Бизнес-психология

Четырнадцать способов выступить с блестящей презентацией

Существуют проверенные временем техники организации идей в логическую последовательность для создания ясной и убедительной презентации. Можно выделить четырнадцать различных техник для разных типов презентаций. Вы наверняка найдете среди них одну или несколько техник, которые пригодятся вам в составлении практически любой презентации.

Существуют проверенные временем техники организации идей в логическую последовательность для создания ясной и убедительной презентации. Можно выделить четырнадцать различных техник для разных типов презентаций. Вы наверняка найдете среди них одну или несколько техник, которые пригодятся вам в составлении практически любой презентации.

Существуют проверенные временем техники организации идей в логическую последовательность для создания ясной и убедительной презентации. Можно выделить четырнадцать различных техник для разных типов презентаций:

  1. Модульная.Последовательность подобных частей, блоков или компонентов, расположенных во взаимозаменяемом порядке.
  2. Хронологическая. Упорядоченные по временной шкале группы идей (кластеры), отражающие события в том порядке, в котором они произошли или могут произойти.
  3. Физическая. Кластеры идей, организованные по физическому или географическому расположению.
  4. Пространственная. Идеи организованы концептуально, по физическим моделям или аналогиям, что обеспечивает пространственную систематизацию тем.
  5. Проблема / Решение. В центре презентации — проблема и решение, предлагаемое вами или вашей компанией.
  6. Трудность / Действие. В центре презентации — одна или несколько трудных задач и действия, которые вы предлагаете для их решения.
  7. Форма / Функция. В центре презентации — одна бизнес-концепция, метод или технология и многочисленные возможности ее использования или функционирования, вытекающие из ее фундаментальной сущности.
  8. Свойства / Выгоды. В центре презентации — ряд свойств товаров или услуг и конкретные выгоды этих свойств.
  9. Разбор конкретного примера. Подробное повествование о том, как вы или ваша компания решили конкретную проблему или удовлетворили требования конкретного клиента; в процессе повествования раскрываются все аспекты вашего бизнеса и бизнес-среды.
  10. Аргумент / Заблуждение. Аргументы против вас самих и их дальнейшее опровержение с помощью демонстрации заблуждений (или неточностей), лежащих в их основе.
  11. Сравнение / Контраст. В центре презентации — серия сравнений, которые иллюстрируют различия между вашей компанией и другими.
  12. Матрица. Используются схемы из четырех или более клеток для организации ряда идей в понятной и легко запоминающейся форме.
  13. Риторические вопросы. Постановка и ответы на вопросы, которые запомнятся вашей аудитории.
  14. Числовая. Перечисление серии не жестко связанных идей, фактов или аргументов.

Рассмотрим более подробно каждый из 14 методов вместе с краткими примерами. Вы наверняка найдете среди них одну или несколько техник, которые пригодятся вам в составлении практически любой презентации.

1. Модульная. Презентация в модульной форме — это последовательность подобных частей, блоков или компонентов, порядок демонстрации которых взаимозаменяем. Из всех шестнадцати техник эта — наиболее свободно организованная. Ею можно воспользоваться для презентации нового товара, суть которой заключается в описании свойств продукта.

Модульная форма имеет два основных преимущества. Первое: при необходимости вы можете легко поменять местами части вашего выступления. Второе: если вам не хватает времени, вы можете исключить один-два пункта. Прямой логической связи между кластерами нет, но ваша аудитория может подсознательно стремится проследить ее. Поэтому если вы используйте модульный метод, добавляйте связующие звенья между модулями информации.

2. Хронологическая. Здесь кластеры идей упорядочиваются по временной шкале, а события — в том порядке, в котором они произошли или могут произойти. Этот метод идеально подходит для презентации, главная цель которой — изложить историю, связанную с какими-либо изменениями. Хронологическая структура организации выступления в данном случае будет наиболее эффективной.

3. Физическая. В отличие от хронологического метода, где ваша презентация выстроена в соответствии с логикой времени, физическая руководствуетсялогикой места. В такой презентации определяющим компонентом расположения ее частей служит их физическое расположение.

Предположим, ваша компания занимается дистрибуцией товаров и имеет ряд филиалов по всему миру, что является вашим конкурентным преимуществом. Вас попросили выступить с презентацией перед потенциальными клиентами, которые ведут международную торговлю. Вы можете упорядочить свое выступление по физическому принципу, рассказав им о каждом из ваших международных центров, связанных в единую глобальную сеть. Такая наглядная структура презентации будет легко воспринята аудиторией.

