странах с менее устойчивыми экономиками, стремятся к стабильности через вложения в материальные активы. Кроме того, по результатам исследования рынка альтернативных инвестиций за 2013 г., проведенного китайским институтом «Хурун» (Hurun Research Institute), около 60 % китайских миллионеров (в пересчете на доллары США) считают предметы коллекционирования альтернативой недвижимости и ценным бумагам. Несмотря на то, что 76 % респондентов самым надежным инвестиционным инструментом по-прежнему считают недвижимость, а 65 % опрошенных отдают предпочтение ценным бумагам, в 2010 г. объем сделок с предметами искусства в Китае составил одну треть общемирового объема сделок, что позволило Китаю по этим показателям обогнать США. Тем не менее, согласно Европейскому фонду изобразительных искусств (European Fine Art Foundation), в 2012 г. США вернули себе лидирующую позицию по стоимости совершенных сделок, которая составила 18,9 миллиардов долларов США, то есть 33 % общей стоимости всех сделок в мире, а показатели китайского рыка упали до 14 миллиардов долларов США, то есть до 25 %. Вместе с тем, если альтернативные инвестиционные инструменты останутся в портфелях состоятельных частных лиц, рынки предметов коллекционирования, скорее всего, продолжат развиваться параллельно с ростом общего числа обеспеченных инвесторов.
Косвенное инвестирование в вина: винные фьючерсы
Винные фьючерсы представляют собой договоры на покупку вин на стадии en primeur (молодое вино) всего через несколько месяцев после сбора урожая и до бутилирования. Покупатели размещают заказы после оценки года урожая, а затем они обычно продают фьючерсные активы клиентам. Поставка вин, как правило, осуществляется только через три года после сбора урожая. Покупка винных фьючерсов может принести ощутимую прибыль, поскольку первоначальная отпускная цена на напиток часто является самой низкой ценой продажи, однако доходность винных фьючерсов в значительной степени зависит от года урожая. Примером может послужить увеличение рентабельности фьючерсов на бордо 1982, 1986 и 1990 гг. и уменьшение — на бордо 1997 г. Винные фьючерсы как инвестиционные инструменты наиболее активно используются на винном рынке Бордо, при этом их популярность растет и в таких регионах, как Бургундия и долина Роны.
Диверсификационный потенциал вин и других предметов коллекционирования
Исторически сложилось так, что индексы рынка марочных вин являются более устойчивыми, чем фондовые индексы, и характеризуются низким уровнем корреляции с облигациями и акциями. Несмотря на то, что важным преимуществом инвестирования в вина является возможность диверсификации инвестиционного портфеля, необходимо помнить, что в нестабильные годы винные рынки также являются уязвимыми. Например, исследования Кэрол Мэри Бойер (Carol Marie Boyer), проведенные в 2011 г., показали, что арт-рынок развивается вместе с экономикой, но отличается низким уровнем корреляции с рынком ценных бумаг в краткосрочной перспективе.
В части диверсификации инвестиционного портфеля рынок предметов искусства (как самый развитый рынок предметов коллекционирования) обладает наибольшим потенциалом, что отнюдь не снижает риск инвестирования в искусство ради искусства. То, что своеобразные «голубые фишки» арт-рынка — работы таких художников, как Энди Уорхол (Andy Warhol) — относительно часто уходят с аукциона за баснословные суммы, еще не говорит о гарантированной продаже аналогичных работ того же мастера за подобную цену. Это касается и вина. Двадцать лет назад экономисты Бруно С. Фрей (Bruno S. Frey) и Вернер Поммерене (Werner Pommerehne) провели анализ данных аукционов за период с 1635 по 1987 г. Они обнаружили, что, за вычетом расходов по сделке, реальный годовой доход от произведений искусства составил 1,5 %, что гораздо ниже 3 % реального годового дохода от казначейской облигации за тот же период времени. В своем новом исследовании Реннебог (Renneboog) и Спаньер (Spaenjer) проанализировали данные за 1957—2007 гг. и установили, что реальный доход от предметов искусства за этот период составил 4 % годовых по сравнению с 6,6 % реального годового дохода от ценных бумаг. Исследователи также отметили высокую степень изменчивости реальной доходности, варьировавшейся от – 32 % в 1991 г. до 22 % в 2007 г.
Альтернативные инвестиции в Julius Baer
Специалисты структурного подразделения финансового и налогового планирования банка Julius Baer оказывают консультационные услуги по финансовому планированию, а также сопутствующие услуги клиентам, желающим осуществить долгосрочное планирование своего благосостояния. Поскольку характер консультационных услуг во многом зависит от места проживания клиента, качество обслуживания обеспечивается посредством привлечения как сотрудников центрального офиса подразделения, так и местных специалистов. Если рассматривать в качестве примера предметы искусства как часть личного имущества, вначале клиент, как правило, желает получить консультацию по определению структуры собственности на коллекцию. Эта услуга особенно необходима тем клиентам, которые желают оптимизировать налоги и ознакомиться с долговременными юридическими и международными последствиями, планируют передать имущество по наследству и хотят правильно оформить необходимую документацию. Другие клиенты, приобретающие знаменитые произведения искусства, могут воспользоваться услугами условного депонирования. Подобные юридические схемы позволяют, например, упростить процесс передачи предмета искусства по покупной цене с привлечением независимого эксперта, который подтверждает надлежащее состояние произведения перед его оплатой.