Малый и средний бизнес

К малому бизнесу население относится хорошо, но государство продолжает впустую тратить средства на его популяризацию и формирование положительного имиджа

Неоднократно сталкивался с точкой зрения, что российское население негативно относится к предпринимательству, что нашей народной культуре вообще чужд дух частной инициативы. Причем, мнение это чаще всего почему-то артикулируют сами предприниматели.

Неоднократно сталкивался с точкой зрения, что российское население негативно относится к предпринимательству, что нашей народной культуре вообще чужд дух частной инициативы. Причем, мнение это чаще всего почему-то артикулируют сами предприниматели.

Возможно, именно этот далекий от реальности «древнегреческий» миф эксплуатируют те, кто со стороны федеральной власти пару-тройку последних лет всё активней спускает в региональные администрации месседжи о необходимости «монетизации» мероприятий, связанных с «агитацией и пропагандой» положительного имиджа предпринимателя и с популяризацией «системы мер», направленных на его поддержку.

В 2011 году профильный департамент Минэкономразвития разработал «Методические рекомендации по обеспечению координации программ, реализуемых по государственной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, по содействию самозанятости безработных граждан, по поддержке малых форм хозяйствования на селе и по поддержке малых форм инновационного предпринимательства»[1]. Среди «мероприятий по комплексному освещению» (под которые в бюджетах разного уровня выделялись денежные средства) поименованы: трансляция ток-шоу, разработка и размещение телероликов, специальные проекты с печатными СМИ «федерального, регионального и муниципального покрытия»; всяческое продвижение с помощью наружной рекламы, интернета (плюс отдельно выделена почему-то реклама в метро) и т.д.

Приказ Минэкономразвития этого года о предоставлении субсидий регионам на государственную поддержку МСП опять не забыл про финансирование мер пиарно-рекламного характера[2]

«- производство теле- и радио программ, направленных на формирование положительного образа предпринимательства, популяризации роли предпринимательства;

- размещение публикаций в СМИ о мерах, направленных на поддержку МСП, популяризацию предпринимательства, положительных примеров создания собственного дела;

- обеспечение участия субъектов МСП в форумах, конференциях, проводимых в целях популяризации предпринимательства…» Этот пункт вообще вызывает недоумение: зачем «популяризировать» предпринимательство среди уже действующих предпринимателей?

Помнится, как несколько лет назад главное экономическое ведомство страны даже объявляло конкурс, по условиям которого победитель обязан был пиарить конкретных «ньюсмейкеров»-руководителей его профильного департамента, неустанно трудящихся на ниве поддержки малого и среднего секторов экономики.

Модное поветрие пары последних лет – дорожные карты – тоже интегрировало в себя приятную и непыльную активность по «формированию» и «популяризации». В дорожной карте по оптимизации регистрации предприятий, ставшей в марте с.г. правительственным планом, есть звучное и длинное мероприятие: «Создание серии теле- и радиопередач на ведущих федеральных и региональных теле- и радиоканалах, а также серии публикаций в печатной прессе,  стимулирующих создание своего бизнеса, привлекающих внимание к практике лучших юридических лиц, разъясняющих различные аспекты создания юридического лица и ведения бизнеса, формирующих позитивный образ предпринимателя и предпринимательства, распространяющих профессиональные знания, необходимые для предпринимателей и потенциальных предпринимателей». Продекларированный результат «мероприятия» - «увеличение количества создаваемых юридических лиц, увеличение доли малого бизнеса в экономике, создание новых рабочих мест и улучшение инвестиционного климата». Заявленный период реализации – январь 2013 года. Напомним, что сама Карта-план мероприятий утверждена позже – в марте. Не злая ли это ирония со стороны председателя правительства, чья подпись стоит под документом?

Между тем, вспоминая, как происходило «увеличение доли малого бизнеса в экономике» в конце 2012-го – начале этого годов (по данным ФНС, за прошедшие полгода свидетельства о регистрации сдали 650 тысяч индивидуальных предпринимателей), можно «предположить», что только из-за явного «недостатка» передач в федеральных электронных и публикаций в печатных СМИ, «стимулирующих», «привлекающих», «разъясняющих», «формирующих» и «распространяющих», сложилась «обратная пропорция».

Понятно, что регионы и муниципалитеты ловят импульсы сверху и, не покладая рук, создают такой положительный образ (с выделением под эти цели соответствующих затрат). Вот взять, к примеру, Самарскую область, где, начиная с 2011 года (программа расписана до 2015-го), на «создание положительного общественного мнения о предпринимательстве» и на «пропаганду предпринимательства» стабильно выделялось и будет выделяться по 0,2 млн. рублей ежегодно[3].

Между тем многочисленные опросы различных социологических центров (хоть «правительственных», хоть «оппозиционных») в один голос утверждают, что положительный имидж малого и среднего предпринимательства у российских граждан давным-давно сформирован и в дальнейшем «формировании» не нуждается.

