Менеджмент

Россиян заставят раскошелиться. Обострение конкуренции на российском потребительском рынке

Обострение конкуренции на российском потребительском рынке заставляет рекламодателей в России перейти от простого «оглушения» потребителя рекламой к более «продвинутым» маркетинговым технологиям. Правда, в большинстве случаев это сводится лишь к простому заимствованию западных методов без какой-либо адаптации их к российским условиям

Отдел экономики
Олег Леонов, 30.06.2003

Обострение конкуренции на российском потребительском рынке заставляет рекламодателей в России перейти от простого «оглушения» потребителя рекламой к более «продвинутым» маркетинговым технологиям. Правда, в большинстве случаев это сводится лишь к простому заимствованию западных методов без какой-либо адаптации их к российским условиям

В последнее время крупные продавцы потребительских товаров в России резко усилили давление на покупателя. Причина этого связана с обострением конкуренции на российском потребительском рынке. Для того чтобы убедить потребителя приобрести определенный товар, уже недостаточно просто «завалить» его рекламой на улице и в СМИ – для этого необходимы более сложные, «научные» методы. Сейчас крупнейшие российские ритейлеры, что особенно хорошо заметно в Москве, стараются использовать в своем бизнесе широко используемые на западе маркетинговые технологии вроде различных программ лояльности, директ-маркетинга и т.д. Правда, по мнению опрошенных RBC daily экспертов, все эти начинания может полностью испортить «скупость» российских компаний. Например, многие торговцы сначала проводят масштабную рекламную кампанию своих дисконтных карт, а по прошествии некоторого периода времени, как это было с «Аптеками 36,6», говорят, что «скидку можно получить только на крайне немногочисленные товарные группы». Это, естественно, вызывает недовольство покупателя.

По оценкам Госкомстата, объем российского потребительского рынка составляет порядка 140-150 млрд долл. Правда, по мнению исследовательской компании Interactive Research Group (IRG), данные госстатистики занижены на 80%, т.е. получается, что россияне тратят на потребительские расходы 240-270 млрд долл. За эти деньги сейчас начинается острая борьба между крупными отечественными и западными ритейлерами. «Сейчас на российском рынке изменилась конкурентная среда, - сказала RBC daily эксперт консалтинговой компании BKG Римма Чайникова. – Из-за насыщения рынка новых клиентов можно получить, только отняв их у конкурентов». До недавнего времени производители и продавцы потребительских товаров пытались решать эту задачу очень простым методом – буквально «оглушая» россиян со всех сторон рекламой. По данным Российской ассоциации рекламных агентств (РАРА), в первом квартале 2003 года объем рекламного рынка в России составил 520-540 млн долл., что на 35% больше, чем за аналогичный период годом ранее. «На мой взгляд, с начала 90-х годов все маркетинговые вопросы решались только рекламным способом, - сказал RBC daily Сергей Исаев, начальник отдела рекламы управления. – Сейчас вся Москва буквально заставлена рекламой. Схожая ситуация отмечается и с рекламой в СМИ. В результате у потребителя наступает период отторжения рекламы».

По словам Риммы Чайниковой, с «пресыщением» потребителя на Западе в течение последних десяти лет борются с помощью так называемых CRM-систем (Customer Relationship Management - управление отношениями с клиентами). Суть CRM заключается в адресной работе с потребителем, когда между продавцом и покупателем товаров или услуг выстраиваются личные персонифицированные отношения. Сейчас многие российские компании пытаются активно использовать подобную маркетинговую практику в своем бизнесе. «Хорошим примером является сотовый оператор «Би Лайн», - сказала RBC daily Римма Чайникова. – Ценовая война между сотовыми компаниями закончилась, поэтому единственный способ привлечения новых клиентов заключается в предоставлении большего, чем у конкурентов, набора услуг. Сейчас в качестве основного рекламного слогана «Би Лайн» выбрал лозунг «С нами удобно». Одновременно компания создала современный call-центр, операторы которого могут ответить практически на любой вопрос клиента». Другой способ привлечения клиентов заключается в адресной рассылке потребителям определенных рекламных предложений. «Если просто разослать какую-нибудь рекламу всем адресатам, находящимся в базе данных какого-нибудь ритейлера, то ее прочтет не более 3%, - рассказывает г-жа Чайникова. – В этой ситуации нужно действовать аккуратнее. Сеть магазинов «Арбат-Престиж» с момента основания выдает практически каждому покупателю свою дисконтную карту, узнав при этом не только его имя и контактную информацию, но и дату рождения. Потом в месяц его рождения ему присылается приглашение совершить покупку».

