Управление персоналом

Сколько стоит хамство руководителя?

Сущность хамства как явления лучше всего охарактеризовал Сергей Довлатов, сказав «хамство есть не что иное, как грубость, наглость, нахальство, вместе взятые, но при этом – умноженные на безнаказанность». Практически все исследователи сходятся в том, что хамство – это проявление грубой, даже животной, агрессии в человеческом общении. Причинами такой агрессии выступают с одной стороны отсутствие навыков ведения конструктивного диалога, а с другой – психологические особенности хама, его мировоззрение и мироощущение. В любом случае целью хама является разрушение Вашей психологической целостности.

Автор: Владимир Оглоблин
Источник: E-xecutive

«Характер подобен дереву, а репутация – его тени.
Мы заботимся о тени; но на самом деле надо думать о дереве».
Авраам Линкольн

Сущность хамства как явления лучше всего охарактеризовал Сергей Довлатов, сказав «хамство есть не что иное, как грубость, наглость, нахальство, вместе взятые, но при этом – умноженные на безнаказанность». Практически все исследователи сходятся в том, что хамство – это проявление грубой, даже животной, агрессии в человеческом общении. Причинами такой агрессии выступают с одной стороны отсутствие навыков ведения конструктивного диалога, а с другой – психологические особенности хама, его мировоззрение и мироощущение. В любом случае целью хама является разрушение Вашей психологической целостности.

Безответственность, безнаказанность не возникают на пустом месте. В основе их появления чаще всего лежит такой фактор как анонимность. Попробуйте у хамящего Вам должностного лица спросить имя, должность, телефон вышестоящего руководства и его тон изменится.

Вторым поводом для «расцвета» хамства можно считать статус. Хамство в троллейбусе способно испортить настроение на весь день. Хамство начальника способно отравить жизнь, сломать карьеру. Деструктивность хамства, его разрушающий характер казалось бы очевидны.

Однако, далеко не все сотрудники компаний выступают против хамства. Многие из нас склонны оправдывать хамство руководителя. Распространённым советом остаётся «встать на место начальника». Флёр важности, некоего таинства руководства мешает людям осадить хама.

На одном из консультационных проектов, мы столкнулись с ситуацией, когда мотивация сотрудников целого предприятии была снижена только фактом хамского отношения руководителя, позволяющего себе мат и оскорбление подчинённых. Характерно, что даже ближайшие помощники генерального директора боялись сказать ему об этом. Потребовалось приглашение независимых консультантов, которые могут позволить себе быть честными.

По сути, происходит некое делегирование руководителю права на хамство. Очень часто мы, в силу разнообразных причин, разрешаем хамский стиль поведения другим людям. Терпение до самоуничижения, страх потерять работу, собственная психологическая тревожность, излучаемые в нашем поведении могут чётко обозначить границу, до которой начальник может пользоваться своей безнаказанностью.

Социальная нестабильность, огромный разрыв между богатыми и бедными, правовая незащищённость, а зачастую элементарное незнание собственных прав, не позволяют сотруднику чувствовать собственную этическую безопасность. В Советском Союзе нормы поведения регламентировались типовыми правилами внутреннего распорядка, которые утверждались Госкомтрудом СССР по согласованию с ВЦСПС 20 июля 1984 года. В обязанностях работников было сказано: «своевременно и точно исполнять распоряжения администрации, использовать все рабочее время для производительного труда, воздерживаться от действий, мешающих другим работникам выполнять их трудовые обязанности… содержать свое рабочее место, оборудование и приспособления и передавать сменяющему работнику в порядке, чистоте и исправном состоянии, также соблюдать чистоту в цехе (отделе) и на территории предприятия… вести себя достойно, соблюдать правила социалистического общежития».

На современном этапе развития отечественной промышленности, когда большинство предприятий уже вступает в «борьбу за таланты», когда обострилась конкуренция работодателей на рынке труда, топ-менеджмент всё больше внимания начинает уделять возможностям нематериальной мотивации. Создание социально-психологического климата, способствующего достижению целей организации становится важнейшим направлением кадровой политики компаний. Тино Санталайнен заметил: «Хорошее управление исключает наличие плохих взаимоотношений».

Нельзя сказать, что повсеместное увлечение темой этики в бизнесе каким бы то ни было серьёзным образом повлияло на проблему хамства. Внедрение любых этических кодексов превращается в пустую формальность, без воздействия на культуру. Кодекс – это свод правил. Когда методы социального воспитания и регулирования уже не действуют, приходится прибегать к нормотворчеству, законодательному регулированию соблюдения моральных норм общения. Президент США Гарри Трумен однажды сказал: «Люди по-настоящему честные не нуждаются в этическом кодексе. Десяти заповедей и Нагорной проповеди совершенно достаточно».

