Интеллектуальные игры «Что? Где? Когда?» имеют богатую внеэкранную историю. Кроме масштабного движения «спортивной» ЧГК, когда под известным телевизионным брендом проводятся официальные турниры, существует и «любительское» ответвление. Организуются корпоративные интеллектуальные игры, а также турниры в модных ресторанах и барах. А значит, в этой сфере есть возможности для предпринимательского заработка.
Андрей Кругов, сотрудник агентства корпоративных коммуникаций «Интелспорт», организующего турниры по интеллектуальным играм, считает, что в московском «пивно-спортивном» заведении Small Pub, где собираются футбольные фанаты, произошла удивительная вещь.
«Вы представляете, что такое болельщики? — спрашивает он. — Экспрессивный, брутальный народ. Я когда сюда пришел, не знал, как с ними общаться. Оказалось — прекрасные люди. С удовольствием играют в наши «Что? Где? Когда?» и ведут себя чинно и благородно».
В баре заняты все столики, но непривычно тихо для подобного заведения. «Герой одного романа, — начинает зачитывать вопрос ведущий, — увидел в глазах девушки свои застывшие отражения. Далее герой сравнивает ее глаза с двумя иксами. В одной песне с иксом сравнивается рыжая заря. Какое слово мы заменили на «икс»?» Сидящие в зале команды начинают увлеченно, но вполголоса совещаться. «88% играющих сегодня — болельщики «Спартака», — говорит Евгений Селеменев, владелец Small Pub. – Но нет никакого шума. «Что? Где? Когда?» дисциплинирует. Потому что никто не будет здесь с тобой нянчиться: просто снимут балл с команды, если ведешь себя не по правилам».
Московский Small Pub стал одной из первых площадок, где несколько лет назад начали проводиться интеллектуальные игры в формате, очень напоминающем телевизионные сражения знатоков и телезрителей (но без использования официального названия, бренда «Что? Где? Когда?», принадлежащего телекомпании «Игра»). Принцип простой: команды из шести человек, каждая должна за 60 секунд дать ответ на вопрос ведущего. Потом подсчитывается количество правильных ответов и определяется победитель.
«Сначала мы просто хотели устроить междусобойчик для наших друзей, сообщества «Рус СмоллПаб» и приятелей по «Живому Журналу», чтобы выяснить, кто из нас умнее», — шутит Евгений Селемеев. Он договорился с Леонидом Эдлиным, креативным директором агентства корпоративных коммуникаций «Интелспорт», который и провел первую интеллектуальную игру в баре. «Изначально, — рассказывает Селеменев, — акцент был на спортивных вопросах, но потом игры стали набирать обороты и тематика начала расширяться. Одно время мы даже расширились до такой степени, что имели три лиги и 30 команд-участниц, играли по три дня подряд». Но потом решено было ограничиться одним днем в неделю, отведенным под ЧГК.
«Это в корне меняет жизнь, мы просто влюбляемся в игру, — признается Андрей Кругов. — Я раньше проводил вечера напролет, играя в бридж: это была моя отдушина. Но теперь я об этом и думать забыл. Зато начал перечитывать школьные учебники: нужно ведь пополнять багаж знаний…» Участники интеллектуальных игр, рассказывает собеседник, это отдельное сообщество увлеченных людей, которые превращаются в близких приятелей, постоянно общаются в «Скайпе», встречаются два–три раза в неделю, выезжают на чемпионаты в другие города. Это целый мир.
Умный спорт
С телевизионным ЧГК любительские турниры, как правило, никак не связаны. Вообще, явление ЧГК можно разделить на телевизионное, спортивное и любительское. Спортивное ЧГК – это масштабное явление, в него играют тысячи команд по всему миру. «Спортивная ЧГК появилась в 1989 году как «приложение» к ТВ-игре, — рассказывает активный игрок Павел Пивоваров. — Но сейчас это движение уже вполне самостоятельное и крупное». На сайте общего рейтинга команд Международной ассоциации клубов, которая объединяет спортивные турниры ЧГК, значатся около 50 тысяч команд, говорит Денис Коновальчик, организатор магнитогорского клуба спортивной ЧГК: «Это те, кто хоть раз принимал участие в официальных турнирах. Реально в мире сейчас играет, наверное, около пяти тысяч команд, половина из которых — российские. В команде 6 человек, так что можно подсчитать активное «поголовье» знатоков: это где-то около 30 тысяч человек. На самом же деле движение гораздо шире, поскольку в официальных анналах, как правило, не учитываются студенты и школьники, которые до соревнований под эгидой МАК (Международная ассоциация клубов. — Прим. Ред.) не доросли, но все равно активно играют».