4. Пространственная. Если в основе физического принципа организации материала лежит географическое расположение, то основой пространственного метода выступает концептуальная организация идей в соответствии с физической моделью или аналогией. Это обеспечивает условное пространственное расположение тем и вопросов, например снизу вверх, сверху вниз, от центра вовне или извне внутрь.

Например, рынок продукта можно представить в виде концентрических кругов, как в мишени. Ядро рынка — это центральный круг (яблочко), обозначающий тех покупателей, которые, скорее всего, будут заинтересованы в продукте. Внешние круги символизируют другие рынки: крупные, рассеянные и все более отдаленные. Пространственный метод позволяет представить идеи так, что их легко было охватить взглядом, понять и запомнить.

Другим простейшим примером пространственного метода служит физическая модель — конструкция дома. Фундамент символизирует базовый продукт или услугу. Опорные балки — это организации и партнеры. Провода и трубы внутренней инфраструктуры — технологии. Стекло, кирпич и строительный раствор, формирующие внешний вид здания, символизируют маркетинг и брендинг. Непохожие друг на друга компании из самых разных отраслей объясняют свою бизнес-модель с помощью этой легко узнаваемой формы.

5. Проблема / Решение. Здесь в центре вашей презентации оказываетсяпроблема и ее решение, предлагаемое вами или вашей организацией. Так, многие компании, работающие в сфере биологических наук (фармацевтика, генетика, медицинское оборудование, здравоохранение), используют этот метод в своих презентациях инвесторам. Они описывают конкретную медицинскую проблему и ее решение с помощью своей уникальной продукции или услуги. В сфере образования — это синоним обучения. Ведь сущность обучения — заменить незнание знанием.

Используя этот метод в своей презентации, будьте внимательны с расстановкой акцентов. Выступающие нередко намного больше внимания уделяют проблеме, чем ее решению. Затроньте проблему кратко, а затем выводите решение: ведь именно эта часть вашей презентации должна больше всего запомниться публике.

6. Трудность / Действие. Бизнесмены не любят, когда им напоминают о проблемах. В наши дни каждая компания находится под постоянной угрозой атаки с разных сторон — от конкурентов до правительства. Поэтому, вместо того чтобы напоминать аудитории об их проблемах, перечислите трудности и расскажите, какие ответные действия может предложить ваша компания.Такой прием — не простой эвфемизм: он смещает фокус с негатива на заинтересованность и активность.

7. Форма / Функция. В главной роли здесь выступает предложение вашей компании (решение, действие или средство реализации). Используйте эту технику для представления одной главной бизнес-идеи, метода или технологии, которая имеет много применений и функций. Одна основная технология и множество вариантов ее использования; главная тема и несколько вариаций; ядро и расходящиеся лучи; фундаментальная идея и ее распространение через сеть многочисленных франшиз — так работает данная техника.

8. Свойства / Выгоды. Этот метод традиционно используют при выпуске на рынок нового товара. Здесь вы рассматриваете ряд особенностей продукта или услуги и объясняете конкретные выгоды, которые получают ваши клиенты от каждой из них.

В книжном бизнесе каждый сезон издательства представляют книжным сетям и магазинам каталог своих новинок. Каждое название сопровождается краткой аннотацией, в которой объясняются особенности книги и те выгоды, которые она принесет читателям. Новый атлас, к примеру, может похвастаться такими особенностями, как более крупный шрифт и яркие цвета карт, а выгоды заключаются в том, что карты будет проще читать и использовать.

9. Разбор конкретного примера. Разбор конкретного примера — это история, рассказ о том, как вы или ваша компания решили определенную проблему или удовлетворили нужды конкретного клиента. В процессе повествования раскрываются все аспекты вашего бизнеса и бизнес-среды.

Всем людям по своей природе интересны истории — особенно истории о людях, с которыми мы можем сопоставить себя. Поэтому разбор конкретного примера — это прекрасный способ завладеть вниманием публики и удерживать его. Это простой и практичный метод сделать технически сложное и очевидно скучное описание продукта или услуги ярким, затрагивающим и понятным.

Такой подход в особенности хорош для медицинских бизнес-презентаций. Допустим, ваш конкретный пример — история пациента по имени Джон Смит. Вы рассказываете, как заболел Джон, как много таких Джонов Смитов по всему миру, сколько денег тратится на их всех и как долго они страдали без лекарства. Затем переходите к тому, как медицинское средство, разработанное вашей компанией, помогло Джону Смиту, как пациент излечился и вернулся к полноценной жизни, демонстрируя тем самым потенциал продаж вашего продукта.

