Управление персоналом

Не стройте стены, стройте мосты...

Существуют организации – и их совсем немного – где проблем с подбором персонала просто не бывает. Появляется вакансия, находится сотрудник. Однако гораздо чаще у работодателя возникают трудности: кандидаты по какой-либо причине не интересуются данной вакансией, работодателя не устраивают те кандидаты, которые приходят, или подходящие находятся, но не задерживаются. Причины этих проблем в противоречиях.

Наталия Курбатова и Ирина Сикачева, независимые консультанты группы «КиТ» («Консалтинг
и Тренинг»)


Существуют организации – и их совсем немного – где проблем с подбором персонала
просто не бывает. Появляется вакансия, находится сотрудник. Однако гораздо
чаще у работодателя возникают трудности: кандидаты по какой-либо причине не
интересуются данной вакансией, работодателя не устраивают те кандидаты, которые
приходят, или подходящие находятся, но не задерживаются. Причины этих проблем
в противоречиях.


Главная сложность в том, что даже самые яркие противоречия для менеджмента
неочевидны. Причем учредители и руководители могут осознавать их, но в силу
действия механизмов психологической защиты не придают им значения. «Да, в нашей
компании это присутствует, но это почти не влияет... Мы это собираемся решить...
Это не важно. Все дело в сотрудниках... Вот где бы таких найти, чтобы...»


Можно выделить три вида противоречий.


Противоречия, которые мешают


Внутриличностные противоречия. Руководитель хочет
найти такое сочетание личностных, социальных и профессиональных характеристик,
которое встречается в людях чрезвычайно редко либо не встречается вообще.


Приведем простой пример. Менеджер по продажам, профессионал, умеющий эффективно
контактировать с высокопоставленными клиентами, как правило, обладает высоким
уровнем притязаний, самостоятельности и ответственности за свои действия. Такие
качества практически не сочетаются со способностью подстраиваться под любые,
часто противоречивые требования, работать в позиции «флюгера», улавливая нюансы
настроения начальства. Если задаться целью найти сотрудника одновременно и
самостоятельного, и «подстраивающегося», то можно потратить очень много времени
впустую.


Внутриорганизационные противоречия. В каждой работе
есть три составляющие, которые важны для кандидата. Во-первых, это сама работа,
то есть должностные обязанности. Здесь существенны объем работы, ее сложность,
требования к профессиональному уровню и некоторые другие характеристики. Во-вторых,
это вознаграждение за работу, то есть зарплата, премии и прочие средства мотивации,
в том числе и нематериальные. И наконец, третья важная составляющая – это условия
работы, как материально-технические (оборудование рабочего места, необходимые
для работы ресурсы и т. п.), так и социально-психологические (атмосфера в коллективе,
стиль управления руководителя и проч.).


Если в компании есть противоречия между этими составляющими, она становится
малопривлекательной для кандидатов. Например, предлагается сложная, объемная
работа главного бухгалтера, при этом зарплата чуть ниже средней, а условия
работы плохие – слабо отапливаемое помещение, старый, часто ломающийся компьютер,
руководитель, не привыкший к мысли о том, что у подчиненных может быть жизнь
вне работы.


Бывает так, что сознательные намерения противоречат истинным желаниям руководителя
компании. С одной стороны, директор собирается взять на работу нового сотрудника,
у него лично или у организации есть в этом потребность. С другой стороны, существуют
серьезные основания этого не делать. Получается что-то вроде игры.


Например, руководитель одной коммерческой типографии долгое время искал бухгалтера.
Нужного специалиста найти не получалось. Причина – во внутренних противоречиях
самого директора. Пока не было бухгалтера, руководитель сам выполнял его обязанности,
а часть своих управленческих функций откладывал – не хватало времени. Причем
откладывалась, конечно, та работа, которую не очень хотелось и не очень получалось
делать (например, организация при типографии собственного отдела продаж). Понятно,
что в такой ситуации закрыть вакансию крайне трудно.


«Маркетинговые» противоречия. Это несовпадение в
процессе «продажи». Соискатель и компания одновременно выступают как продавцы
и как покупатели, они ищут друг друга и не находят... Причина в неправильной
«маркетинговой» стратегии. Она может выражаться в противоречиях между компанией
и рынком труда или между компанией и кандидатом (противоречия же между кандидатом
и рынком труда – это, как правило, личные проблемы соискателя, которые по большому
счету работодателя не касаются).


Если компания противоречит рынку труда, то это выглядит, например, так: требования
к сотруднику высокие, а предложения по условиям труда, зарплате и т. п. хуже,
чем в среднем по рынку. Руководитель видит, что в других организациях работают
сотрудники, которых он хотел бы видеть у себя, но к нему такие не приходят.
При этом директор не обращает внимания на то, какие условия предлагает другая
компания своим сотрудникам. Как будто это не имеет значения. Происходит сбой
на уровне «качество-цена». Это все равно что искать новую иномарку по цене
автомобиля «Жигули». Понятно, что поиск этот может длиться годами и не дать
результата. У хорошего сотрудника должны быть веские причины выбрать такую
организацию.


