Экономика России

Восход рейтинга вручную

Посильно ли это — поднять Россию с нынешнего 112‑го места в рейтинге Doing Business до 20‑го к 2018 году? (Именно такую цель поставило руководство страны чуть более года назад.) Вполне, если учесть все особенности методики составления и грамотно поработать с отдельными показателями — хотя бы с помощью сугубо «технических» мероприятий. Причем — парадокс! — реального облегчения условий ведения бизнеса по мере улучшения позиций страны в рейтинге может вовсе и не произойти.

Посильно ли это — поднять Россию с нынешнего 112-го места в рейтинге Doing Business до 20-го к 2018 году? (Именно такую цель поставило руководство страны чуть более года назад.) Вполне, если учесть все особенности методики составления и грамотно поработать с отдельными показателями — хотя бы с помощью сугубо «технических» мероприятий. Причем — парадокс! — реального облегчения условий ведения бизнеса по мере улучшения позиций страны в рейтинге может вовсе и не произойти.

Бюрократическая работа по подъему рейтинга вручную в России, в общем-то, уже кипит вовсю. В марте правительство РФ приняло «дорожную карту» «Оптимизация процедур регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (распоряжение от 07.03.2013 № 317-р). Курс, проложенный на «дорожной карте», должен работать на рейтинг: количество этапов регистрации нового предприятия планируется снизить к 2018 году с девяти до трех, а срок — с тридцати дней до пяти.

Забавно, но сама по себе проблема регистрации нового бизнеса в России уже давно потеряла былую остроту — на фоне «большого семейства» других предпринимательских проблем. В последнее время она не всплывает ни в одном опросе предпринимателей. При необходимости получить «юридическую оболочку» предприниматель заказывает ее в специализированных юридических компаниях, занимающихся регистрацией «под ключ», которые действуют в условиях жесточайшей конкуренции. При этом нельзя сказать, что сроки и оплата такого рода услуг воспринимаются российским бизнесом как обременительные.

Да и проходить через процедуру регистрации предпринимателю приходится не так часто. Гораздо более серьезной представляется, например, проблема ликвидации юрлица, которая может растягиваться на много месяцев. Так что бизнесу для закрытия юрлица приходится прибегать к различным обходным правовым схемам или просто «сбрасывать оболочку», прекращая сдавать даже «нулевую» отчетность. Проблема эта остается в России нерешенной уже много лет — возможно, потому что никоим образом не влияет на рейтинг (Всемирный банк при его составлении обращает внимание только на «вход» в рынок, а не на «выход» из него).

Продвигать Россию вверх в рейтинге можно, совсем ничего не меняя и не упрощая ни в действующем законодательстве, ни в правоприменении, а лишь «играя» более скрупулезным применением методологии и более точными подсчетами. Верно и обратное: можно реально упростить для бизнеса все процедуры, но ни на йоту не улучшить рейтинг страны. В каком-то смысле это два параллельных процесса. Конец 2012‑го был весьма показательным: тогда выяснилось, что с точки зрения составителей рейтинга в России за год вдруг стало значительно проще создать свой бизнес, и наша страна переместилась по этому параметру со 111‑го на 101‑е место. На деле ни в числе этапов, ни во временн­’ых затратах ровным счетом ничего не поменялось. С чего бы это наш рейтинг так «накрутился»? Все просто: методология Всемирного банка предполагает расчет на основании не только национальных нормативных актов, но и реальной деловой практики.

Последняя изучается путем опроса специалистов нескольких фирм (обычно всего трех), которые работают на рынке регистрации юридических лиц и считаются экспертами в этой сфере. То есть тех, для кого регистрация чужих бизнесов — это собственный бизнес. Самостоятельно же проходивший регистрацию, постановку на учет, открытие банковских счетов бизнес в ходе обследований и составления рейтингов респондентом не является. Цитирую из методологии Doing Business:

«Данные оформляются и проверяются местными юристами, нотариусами, занимающимися вопросами регистрации предприятий, и государственными чиновниками… Если мнения расходятся, то изучение вопроса продолжается до окончательного согласования данных». Сильно подозреваю, что в 2011 году собирательно-коллективному российскому чиновнику было глубоко безразлично, на какое место попадет Россия в рейтинге Doing Business. Но когда президент, желая реализовать свои предвыборные обещания, поставил перед чиновниками задачу взмыть ввысь, а Агентство стратегических инициатив приступило к разработке «дорожной карты», внутри профильных ведомств засуетились, безразличие улетучилось, начались консультации, встречи (разумеется, и со Всемирным банком тоже), дискуссии по количеству процедур и времени, обнаружились недоработки рейтинга. Внимательным «читателям» в ходе конструктивных обсуждений удалось доказать «мирбанковским счетчикам», что где-то они видят ситуацию неверно и считают с погрешностями.