Так, опросы населения, проводимые ВЦИОМом (общероссийская выборка – 1600 респондентов), показали, что в 2009-м году 79% россиян «хорошо или скорее хорошо» относились «к людям, которые занимаются частным предпринимательством (мелким и средним бизнесом)». В 2011 году таковых было уже 81%, в 2013 – 83%. Соответственно, минимально количество тех, кто относится «плохо или скорее плохо» (13% в 2009 году и 9% в этом).

Данные Фонда «Общественное мнение» (выборка тоже немаленькая – 1500 опрошенных)[4]по ключевому выводу вполне коррелируют с данными ВЦИОМа: большинство «в целом хорошо относятся» к предпринимателям: в 2001 году таковых было 58%, в 2010 – 57%, в 2011 – 62%, а в 2012 – 68%.

«Левада-центр» разделяет бизнес на две размерные группы: с одной стороны, малый и средний, с другой – крупный. И мониторит мнение населения отдельно по каждой из групп. Динамический ряд длинный, аж с 2003 года: при незначительных колебаниях доля тех, кто считает, что «деятельность среднего и малого бизнеса идет сейчас в целом на пользу России» всегда представляла собой подавляющее большинство. При этом с 2003-го года доля тех, кто оценивает деятельность МСП как вредную для нашей страны, за прошедшие 10 лет постепенно сокращалось[5] (выборка – 1600 человек):

 

2003

2005

2006

2007

2009

2010

2011

2013

Определенно или скорее на пользу (в % опрошенных)

63

62

63

59

61

58

64

61

Определенно или скорее во вред (в % от опрошенных)

25

25

23

22

23

21

17

18

Остальные затруднились с ответом

Крупному бизнесу, несмотря на постепенное улучшение его образа в глазах россиян, такую легитимацию в сознании большинства получить так и не удалось.

Таким образом, тренды очевидны: население давно положительно относится к малым и средним предпринимателям и сформировало своё мнение отнюдь не потому, что оказалось распропагандированным и/или сагитированным на специально выделенные для этого деньги государства. Тратить сегодня (и вчера) лишние десятки, а то и сотни миллионов рублей на «формирование положительного образа», «популяризацию роли предпринимательства» - то же самое, что пускать их на ветер (или, если кому нравится другой образ, выбрасывать в корзинку для мусора).

А вот что касается пустых, не подкрепленных реальной политикой, призывов к тому, чтобы люди открывали свой бизнес, то агитация не оказывает на устремления масс никакого воздействия либо приводит к отрицательному (обратному) результату. Год от года, несмотря на все старания профильных «поддержантов», сокращается число желающих открыть свой бизнес.

По данным ВЦИОМ, доля нежелающих выросла с 44% в 2011 году до 52% в 2013-м. А тех, кто и раньше хотел и продолжает «похотеть» открыть свое дело сократилось, соответственно, с 21% до 17%. По данным международного исследования «Глобальный мониторинг предпринимательства» (Global Entrepreneurship Monitor), «свежий приток в российское предпринимательство в 2012 г. могло составить лишь 2,2% россиян… Этот показатель снизился на 2% по сравнению с 2011 г. и стал самым низким за все время [7 лет – В.Б.] наблюдений проекта в России»[6].

Причины в общем-то давно всем (и предпринимателям, и экспертам) известны и ни для кого не являются открытием. Основная часть населения, по данным различных опросов, осознает их также вполне адекватно – это неблагоприятные условия бизнес-среды. Тут никакой поддержкой или пиар-мероприятиями (даже очень дорогостоящими) простимулировать идти людей на риск открытия собственного дела невозможно.

Так, может, и заниматься нужно не пропагандой и агитацией «за советскую власть» (с ежегодным освоением под это «благородное» дело значительного объема финансовых ресурсов), а улучшением бизнес-,  инвестиционной и институциональной среды, «отладкой» правоприменительной практики (снижением административно-контрольного пресса), и наконец снижением налоговой нагрузки и оптимизацией налогового администрирования? Ведь когда будут условия для бизнеса – способные люди сами в него потянутся безо всякой на то популяризации…


[1]http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/smallbusiness/support/doc20111205_0011

[2]http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/connect/50c3c7804f672779ba89bf9f21e75678/p_220_24042013.pdf?MOD=AJPERES&CACHEID=50c3c7804f672779ba89bf9f21e75678

[3] http://economy.samregion.ru/programm/obl_p/pro_2009/

[4] http://mb.tomsk.ru/files/sbornik_tomskij_variant_A4_v2211.pdf

[5] http://www.levada.ru/10-06-2013/rossiyane-o-predprinimatelyak

[6] http://www.gsom.spbu.ru/files/upload/research/gem/gem_full_13.pdf

Начать дискуссию