Спортивные ЧГК чаще всего проходят в университетах, школах, библиотеках. Нередко организаторам идут навстречу органы местного самоуправления, предоставляя площадки для игры за символическую плату. Спортивную ЧГК можно назвать социальным, отчасти просветительским явлением.
Организация турниров, рассказывает Коновальчик, вещь довольно сложная. Нужно получить лицензию на проведение турнира, отправив уведомительное письмо президенту МАК Наталье Стеценко (вдове Владимира Ворошилова, автора и ведущего игры), а копию послать председателю лицензионной комиссии МАК Александру Друзю.
Без лицензии результаты турнира не учитываются в рейтинге клубов.
При этом организацию спортивных ЧГК трудно назвать бизнесом. Больших дивидендов с этой деятельности организаторы не получают. Проведение турнира может обойтись в среднем в 100 тыс. рублей, говорит Константин Кноп, один из организаторов общероссийского чемпионата по ЧГК. Расходы — аренда зала, приобретение пакета вопросов, оплата работы ведущего и пр. Возмещаются они вступительными взносами с команд (по 100–200 рублей) и иногда спонсорской помощью. «Обычно деньги рассчитываются так, чтобы выйти по нулям», — говорит Кноп. «Спортивная ЧГК — это как самодеятельный театр или просто организация досуга, — комментирует генеральный продюсер телекомпании «Игра» Андрей Козлов. — Это движение не капитализировалось, и я не думаю, что должно. В этом его прелесть: оно общедоступно. В любом вузе, любой организации люди могут собираться и играть.
Как раньше были популярны шахматы, так теперь — «Что? Где? Когда?». Для телекомпании «Игра» как правообладателя бренда ЧГК эта ситуация комфортна: растет интерес к игре среди населения. О получении роялти здесь не думают. «Никто не станет резать курицу, которая несет золотые яйца, — говорит один из организаторов турниров. — «Что? Где? Когда?» идет, помимо России, в разных странах — в Узбекистане, Армении, Грузии, даже в США: там существуют национальные передачи. И от этих передач центральная телегруппа имеет денежные отчисления, у них очень плотные связи. Их бизнес на этом развивается: они продают лицензии на создание телепередачи в другие страны. В этом смысле широкое спортивное движение ЧГК им помогает поддерживать и поднимать популярность телепередачи. Поэтому зачем им «стричь» организаторов спортивных турниров, если можно будет потом «состричь» уже с юридического лица, которое будет выпускать телепрограмму?»
Монетизируется спортивная ЧГК лишь косвенно. Например, многие крупные компании спонсируют турниры ЧГК и отдельные команды.
Кроме того, это движение играет определенную роль в развитии туристического бизнеса, говорит Константин Кноп: «Представьте, что в какое-нибудь захолустье приезжает одновременно 250–300 человек, занимая иногда весь номерной фонд гостиниц города».
Ну и, в конце концов, «капитализировать» свое участие в ЧГК могут сами игроки. Некоторым удается сделать звездную карьеру в этой системе, заработать репутацию – а потом найти престижную работу. Например, известный многим зрителям телевизионной ЧГК магистр телеигры и обладатель трех хрустальных «Сов» Максим Поташёв построил серьезную менеджерскую карьеру (директор по развитию в издательстве «Азбука-Аттикус»). «Но далеко не все игроки стремятся делать большие карьеры, — отмечает Андрей Козлов. — Возможно, ЧГК — это в некотором смысле сублимация карьерных амбиций. Если задуматься, то не так уж много игроков клуба стали успешными в бизнесе. Миллиардеров точно нет, ну и миллионеров, наверное, тоже. И я не вижу в этом ничего плохого. Успешные игроки, может, и не пошли в большой бизнес, но сумели сохранить себя в жизни достойными людьми, профессионалами, реализовавшись сполна в игре».