Что же предлагает как перспективу «дорожная карта», ставшая правительственным планом мероприятий?

  • Дать право использовать типовой устав, утвержденный госорганом; исключить обязанность представлять устав регистраторам (достаточно обычной ссылки на применение устава того или иного типа);
  • отказаться от обязательного нотариального заверения подлинности подписи заявителя на заявлении о государственной регистрации, если документы подаются непосредственно самим заявителем;
  • ввести институт «регистрационных агентов» (банки, нотариусы), которые смогут заниматься регистрацией от имени своих клиентов;
  • нормативно сократить сроки постановки на учет во внебюджетных фондах и сроки взаимодействия налоговиков и фондов между собой при обмене информацией по поводу регистрации, постановки на учет и т. д.
  • ввести постоянный мониторинг качества госуслуг по регистрации.

На «дорожной карте», впрочем, есть и странные «повороты». Например, предлагается ввести возможность «использования операторов почтовой связи с регистрирующим органом не только для направления сообщений в регистрирующий орган, но и для получения ответов от него». Обоснование — использование почтовой связи приведет к снижению временн­’ых издержек. И это с нашей-то поч­той (про электронную в документе — ни слова)? На полном серьезе?

Что еще может быть сделано исключительно для передвижения вверх по лестнице рейтинга? Сегодняшнее законодательство, например, об обществах с ограниченной ответственностью требует до получения свидетельства о регистрации открыть накопительный счет и предварительно оплатить уставный капитал не менее чем в половинном размере. Во-первых, норма абсолютно пустая и на практике не исполняющаяся (налоговики не требуют от заявителей подтверждения оплаты, а заявители не открывают накопительных счетов). Во-вторых, назвать ее обременительной для бизнеса по издержкам можно только с большой натяжкой. Тем не менее если просто исключить ее из законодательства, то мы получим очевидный «бонус» в виде улучшения рейтинга — ведь процедура регистрации сократится на один этап и на один день.

«Карта» предлагает отменить обязательность наличия печати при прохождении процедур госрегистрации (не поясняя, отменяется ли печать совсем или только на этапе входа на рынок). Заказ и изготовление печати с точки зрения методологии Всемирного банка — это отдельная процедура, требующая затрат времени и денег. Отменим — и снова по ступенькам вверх передвинемся. Отменить печать в России предполагается в декабре 2014 года. Если уж решили, то зачем так долго ждать? Ведь и более важные изменения в законодательстве у нас, случалось, претворялись в жизнь сразу в трех чтениях и в гораздо более сжатые сроки. Или это «про запас», чтобы российская позиция в рейтинге улучшалась не рывком, а постепенно и с достоинством?

Начать дискуссию

Как продавать сложные IT-продукты: шаги к успеху

Индивидуальный подход к разработке сложных комплексных IT-продуктов — это костюм, сшитый на заказ, он идеально сидит и не «топорщится».

Как продавать сложные IT-продукты: шаги к успеху
Импорт

Будет решена проблема подтверждения соответствия модернизированного импортного оборудования

Общественный совет при Росаккредитации займется решением проблемы подтверждения соответствия импортного оборудования после его модернизации и ремонта.

Как минимизировать налоговые риски при работе с контрагентами

«Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты!» — налоговики руководствуются этим принципом почти буквально. Если среди ваших контрагентов обнаружится неблагонадежный, «технический» партнер, сделки с ним будут оспорены, а налоги пересчитаны в пользу бюджета. Рассказываем, как минимизировать риски.

Как минимизировать налоговые риски при работе с контрагентами

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Организация электронного документооборота на предприятии: 10 способов не провалить внедрение

Решение переходить на систему электронного документооборота оправдано для крупных предприятий. Еще СЭД необходима компаниям, которым приходится обрабатывать много документов. Но после внедрения могут возникнуть проблемы, если не учесть ряд аспектов на этапе выбора программы, а также если не подготовить к процессу своих сотрудников.