Как выявить руководителя-хама?

Уже при трудоустройстве на новое место обратите внимание на стиль общения Вашего будущего начальника. Склонность к категоричности обобщений («тут один я работаю!»), навешиванию ярлыков («вот был до Вас один, так называемый специалист»), язвительность («ну, ты у нас герой») – вот лишь некоторые признаки, красноречиво свидетельствующие о стиле общения руководителя.

Как же защитить себя от проявлений хамства вышестоящего руководства? Первый способ – стать незаменимым работником. Действительно, отношение к «курице, несущей золотые яйца», разительно отличается от отношения к «мальчику на побегушках». Функциональность, профессионализм, понимание собственной ценности и значимости как специалиста являются надёжной защитой от проявлений хамства.

Второй путь – игнорировать. Игнорирование выступает как техника психологической защиты. Вариантами служат изменение своего отношения к хамящему руководителю. Например, помня, что в основе хамства часто лежат глубокие комплексы, неспособность человека адекватно реагировать на изменения во внешней среде, можно его пожалеть. Если Вы владеете техникой медитации, можно оторваться от ситуации и заняться изучением пейзажа за окном до тех пор, пока шеф не выговорится.

Часто в борьбе с хамством помогает юмор. Специалистам, острым на язык, бывает значительно легче поставить на место нарушившего этические границы начальника, чем людям без чувства юмора.

А теперь о цене. Отличительной особенностью профессионала являются его высокая самооценка, уровень самоуважения. Именно поэтому в первую очередь от начальника-хама уходят наиболее ценные сотрудники. Результаты исследований эмоционального интеллекта свидетельствуют, что важнейшим фактором продолжительности и производительности работы сотрудника является качество его отношений с непосредственным руководителем.Уход с работы не заканчивает конфликт. Уволившийся сотрудник является носителем информации о внутренней атмосфере компании, формирующим её определённый имидж на рынке труда. Многие исследователи отмечают, что уволившемуся сотруднику собеседники всё равно поверят скорее, чем официальным источникам информации компании.

Не всегда дело доходит до увольнения, но и в этом случае атмосферу, царящую в коллективе, вряд ли можно назвать конструктивной, способствующей достижению целей деятельности. Скорее у подчинённых будет развиваться стремление к такой же безответственности по принципу «моя хата с краю», «я тут ничего не решаю», «моё дело – сторона». Особенно такое отношение к делу бьёт по специалистам, которые напрямую общаются с клиентами, потребителями продукции. Нервное напряжение от постоянного ожидания хамства со стороны руководителя, стремление компенсировать собственное бессильное унижение часто выплёскиваются даже на клиентов.

Посчитаем? Подбор специалиста обходится в 25–30% его годовой заработной платы. При этом, наибольшие проблемы возникают при подборе именно управленческих кадров среднего звена, технических специалистов. Потери от неэффективного взаимодействия, негативного имиджа компании и ее руководящих кадров, нервных стрессов и неадекватного социально-психологического климата, развернувшиеся клиенты и отвернувшиеся партнёры. Скорее впору задать вопрос: «Не слишком ли дорого нам обходится содержание этого хама?»

Начать дискуссию

Разработчик корпоративного софта VK Tech начал вести блог на «Клерке»

Теперь узнавать больше о том, как ведется налоговый мониторинг, вы сможете от разработчика! Уже сейчас можно написать отзыв о продуктах компании и о работе с ней и задать свой вопрос.

Разработчик корпоративного софта VK Tech начал вести блог на «Клерке»
HR

Апгрейд для кадровика и специалиста по персоналу

Повысить доход можно за счет карьерного коучинга или открытия своего агентства по подбору персонала. Но если вы пока не готовы уйти в свободное плавание, оптимальным решением может стать правильный выбор направления в рекрутменте и повышение квалификации.

Апгрейд для кадровика и специалиста по персоналу
НДФЛ

Минфин непреклонен: больничные облагаются НДФЛ

Все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, облагаются НДФЛ. И больничные – не исключение.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Просрочка по налоговым долгам достигла 1,3 трлн рублей

У ФНС больше всего дебиторской задолженности по налогу на прибыль и НДС.

❗️ Записывайтесь на курсы повышения квалификации и профпереподготовки со скидками. Старт потока — 1 августа!

