Чуть ли не каждый божий июньский день приносил вести об очередных публичных предложениях и/или решениях, касающихся «поддержки и развития» в стране частной предпринимательской активности.
Александр Галушка, один из лидеров «Деловой России», выступил с инициативой ввести двухлетние налоговые каникулы для вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Поскольку Галушка – одновременно сопредседатель центрального штаба «Общероссийского народного фронта», новость в информационном поле (СМИ и интернет) разошлась как предложение ОНФ.
Усиленное натяжение струны увеличило резонансную частоту: инициативу благожелательно прокомментировали практически все общественники-нюсмейкеры от малого и среднего бизнеса. Причем, запущенный в плотную информационную среду месседж трансформировался из «налоговых каникул для вновь регистрируемых ИП» в «налоговые каникулы для новых бизнесов вообще», включая юридические лица. Далее пошла плясать губерния, кто больше, кто лучше и что приоритетнее: производственные, инновационные, IT-компании, социально ориентированные, кондитерские, парикмахерские, пекарни, сфера услуг… в конце концов – все новые бизнесы скопом. И всем нужен «отдых».
Про какие налоги шла речь в период двухлетних каникул (про все или про какие-то конкретные), пока остается в «пиар-тумане».
И опыт, сын ошибок трудных, и гений, парадоксов друг…
Вспомним нашу не столь уж далекую историю. В конце 2001 года утратил силу действовавший 10 лет закон «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (через полгода была отменена и инструкция Министерства по налогам и сборам № 62). Согласно действующим в 1990-е годы нормам, в первые два года работы освобождались от уплаты налога на прибыль малые предприятия в сфере «производства и переработки сельхозпродукции; производства продовольственных товаров, товаров народного потребления, строительных материалов, медицинской техники, лекарственных средств и изделий медицинского назначения; строительства объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения (включая ремонтно-строительные работы)». В третий и четвертый год работы налог на прибыль уплачивался уже в размере соответственно 25 и 50 процентов от установленной ставки. По факту не так много предприятий этой льготой пользовались (прибыль просто не показывалась, массово использовалась схема «обналички»). Те же, кто эту «схему» все-таки использовал, после двух лет «бросал» одну компанию и открывал другую, никак не обольщались «льготами» последующих двух лет существования (третьего и четвертого). И это притом, что в законодательстве присутствовала своеобразная «страховка»: если предприятие живет менее 5 лет и прекращает свою деятельность, весь не уплаченный «на каникулах» налог на прибыль, увеличившись при этом на ставку рефинансирования Центробанка, подлежал внесению в бюджет. Много ли мы знаем случаев такой уплаты после «прекращения деятельности»? Ни одного, ибо не было таких.
Откуда же «уверенность», что сегодня практика применения «налоговых каникул» может стать иной?
Если «каникулы» в качестве конкурентного преимущества получат вновь зарегистрированные ИП, то с рынка моментально начнут уходить «старые». Если «ушедшим старым» ИП для получения каникул нельзя будет снова зарегистрировать себя любимых как новых, то «предпринимателями с бумажками» станут их совершеннолетние дети, жены, тещи, прочие родственники. Пройдет 2 года – «активной» индивидуальной предпринимательской деятельностью займутся другие родные и близкие, они ведь в семье реального ИП-шника не в единичном количестве. Или знакомые в конце концов. На выдумки хитра не только голь. А тут никаких особых выдумок («креатива») и не нужно.
С юридическими лицами все ровно то же самое. Через 2 года открываешь новую фирму с прежними учредителями или (если вдруг появятся ограничения на количество учрежденных компаний) с новыми – и вперед. Снова двухлетние «каникулы».
А если появится «ограничение» в виде, например, такой фразы: «При прекращении ИП (малым предприятием) деятельности, в связи с которой ему были предоставлены налоговые льготы, до истечения пятилетнего срока (начиная со дня его государственной регистрации) сумма налога, исчисленная в полном размере за весь период его деятельности и увеличенная на сумму дополнительных платежей, определенных исходя из ставки рефинансирования Банка России за пользование банковским кредитом, действовавшей в соответствующих отчетных периодах, подлежит внесению в федеральный бюджет», то и это не смертельно. Формально ведь деятельность можно не прекращать. Разве не случается такого, чтобы у бизнеса в один прекрасный день разбежались все заказчики? Не стало заказов, нет выручки (оборотов) – в налоговую сдается «нулевая отчетность». Бизнес формально деятельность не прекращает.
Если есть возможность сэкономить (тем более легальная или почти легальная) – предприниматель ее использует. Основная цель любого бизнеса – больше заработать, максимизировать прибыль. Такое легальное «окно возможностей» лишь простимулирует развитие процесса, который затем (в случае необходимости найти врага) можно будет соответствующим образом препарировать и преподнести населению. Большинство российских граждан и сейчас считает, что западным бизнесменам прежде всего присуща деловая хватка, а нашим – жажда наживы. Хотя 35% населения до сих пор уверены, что наши бизнесмены склонны «к разного рода жульничествам и махинациям»[1], большинство все-таки уверены: деятельность МСП идет стране на пользу стране. Если запустить процесс, о котором сказано выше, то опять может начать расти доля граждан, относящихся к бизнесу как к «жуликам и махинаторам» (при том, что за последние 20 лет такому отношению был присущ понижательный тренд). При любом политическом «напряге» канализовать власть сможет опять же в сторону бизнеса: смотрите, как «жульничают кровососы».
…Противостоять же перетоку «старого» бизнеса в «новый» (при фактическом «стимулировании» этого со стороны государства) будет невозможно. Что в ответ? Наращивание право- и «налоговоохранительного» аппаратов? Следующий «ответ» (как причинно-следственная связь) – рост «рынков» с административной рентой, коррупции. Без этого у нас ни одно «аппаратное наращивание» не происходит.
Если и давать каникулы, то всем самозанятым ИП без исключений (не только вновь зарегистрированным) и бессрочно: занимают сами себя и свои семьи – и замечательно. А еще лучше – снижать налоговое бремя как таковое и улучшать налоговое администрирование, которое в последнее время снова стало усложняться.
P.S. В первом чтении был принят проект федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации
в части стимулирования инвестиционных проектов на территориях Дальневосточного федерального округа, Забайкальского края, Республики Бурятия и Иркутской области». «Налоговые каникулы» по налогу на прибыль (ставка ноль в федеральный бюджет, «возможно пониженная» в региональные) смогут получить те «участники» на поименованных выше территориях, у кого есть инвестиционные проекты с вложениями объемом не менее 150 млн. рублей (за 3 года реализации) и не менее 500 млн. (за пять лет реализации). Понятно, что к малому бизнесу (а тем более к индивидуальному предпринимательству) эта «налоговая инициатива о каникулах» отношения не имеет.
[1] http://www.levada.ru/10-06-2013/rossiyane-o-predprinimatelyakh?fb_action_ids=398688676916124&fb_action_types=og.likes&fb_source=aggregation&fb_aggregation_id=288381481237582
Начать дискуссию