Если компания «не совпадает» с кандидатом, то это выглядит, например, так.
Предлагается не очень сложная работа, например должность офис-менеджера в небольшой
строительной фирме. Зарплата адекватная. Условия в компании комфортные. Но
руководитель хочет на этом месте видеть молодую девушку с высшим образованием,
очень способного организатора, умеющую легко находить контакт с высокопоставленными
клиентами, – в общем, обладающую множеством самых разнообразных талантов. Налицо
противоречие между кандидатом (его личностными особенностями и уровнем компетенции)
и самой работой, уровнем компании. Такие способные специалисты работают, как
правило, в других местах и быстро делают карьеру (то есть не задерживаются
на позиции офис-менеджера), если нет каких-то особенных обстоятельств.


Какими бы ни были противоречия, путь выхода из тупиковых ситуаций подбора
персонала один – разрешение противоречий.


Алгоритм разрешения противоречий


Во-первых, работодателю стоит посмотреть на вакансию с разных сторон. Представляя
себя в роли стороннего наблюдателя, нужно сравнить типичные характеристики
вакансии с рыночными. Но при этом важно быть последовательным: если вы ориентируетесь
на зарплату сотрудника в компании N, обязательно выясните, какие требования
предъявляются к нему за эту зарплату.


Также следует посмотреть на вакансию с точки зрения кандидата. Если бы я был
этим человеком, то что бы мне здесь не понравилось? Подумать о том, что бы
могло смутить, вызвать недоверие, а чего бы не хватало. Прием достаточно несложный,
необходимо только изменить угол зрения. Но если руководителю это удастся, результат
может быть значительным.


Во-вторых, нужно четко представить себе качества и социальные характеристики
кандидата на вакансию, подумать, не противоречат ли они друг другу. Определить,
встречаются ли вообще такие люди? Найдется ли хотя бы один человек среди ваших
знакомых, который бы подходил под желаемый образ? Если нет, то лучше начать
все сначала и быть более реалистичным.


Если да, немаловажно рассчитать, как часто люди подобного типа встречаются
на рынке труда. Когда речь идет о единичных случаях, возможно, проще пересмотреть
требования, чем найти такого специалиста. И наконец, подумайте над таким вопросом:
а почему человек, которого вы ищете, захочет у вас работать? Предложение работы,
как любое другое коммерческое предложение, должно быть привлекательным, конкурентоспособным.
Только тогда на него будет хороший отклик.


В-третьих, можно попробовать поэкспериментировать со стратегиями поиска сотрудников.
Часто противоречия обнаруживаются только в ходе подбора персонала. Важно постараться
их уловить и изменить свою тактику. Например, одна солидная фирма собралась
открыть филиал в другом городе. В связи с этим возникла потребность найти руководителя
нового подразделения. Приток кандидатов обеспечивался через объявления в местных
газетах. Чтобы подчеркнуть солидность фирмы, объявления давали модульные, достаточно
крупные. Текст разработала сама компания, а дизайн доверили сотрудникам газеты.
Однако по прошествии полутора месяцев не было найдено ни одного достойного
специалиста, чью кандидатуру можно было бы рассмотреть. Тогда руководство решило
проверить условия работы, реальность требований к кандидатам и т. п. Но противоречий
обнаружено не было. Нашлась только одна зацепка. Дизайн объявления был сильно
похож на тот, который используют компании, занимающиеся сетевым маркетингом,
– стандартная картинка с изображением делового мужчины. Работа над оформлением
объявления дала неожиданный результат – стали звонить именно те кандидаты,
которые на самом деле могли претендовать на вакансию директора филиала. Осталось
только выбрать.


Подбор сотрудников – это именно та работа, которая позволяет увидеть конкурентоспособность
компании на рынке персонала. Низкая конкурентоспособность – тревожный знак
для руководителя. Организация, не интересная хорошим специалистам, может достаточно
быстро перестать быть интересной и клиентам. Поэтому не стройте стены, стройте
мосты...



Объявление должно привлекать


Наталья Телегина, ведущий консультант Кадрового Центра Best Consult:


«Прежде всего руководителю необходимо определить проблемы, которые он хочет
решить при найме нового сотрудника. Затем следует выявить уровень зарплаты,
на который может претендовать подходящий специалист, и сопоставить его с
возможностями компании. Для привлечения нужных кандидатов важно грамотно
сформулировать объявление о вакансии, иначе оно затеряется среди других.
В предложении о работе стоит указать следующую информацию:



  • сфера деятельности компании, время ее существования, количество сотрудников,
    месторасположение;
  • требования к кандидатам: образование, опыт работы, знание иностранных
    языков, личные качества;
  • название должности, обязанности, основная зарплата, бонусы/премии, совокупный
    доход, социальные льготы, условия работы, перспективы роста».