Правда, как говорят опрошенные RBC daily эксперты, пока что количество успешных случаев применения «продвинутых» маркетинговых технологий существенно меньше неудачных. «Прямая рассылка рекламных объявлений практически не работает, - говорит Сергей Исаев. - Во многих случаях потребитель просто выкидывает всю ту кипу рекламных объявлений, которая кладется ему в почтовый ящик». Схожая ситуация сейчас отмечается и с многочисленными дисконтными программами. Сначала компания-эмитент дисконтной карты заманивает покупателя предоставляемыми по ней скидками, а потом выясняется, что дешевле он может купить далеко не все товары. «Некоторые ритейлеры стали злоупотреблять с системами накопительных скидок, - рассказывает Римма Чайникова. – «Рамстор» или аптеки «36,6» предлагают потребителям свои дисконтные карты, позволяющие в теории экономить на каждой покупке. Однако впоследствии выясняется, что получить скидку на ходовой товар нельзя. В результате потребитель просто теряет интерес к таким программам».

Эксперты объясняют низкую эффективность маркетинговых программ несколькими факторами. «В большинстве случаев у компании, рекламирующей свои товары и услуги, просто нет объективной информации о своих потенциальных клиентах, - говорит Сергей Исаев. - В лучшем случае известен их доход, а где они работают, какую должность занимают, что им интересно, остается загадкой. Вследствие этого эффективность таких рассылок очень низкая. Одновременно наши компании зачастую просто заимствуют какой-нибудь западный маркетинговый метод без его адаптации к российским условиям. Грубо говоря, какой-нибудь ритейлер решает, что ему необходимо запустить собственную сложную маркетинговую программу и выделяет на эти цели определенную сумму денег. При этом на детальную проработку ее функционирования средства ему тратить жалко – отсюда и низкая эффективность работы маркетинговых схем».

По мнению Риммы Чайниковой, для того чтобы маркетинговые программы эффективно работали, необходимо делать их максимально персонифицированными. «Например, в компаниях, работающих в сфере B2B, самое главное - выстроить личные отношения менеджеров и клиентов, - сказала Римма Чайникова. – Сейчас для того, чтобы удержать клиента, уже мало регулярно предоставлять ему скидки. Нужны специальные партнерские программы. Например, каждый год награждать лучшего дистрибутора, подарить лучшему клиенту машину или же «свозить его на Канары». При такой персонификации клиентской базы фактор цены уже не будет решающим. Клиент как бы привязывается к своему поставщику».

Начать дискуссию

Налоговый терроризм, уплата взносов предпринимателем-пенсионером, налоговая помощь Трампа Байдену в обзоре

События дня. Налоговые события.

Обзоры для бухгалтера

Знакомство с экспертами Клерк.Консультаций: Надежда Камышева

Мы начинаем вести серию заметок о наших экспертах. Сегодня рассказываем о самом опытном эксперте — Надежде Камышевой, которая уже более 20 лет помогает бухгалтерам решать их рабочие вопросы.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк

На 6 рублей в 6-НДФЛ могут быть отклонения. Богатым инвесторам обещают вернуть больше НДФЛ. 🙏«Ночной бухгалтер» № 1728

Не стоит волноваться, если при умножении дохода на ставку рассчитанный налог в 6-НДФЛ не сойдется с реальным. Чем больше сотрудников, тем больше может быть разбег.

На 6 рублей в 6-НДФЛ могут быть отклонения. Богатым инвесторам обещают вернуть больше НДФЛ. 🙏«Ночной бухгалтер» № 1728

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
IT-компании

Свыше 18 тысяч IT-компаний продлили аккредитацию. Но это не все

2 тысячи компаний в сфере IT решили не подавать заявление на продление аккредитации. Они перестали соответствовать критериям.

Миграционный учет

Мигрантам предлагают носить цифровые браслеты

Чтобы следить за перемещениями мигрантов внутри РФ, власти хотят надеть на них цифровые браслеты и заставить приезжих проходить дактилоскопическую регистрацию.

Налог на имущество

Долги по налогу на имущество сократились на 31%

19 млн россиян закрыли долги по налогам после введения ЕНС.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Бесплатно с Уведомление по ЕНП

Какие налоги войдут в уведомление по ЕНП в июле 2024 года

В июльском уведомлении не будет взносов. В него войдет НДФЛ и квартальные авансовые платежи по другим налогам.