На любителя
Куда большее отношение к бизнесу, чем спортивная ЧГК, имеет организация любительских турниров, в том числе корпоративных. Формально, впрочем, далеко не все они проводятся под брендом «Что? Где? Когда?». Аудитория спортивных и любительских турниров различается. В первом случае активно играет «интеллигенция»: интеллектуалы, пишущая братия, технари. «Очень много людей пишущих в широком смысле этого слова, — поясняет Константин Кноп. — Они, как правило, стремятся реализовать себя в игре максимально широко. В этой культуре у них есть на это все шансы». В любительской ЧГК участвует более разнообразная публика. Офисные сотрудники, бизнесмены, интеллектуалы, фрики, нестандартно мыслящие граждане — словом, весь активный люд. «У нас на игры собирается очень широкий спектр людей — от бизнесменов до банкиров, — говорит Евгений Селеменев из Small Pub. — Есть состоявшиеся предприниматели, топ-менеджеры».
Движение любительских интеллектуальных игр начало развиваться в Москве 4–5 лет назад — и с тех пор значительно разрослось. Игры проводятся в основном в ресторанах, кафе. Для рестораторов это способ привлечения и развлечения публики. Предприниматель Виталий Пронькин из Реутова начал проводить турниры в своем ресторане «Зеленый попугай»четыре года назад. «Из нашей «самодеятельной» лиги потом выросла профессиональная команда спортивной ЧГК», — гордится он. Потом Виталий продал ресторан и занялся организацией интеллектуальных игр на площадке Еврейского культурного социального центра в Москве. Теперь для него это основной заработок: он проводит турниры, а доход получает, организуя «кормежку» игроков в кафе на базе Еврейского центра.
Для агентства «Интелспорт» проведение интеллектуальных игр стало отдельным прибыльным направлением деятельности. Агентство работает в двух векторах. Во-первых, проводит игры под брендом «Что? Где? Когда?» для компаний-заказчиков — в качестве корпоративного развлечения или тренинга. В данном случае «Интелспорт» использует бренд ЧГК и заключает соглашение о выплате 15% роялти с телекомпанией «Игра», а иногда по желанию особо требовательных клиентов приглашает для проведения игр магистров ЧГК с экрана — за большое вознаграждение.
«Во-вторых, — рассказывает креативный директор агентства Леонид Эдлин, — мы придумали свой бренд интеллектуальных игр — «60 секунд». Создали клуб для всех желающих играть, самых обычных людей, не имеющих отношения ни к спортивной ЧГК, ни к корпоративным играм. Если в спортивной ЧГК вопросы такие, что участвовать и добиваться успехов там может только человек с серьезными знаниями в разных областях и опытом участия в турнирах, то у нас даже игрок, который впервые сел за стол, сможет хоть на какие-то вопросы ответить. За счет этого наш клуб все время пополняется людьми, которые хотят попробовать себя в игре».
Клуб Эдлина «60 секунд» существует два с половиной года: начинали с 10 команд, а сейчас только в Москве их 250. У клуба есть отделения в Питере, Казани, Ижевске. Планируется открыть филиалы в Киеве, Екатеринбурге, Самаре, Перми, Новосибирске.
Толчком к развитию бизнеса на интеллектуальных играх, по словам Леонида Эдлина, для него стало знакомство и сотрудничество с участниками международного сообщества менеджеров E-xecutive.ru. «Их аудитория, — поясняет Эдлин, — это как раз наши потенциальные клиенты — менеджеры с активной жизненной позицией».
Механизм организации игр прост: агентство выступает как подрядчик заведения общепита, который получает гонорар за проведение игры — своеобразного «ивента».