10. Аргумент / Заблуждение. Бывает так, что нужно выступить с презентацией перед скептически настроенной или даже враждебной аудиторией. В подобных случаях попробуйте использовать метод «Аргумент / Заблуждение», согласно которой вы выдвигаете аргументы против себя или своей компании, а затем незамедлительно опровергаете их, указывая заблуждения или неточности в их основе. Тем самым предупреждаете любые возражения своей аудитории, создавая нейтральную площадку для презентации реальных достоинств вашей компании.

Применять такую структуру довольно рискованно. Выступление, организованное по принципу «Аргумент / Заблуждение», зачастую обретает оборонительный или дискуссионный характер, что обусловливает негативный тон. Используйте эту альтернативу в том случае, если отрицательное отношение к вам и вашей компании разделяет большая часть аудитории и негатив неизбежен.

11. Сравнение / Контраст. Задача такой презентации — сопоставить вашу компанию с другими. Чем ваше предложение отличается от предложений других компаний вашей отрасли? Как вам удается выдерживать конкуренцию? В чем ваши конкурентные преимущества? В презентации, построенной по данному методу, можно провести серию сравнений, демонстрирующих плюсы вашей компании по каждому из параметров.

Этот метод также следует выбирать с осторожностью. Фокусируя внимание на другой компании, вы можете создать впечатление обороняющихся или позволить аудитории запомнить вашего конкурента, а не вас. Поэтому используйте данный метод для презентаций перед хорошо знакомой аудиторией: так уменьшаются шансы вызвать отрицательные эмоции, которых изначально не было.

12. Матрица. Вам знакомы схемы 2x2, 3x3, 4x4, которые позволяют сортировать данные по разным группам. Деловая аудитория любит матрицы, т.к. они близки пространственному методу организации данных и позволяют представлять идеи визуально. Различие между двумя этими принципами лишь в том, что пространственная структура предполагает динамичные взаимоотношения или движение (сверху вниз, снизу вверх), в то время как матрица — это стабильные взаимосвязи.

Схема 2x2 служит той формой, которой вы можете пользоваться на протяжении всей презентации. Вы вольны проанализировать каждый из четырех секторов более подробно, объяснив, почему ваша компания решила сконцентрироваться на секторе № 2, самом перспективном для развития вашего бизнеса.

13. Риторические вопросы. С помощью этого метода вы принимаете точку зрения аудитории, сразу же вовлекая слушателей, например, словами «Возможно, вы хотели бы знать...», а затем отвечая на поставленный вопрос. Разумеется, лучшие вопросы — это те, которые возникают у присутствующих, а не те, которые вы мучительно придумывали. Метод риторических вопросов неэффективен, если вопросы неестественны.

Вокруг риторических вопросов можно выстроить всю презентацию. Каждый кластер идей предваряет конкретный риторический вопрос, на который вы затем отвечаете.

14. Числовая. Наконец, старое доброе подспорье — числовая структура потока информации. «Есть пять причин, почему наша компания привлекательна в плане инвестиций», — начинаете вы, перечисляя затем все пять. Используйте этот метод лишь в том случае, когда ни один другой принцип организации материала вам не подходит.

Автор: Энтoни Уэcтон (Anthоny Wеston), профессор философии, декан философского факультета Элонского университета (США). Материал публикуется в сокращенном переводе с английского.

Ещё раз: как продвигать свои посты на «Клерке»

Если вы видите это сообщение, значит продвижение работает.

Ещё раз: как продвигать свои посты на «Клерке»
10

Начать дискуссию

Алименты

Должники по алиментам станут известны всем

В реестр попадут должники по алиментам, которые были привлечены к административной или уголовной ответственности за неуплату денег на содержание детей, родителей.

1

Курсы повышения
квалификации

22
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Не всегда на авто, стоящее на учете, надо платить транспортный налог

Регистрация авто в ГИБДД после 15 числа одного месяца и снятие с учета до 15 числа другого месяца дает право не платить транспортный налог.

Создадут единую цифровую платформу туризма: что она дает

На единой цифровой платформе туризма соберут все сведения о гостиницах, кафе, гидах и транспорте. Это позволит сформировать комплексные предложения для туристов с учетом их потребностей.

1
Лучшие спикеры, новый каждый день

Вклады 18%, обвал рынка, рост налогов, дешёвый доллар, новые облигации, дивиденды и другие новости. Воскресный инвестдайджест

Есть что по жести? Ещё как есть! Разве что расчленёнки не хватает, так-то рынок акций и облигаций нормально приуныл. Но это пока был не обвал, а коррекция. Обвал точно ожидает нас всех впереди, но это не точно. Зато доллар всё ещё дешёвый, IPO проводятся, появляются новые облигации и дивиденды.