Какие налоги войдут в уведомление по ЕНП в июле 2024 года

ФАС признала недобросовестной конкуренцией копирование упаковки бренда «AXE»

Производителю запретили выпускать дезодоранты и гели для душа «EXXE» в упаковке, которая копирует фирменный стиль бренда «AXE».

6-НДФЛ

Как отразить отпускные в форме 6-НДФЛ

В статье расскажем, как отразить отпускные в форме 6-НДФЛ, как правильно заполнить расчет и не допустить ошибок.

Как отразить отпускные в форме 6-НДФЛ
Маркетплейсы

Что такое оборачиваемость товаров и как ее рассчитать

Продавцу важно правильно управлять товарными запасами: вовремя привозить поставки на склад, закупать не слишком большие, но и не маленькие партии. Справиться с этой задачей помогает расчет оборачиваемости товаров. Рассказываем, о чем говорит этот показатель и как его посчитать.

Что такое оборачиваемость товаров и как ее рассчитать

Повышение утильсбора будет поэтапным до 2030 года

Минпромторг сообщил, что продолжает анализировать поступающие предложения по индексации утилизационного сбора.

Ценные бумаги

Что такое депозитарий и какова его роль на рынке ценных бумаг

В этом материале рассказываем, зачем нужен депозитарий, какова его роль в инвестициях и как проверить его надежность.

Что такое депозитарий и какова его роль на рынке ценных бумаг
Лицензирование

На Госуслугах можно будет получить лицензию на дезинфекцию, дезинсекцию и дератизацию

Роспотребнадзор утвердил Административный регламент по предоставлению государственной услуги лицензирования деятельности оказания услуг по дезинфекции, дезинсекции и дератизации.

Кредитные карты

Россияне стали брать больше денег по кредитным картам

Рост ключевой ставки ЦБ не ослабил спрос на кредитные карты. Клиенты стали чаще пользоваться беспроцентным периодом при оформлении таких продуктов.

🥳 Успейте купить онлайн-курсы по 3 290 рублей в честь Дня рождения школы «Клерка»! Акция действует до 22 июля

22 июля нашей школе пять лет! Мы хотим разделить этот праздник с вами, поэтому устраиваем суперакцию на онлайн-курсы. До понедельника, 22 июля, вы можете купить курсы по учету на маркетплейсах, финансовому анализу, ВЭД, работе на УСН и зарплате всего за 3 290 рублей.

Обучение для бухгалтеров

🎂 Суперакция в честь Дня рождения школы «Клерка»! Онлайн-курсы по 3 290 рублей

Какой же праздник без подарков? 22 июля мы отмечаем наш первый юбилей — 5 лет школе «Клерка»! До понедельника, 22 июля, вы можете купить курсы по учету на маркетплейсах, финансовому анализу, ВЭД, работе на УСН и зарплате всего за 3 290 рублей. Успейте воспользоваться выгодным предложением!

🎂 Суперакция в честь Дня рождения школы «Клерка»! Онлайн-курсы по 3 290 рублей
Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: Microsoft допустил глобальный технический сбой, в Москве «оранжевый» уровень из-за грозы, X5 начала доставлять посылки

Подготовили обзор главных событий дня — 19 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

КоАП РФ

Решено, кто будет рассматривать жалобы на постановления административных комиссий

Минюстом разработал проект закона с изменениями в КоАП по конкретизации полномочий по пересмотру постановлений по делам об административных правонарушениях.

Бизнес не прошел проверку по 115-ФЗ: возможно ли исправить ситуацию

Многие предприниматели считают, что решение банка не в пользу клиента после запроса документов по 115-ФЗ — это конечная точка бизнеса. Однако, это далеко не так: банки стараются выстраивать отношения по принципам долгосрочного сотрудничества и помогать компаниям. Например, Сбер позволяет продолжить ведение бизнеса после блокировки по 115-ФЗ, если клиент скорректирует свою деятельность. Как получить помощь в Сбере после такого решения рассказываем в статье.

Бизнес не прошел проверку по 115-ФЗ: возможно ли исправить ситуацию

Интересные материалы

Ведение бизнеса

Нюансы успешного делового общения с партнерами из Китая: правила, тонкости, особенности менталитета

Сегодня торговые контакты РФ и КНР вышли на новый уровень и развиваются быстрыми темпами. Поэтому вопрос правильного ведения переговоров с китайцами выходит на первый план. Чтобы найти общий язык, важно уважать своего собеседника, его принципы и привычки — только тогда можно получить положительные результаты и заключить выгодный контракт.

Нюансы успешного делового общения с партнерами из Китая: правила, тонкости, особенности менталитета