Для ресторана или кафе игра — хороший способ заполнить зал в будний день. «Это может быть интересно и выгодно для владельцев больших помещений, у которых нет заполняемости в будни вечером, — комментирует Евгений Селеменев. — Еще это выход для заведений, которые находятся в дорогих местах вроде Тверской, у которых ужасная кухня, нет хорошего пива и нечем больше привлечь людей — но есть большие площади, и за них нужно платить огромную аренду». Для Small Pub, по словам Евгения, интеллектуальные игры — просто «клубный день», и выручка бара в этот день не выше и не ниже, чем в среднем в будни. Обычно играет 16 команд, и каждая из них платит «депозит» — примерно в три тысячи рублей со столика (напитки, игра). При этом в дни проведения игр теряется определенная часть аудитории — люди, которые не стали заходить в бар, увидев, что там идет турнир. «Но мы таким образом делаем подарок нашим друзьям, — говорит Селеменев. — И никогда не проводим игры в дни знаковых для болельщиков матчей. Если в Лиге чемпионов играет «Барселона», то к нам приходят сразу человек 30–40 болельщиков. Они занимают целый зал».
По словам Леонида Эдлина, у «Интелспорта» есть свои требования к заведению, где будут проводиться игры: желательно, чтобы оно находилось в центре города и имело среднюю ценовую политику (не самое дорогое, но и не дешевое) — чтобы подойти основной аудитории игр. Кроме того, в заведении должно быть хотя бы два зала — чтобы можно было не закрываться совсем на время игры. «Кстати, посторонняя публика часто присоединяется к игре, — говорит Леонид. — Для этого ведь ничего не требуется. Можно сесть за стол и начать играть, даже выпив пару кружек пива».
«Ресторанные» игры ЧГК будут развиваться, считает Константин Кноп: «Спортивному движению ЧГК они нисколько не мешают, даже помогают в каком-то смысле. Таким образом «вербуются» новые увлеченные игроки — люди, которые не успели всерьез прийти в ЧГК, будучи студентами или школьниками».
Игривые сотрудники
Очень перспективным направлением «Интелспорт» считает корпоративный сегмент: в ЧГК с удовольствием играют сотрудники различных компаний в рамках корпоративных вечеринок и мероприятий по командообразованию. «Наше агентство, — рассказывает Леонид Эдлин, — организовало, например, Юридическую лигу, в которой участвуют сотрудники юридических компаний и свободные юристы. Еще у нас есть просто корпоративная лига, где играют все желающие. Довольно успешно мы провели два сезона игр финансовой лиги — для финансовых компаний, и ИТ-Лиги — для компаний из сферы высоких технологий. Только страховщики нам пока не даются, хотя скоро в Питере пройдет первый кубок игр для страховых компаний». Однако Эдлин подчеркивает, что в этом сегменте есть свои сложности: с одной стороны, корпоративные команды сильны тем, что их финансово поддерживает компания, с другой — сотрудники часто уезжают в командировки, и у команд нет стабильности, которая нужна для хороших результатов в игре.
Но интерес к интеллектуальным играм у компаний есть. «Это перспективно, потому что здесь предлагается нестандартный корпоративный отдых, — полагает Константин Кноп. — Надоедает ведь бегать по лесу, играть в пейнтбол или сидеть на банкетах». К тому же интеллектуальные игры — это не только развлечение. Они позволяют провести нечто вроде «мозгового штурма» в условиях искусственно созданного стресса — найти ответ на вопрос за короткий промежуток времени. «В конечном счете игра «Что? Где? Когда?» — это тренинг, — полагает Андрей Козлов. — Она требует от человека решения в какой-то мере экстремальной задачи. И это более мощный тренинг, чем, например, шахматы. Тренируется реакция, умение работать в команде».
Популярность такой формы проведения корпоративного досуга, как интеллектуальные игры, в последние годы быстро растет, утверждает Леонид Эдлин: «Если не брать кризисный 2009 год, то последние несколько лет количество проведенных только нами мероприятий ежегодно увеличивалось в два раза. Но в этом году такого прорывного роста, наверное, уже не будет, потому что набралась определенная «критическая масса» предложения на рынке». Интеллектуальные игры, по словам Леонида, проводит уже несколько мелких компаний, не учитывая самих рестораторов и частных лиц. Но «Интелспорт», как считает его креативный директор, занимает 85% рынка. Организация игр ЧГК обеспечивает агентству оборот в 700–800 тысяч рублей в месяц — неплохо для бизнеса на вопросах и ответах.
Начать дискуссию