Начать дискуссию

QIWI станет страусом

QIWI объявляет о проведении ежегодного общего собрания акционеров в 2024 году

ВТБ отчитался об успехах и сложностях импортозамещения иностранного ПО

Выбрали главное из интервью, которое Вадим Кулик дал «Ведомостям»

Упрощенцам, даже свободным от уплаты НДС в 2025 году, придется формировать счета-фактуры. «Ночной бухгалтер» № 1725

Появляется все больше сопутствующих поправкам по налоговой реформе 2025 проблем. Упрощенцев с доходами до 60 млн рублей освободили от НДС автоматически, но при этом не убрали обязанность выставлять счета-фактуры. Бухгалтеры уже всерьез начинают называть УСН усложненной системе налогообложения.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Бесплатно с Отчетность

Ответственность бухгалтера после увольнения

Ответственность главного бухгалтера за неправильное ведение бухгалтерского учета не оканчивается вместе с расторжением трудового договора. В зависимости от тяжести нарушений и причиненного работодателю ущерба, уволенный главбух может ответить и рублем и ограничением свободы.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1
Бухгалтерский учет

Бухучет для начинающих: рассказываем о дебетах, кредитах и первичке простым языком

Как устроена профессия бухгалтера, с какими задачами он работает и что означают все эти странные сокращения (НДС, ПСН, ЕНС и др.) — разбираемся в основах бухгалтерии.

Иллюстрация: Вера Ревина /Клерк.ру

Блогер Ивлеева должна налоговой больше 20 млн рублей

Сумма долга Анастасии Ивлеевой выросла до 20,9 млн рублей. Блогер не может выплатить задолженность уже три месяца.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Бесплатно с НДФЛ

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица

С 2025 года вводят новую прогрессивную шкалу НДФЛ.

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица
Кадры

👍 Теперь в бизнес-аккаунте на «Клерке» можно продвигать свои вакансии

Продуктовая команда «Клерка» запустила новый функционал бизнес-аккаунтов: работодатели могут бесплатно размещать вакансии и, по желанию, платно их продвигать.

Верховный суд: валютный долг не должен индексироваться за просрочку

ВС РФ вынес решение, что валютный долг, в отличие от рублевой задолженности, нельзя проиндексировать за длительную просрочку.

Счета-фактуры

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур. Прогноз налогового инженера

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

На сотрудников из стран ЕАЭС тоже надо подавать уведомление в миграционную службу

При приеме на работу иностранцев из стран ЕАЭС надо уведомлять Управление по вопросам миграции МВД о заключении с ними трудовых или гражданско-правовых договоров.

Минэкономразвития отмечает уверенный рост организаций в «русских офшорах»

Сейчас в специальных административных районах зарегистрировано 428 международных холдинговых компаний. Резиденты САР могут пользоваться налоговыми льготами, а также применять корпоративное право той страны, из которой организация решила переехать в РФ.

Законопроекты

РСПП поддержал законопроект о платформенной занятости в РФ

Президент РСПП Александр Шохин концептуально поддержал законопроект «О платформенной занятости в Российской Федерации».

Прогрессивная шкала налогов всё же будет введена

Информация о том, что рассматривается законопроект о введении прогрессивной налоговой шкалы, согласно которой ставка будет зависеть от размеров дохода, уже какое-то время будоражит общественность. К сожалению, такое нововведение с большой вероятностью будет реализовано.

В базе «Клерка» уже больше 1 000 актуальных резюме!

Больше тысячи бухгалтеров, кадровиков, юристов, руководителей, финансистов и специалистов по 1С ищут работодателей с сервисом Клерк.Работа.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: с второклассницы хотят взыскать 700 тысяч рублей, мошенники обманывают пользователей Ozon, а у Xiaomi сбой в работе умных устройств

Подготовили обзор главных событий дня — 16 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Интернет и IT

Минцифры ужесточит правила оплаты мобильной связи

У абонентов при пополнении баланса наличными будут требовать паспорт.

Кадры

👷 Каждый третий наниматель сталкивается с неквалифицированными кандидатами. Почему, объясняет организатор опроса

Главной сложностью при подборе персонала опрошенные называют недостаточную компетенцию кандидатов на открытую вакансию — об этом говорят 54% респондентов.

Банки

Китайские партнеры перестали получать платежи через «ВТБ Шанхай»

Импортеры не могут отправить деньги китайским поставщикам через шанхайский филиал ВТБ.

Интересные материалы

Банки

ЦБ будет оперативно рассматривать сообщения об ошибочном включении в реестр мошенников

Те, кто по ошибке попал в список Центробанка, смогут оспорить это решение и разблокировать возможность проводить денежные переводы.