Успейте приобрести любой курс повышения квалификации, а также курсы профпереподготовки для бухгалтеров на УСН и финансовому менеджменту со скидками до -78%. Выбирайте курс и приступайте к обучению! Новый поток стартует 1 августа.

На 10-15% могут повысить пошлины за регистрацию интеллектуальных прав и сделок с ними

Поправки также предусматривают отмену скидки за электронную подачу заявки на регистрацию интеллектуальных прав и сделок с ними.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

🔔 Открываем набор на новый поток обучения! Старт — 1 августа

Успейте купить курсы повышения квалификации по учету на маркетплейсах, ВЭД и ФСБУ, а также курсы профпереподготовки для бухгалтеров на УСН и финансовому менеджменту со скидками до -78%. Выбирайте курс и присоединяйтесь! Обучение начнется 1 августа.

🔔 Открываем набор на новый поток обучения! Старт — 1 августа

Как работать с машиночитаемой доверенностью

Машиночитаемая доверенность (МЧД) позволяет сдавать электронную отчетность, оформлять документы через электронный документооборот, представлять интересы компании.

Определять инвестиционную недвижимость надо по ФСБУ 6/2020 и МСФО 40

Электростанции, которые сдают в аренду – это не инвестиционная недвижимость.

У карт UnionPay от Россельхозбанка будут проблемы с расчетами за границей

Клиентам, которые находятся за рубежом, рекомендуют снять наличные с карты UnionPay.

НДС

📦 Иностранных продавцов маркетплейсов обязали платить НДС в России. Что будет с ценами и риски оценивает первый вице-президент Союза Интернет-Торговли

С 1 июля 2024 года в ЕАЭС продавцы из стран Евразийского экономического союза обязаны уплачивать НДС в той стране, где их товар был фактически передан конечному покупателю.

Как составить график документооборота для бухучета: инструкция для бухгалтера

Что вы предпочтете: действовать «на ощупь», рискуя совершить ошибку, или следовать четкой, понятной инструкции, в которой прописан каждый шаг? Бухгалтеры — люди прагматичные, поэтому мы практически уверены, что вы выбрали второе. Расскажем, как организовать и контролировать поток бумаг через отдел бухгалтерии с помощью графика документооборота.

Как составить график документооборота для бухучета: инструкция для бухгалтера

Отвечайте на требования ФНС правильно! Инструкция от адвоката

Научитесь отвечать на требования ФНС, разберитесь какие требования являются незаконными, а также в какие сроки и что представлять.

Отпуска

Работодатель не обязан давать отпуск с последующим увольнением

Если сотрудник надумал увольняться, он может попросить предоставить ему все его оставшиеся дни отпуска с последующим увольнением.

Интервью

ТоТ еще разговор. Андрей Матюха: Трюфель, юдзу, пондзу

Продолжаем беседу с предпринимателями в рамках проекта «ТоТ еще разговор». Сегодня в гостях Андрей Матюха – шеф-повар, автор и совладелец краснодарских ресторанов: The Печь, Угли-Угли и Племя, которые стабильно попадают в ресторанные рейтинги, а также гриль-бар Ребрышки и Бедрышки, который открылся совсем недавно.

До конца 2024 года не начисляют пени на положительное сальдо ЕНС

За каждый день просрочки платежа в случае несвоевременной уплаты по совокупной обязанности на ЕНС начисляют пени.

1
Самозанятые

Документы с самозанятыми: с какими проблемами часто сталкиваются заказчики

Отсутствие документов, которые подтверждают сотрудничество с самозанятыми, или ошибки в них грозят заказчику серьезными финансовыми последствиями — штрафами, доначислением налогов. Рассказываем об основных проблемах, с которыми сталкиваются компании при работе с документами самозанятых, и как их избежать.

Документы с самозанятыми: с какими проблемами часто сталкиваются заказчики
УСН

Что выгоднее бизнесу на УСН в 2025 году: НДС 5%, 20% или переход на ОСНО

С 2025 года бизнес на УСН с доходами свыше 60 млн рублей будет платить НДС. Можно выбрать ставку как на ОСНО – 20% или вовсе перейти на ОСНО, а можно выбрать ставку 5% без права на вычет.

8
Банки

Банки хотят штрафовать на 0,1% от капитала за навязывание услуг

Высокие штрафы заставят крупные кредитные организации отказаться от недобросовестных практик в работе с клиентами.

Интересные материалы

Система обратной связи от бизнеса будет работать в 30 регионах

Чтобы оперативно реагировать на проблемы, с которыми сталкиваются предприниматели, власти на базе Госуслуг создадут систему сбора обратной связи от бизнеса.

2