Организация электронного документооборота на предприятии: 10 способов не провалить внедрение

На малый бизнес сократят отчетную нагрузку

Представителей малого бизнеса и микропредприятия избавят от дублирования статистической отчетности. Ведомствам запретят требовать информацию, которая не входит в перечень правительства.

Налоговая заблокировала счета актера Павла Прилучного

Индивидуальный предприниматель Павел Прилучный не подал декларацию. Теперь его счета в трех банках заблокированы.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
АУСН

📆 Бизнес на УСН и НПД сможет перейти на АУСН в середине года

Перейти на АУСН сейчас можно только с начала года, подав уведомление до 31 декабря. Эту норму изменят.

💼 ФНС предупредила о рисках при найме бывших самозанятых + предупреждение налогового эксперта

Компании могут принимать на работу по трудовому договору самозанятых, с которыми уже сотрудничали в рамках гражданско-правовых отношений.

МИР

Китай может сотрудничать с Россией по платежной системе «Мир»

В Китае действует механизм оптимизации платежных услуг, который позволяет привязать карту иностранного банка к системам платежа внутри страны. Так туристы могут без проблем оплачивать покупки по безналу.

ЭДО в кадровом учете

Матричная структура и согласования с функциональными руководителями в КЭДО

Матричная структура позволяет компании быть более гибкой и быстрее реагировать на внешние изменения. Но работать с кадровыми документами в ней сложнее — так как сотрудник подчиняется нескольким руководителям, он не всегда знает, с кем что согласовывать. Расскажем, как упростить этот процесс с помощью системы КЭДО EasyDocs. 

Матричная структура и согласования с функциональными руководителями в КЭДО

Скорость распределения бюджетных средств увеличилась в два раза

Электронный документооборот позволяет поставщикам получать оплату по госконтрактам за 2 рабочих дня, а время формирования платежного документа сократилось до 20 секунд.

Что учесть при сдаче налоговой отчетности за первое полугодие

Компании на УСН должны включить в налоговую декларацию по НДС обязательный Раздел 1. Даже несмотря на то, что он будет пустым.

Ведение бизнеса

Зачем работать с отзывами о компании и как это делать правильно

Отзывы клиентов о компании — невероятно ценный источник информации как для владельца бизнеса, так и для тех, кто заинтересован в предлагаемой услуге и товаре. Рассказываем, как работать с отзывами, чтобы получить максимум пользы от обратной связи.

Зачем работать с отзывами о компании и как это делать правильно
Банки

Ozon будет давать кредиты предпринимателям

Банк Ozon в 2025 году начнет развивать кредитование физлиц и бизнеса за пределами маркетплейса.

Если ИП переходит на НПД без отказа от УСН, его самозанятость рано или поздно аннулируют

При переходе с УСН на НПД обязательно надо направить в ИФНС уведомление о прекращении деятельности по упрощенке. Если не сдать этот документ, постановка на учет по НПД аннулируется. Это произойдет рано или поздно. Как правило – поздно.

Разработчик корпоративного софта VK Tech начал вести блог на «Клерке»

Теперь узнавать больше о том, как ведется налоговый мониторинг, вы сможете от разработчика! Уже сейчас можно написать отзыв о продуктах компании и о работе с ней и задать свой вопрос.

Разработчик корпоративного софта VK Tech начал вести блог на «Клерке»
HR

Апгрейд для кадровика и специалиста по персоналу

Повысить доход можно за счет карьерного коучинга или открытия своего агентства по подбору персонала. Но если вы пока не готовы уйти в свободное плавание, оптимальным решением может стать правильный выбор направления в рекрутменте и повышение квалификации.

Апгрейд для кадровика и специалиста по персоналу
НДФЛ

Минфин непреклонен: больничные облагаются НДФЛ

Все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, облагаются НДФЛ. И больничные – не исключение.

Просрочка по налоговым долгам достигла 1,3 трлн рублей

У ФНС больше всего дебиторской задолженности по налогу на прибыль и НДС.

Интересные материалы

❗️ Записывайтесь на курсы повышения квалификации и профпереподготовки со скидками. Старт потока — 1 августа!

Успейте приобрести любой курс повышения квалификации, а также курсы профпереподготовки для бухгалтеров на УСН и финансовому менеджменту со скидками до -78%. Выбирайте курс и приступайте к обучению! Новый поток стартует 1 августа.

7