Вклады 18%, обвал рынка, рост налогов, дешёвый доллар, новые облигации, дивиденды и другие новости. Воскресный инвестдайджест

С 01 июля новая форма отчета о движении денег по зарубежным счетам

С 01 июля 2024 года изменится форма отчета о движении денег и иных финансовых активов по зарубежным счетам, которые готовят и подают юридические лица и ИП

В чем проблема прогрессивной налоговой системы в России?

Сама по себе прогрессивная налоговая система по своей сути не плохая, это нормально, когда люди, которые зарабатывают больше и платят больше налогов. Но есть 2 Но.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

💥 Бодрящие скидки на курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки! Ведем запись на первый летний поток

Набираем первый летний поток-2024 на профкурсы. Успейте записаться до 3 июня, чтобы за лето повысить квалификацию и выйти на новый уровень знаний!

Календарь вебинаров для бухгалтера в июне 2024. Выбирайте и смотрите!

Будьте в курсе последних изменений в законодательстве! Выбирайте из 9 вебинаров интересные именно вам и записывайтесь. Забирайте в закладки календарь вебинаров для бухгалтера, которые пройдут в июне 2024. Подписчикам «Клерк.Премиум» — бесплатный доступ.

Календарь вебинаров для бухгалтера в июне 2024. Выбирайте и смотрите!
7
Инвестиции

Инвестиции в космические объекты пропишут в законе

Госдума приняла в первом чтении законопроект о государственно-частном партнерстве в сфере космической деятельности.

Трудовое право

Чем грозит неявка сотрудника на медосмотр

Работник обязан проходить обязательные предварительные и периодические медосмотры, другие обязательные медосмотры и обязательные психиатрические освидетельствования, а также внеочередные медосмотры по направлению работодателя.

Налог на прибыль

Все гранты на инновационное развитие освободили от налога

Компании, которые получают гранты на инновационное развитие, смогут не учитывать эти доходы при определении базы по налогу на прибыль.

Предприятия за каждого сотрудника из другого региона получат 300 тысяч рублей

Государство выделит субсидии бизнесу, который работает над крупным проектом и привлекает сотрудников из других регионов. Размер поддержки составит 12 МРОТ.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

За что заблокируют ваш счет? Что не нужно делать, чтобы «влететь» на блок

Сейчас в мире бизнеса идет война за темную и светлую сторону.

За что заблокируют ваш счет? Что не нужно делать, чтобы «влететь» на блок

Налоговые перспективы на 2025 год. Прогрессивная шкала НДФЛ

Какими будут налоговые ставки НДФЛ в 2025 году и можно ли этот налог оптимизировать.

🚚 Грузоперевозка в страну ЕАЭС может облагаться разным НДС

При сделках с контрагентами из стран ЕАЭС взимание косвенных налогов при работах, услугах идет в стране, территория которой признается местом реализации. При грузоперевозках место реализации – страна исполнителя.

МСФО

Внедрение азиатских МСФО на российский рынок

В данном докладе мы рассмотрим перспективы внедрения азиатских Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) на российский рынок.

Внедрение азиатских МСФО на российский рынок
1
Маркетплейсы

Цены на наушники на маркетплейсах оказались завышенными по сговору

ФАС выявила картель продавцов наушников на маркетплейсах. Продавцы общались в чате мессенджера, писали негативные комментарии конкурентам и заказывали наушники «в никуда».

💥 Бодрящие скидки на курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки! Ведем запись на первый летний поток обучения

Набираем первый летний поток-2024 на курсы повышения квалификации и переподготовки с максимальными скидками, чтобы вы не ограничивали траты на отпуск и получили полезные знания. Начало обучения 1 июня, присоединяйтесь!

💥 Бодрящие скидки на курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки! Ведем запись на первый летний поток обучения
2
Инвестиции

Итоги 35 месяцев инвестиций. 3,83 млн рублей

1 июня, значит пора защищать детей и подводить итоги мая! Ежемесячно я пишу отчёт о том, что произошло с моими инвестициями. Напоминаю: я начал копить на квартиру в Сочи в июле 2021. 35 месяцев позади. Погнали!

Итоги 35 месяцев инвестиций. 3,83 млн рублей

Интересные материалы

Горящие глаза, «ген предпринимательства» и Борис Мальцев 

Студенты из акселератора «БизнесКуб» КубГУ, мечтая о собственных стартапах и предпринимательских прорывах, направились на встречу с успешными бизнесменами.

Горящие глаза, 
«ген предпринимательства» и 
Борис Мальцев 
1