Игровые стартапы
Если взять любые игровые стартапы, они все начинаются с одной игры, к которой потом может прийти всеобщее признание или постичь не самая счастливая участь. Существует немало историй о том, как небольшие группы разработчиков добивались успеха. И еще больше о том, как эти разработки проваливались. Но здесь хотелось бы рассказать именно о стартапах, сумевших быстро эволюционировать в процессе создания онлайн-игр.
Rovio
Своеобразным стандартом успеха игровых стартапов считается финская компания Rovio, придумавшая знаменитую Angry Birds. Для многих парни из Rovio подобно другим разработчикам хитов App Store ассоциируются с разбогатевшими в одночасье счастливчиками. На самом деле этот период для Angry Birds занял гораздо больше времени.
На то, чтобы выиграть, компания Rovio потратила восемь лет. Двоюродные братья Микаэль и Никлас Хед были с детства одержимы видеоиграми. Когда кузены проводили время вдвоем, то либо играли, либо обсуждали игры, либо придумывали свои собственные. В 2003 году Nokia и Hewlett- Packard устроили совместный конкурс для программистов. Требовалось разработать мобильную многопользовательскую игру — так Nokia хотела протестировать возможности одного из первых смартфонов. Победителями конкурса оказались Никлас Хед и два его друга. После этого была создана компания Relude (позднее переименованная в Rovio). Ребята вложили в нее несколько тысяч евро из собственного кармана и арендовали офис в Хельсинки. На протяжении первого года братья нанимали самых талантливых программистов и занимались субподрядом с разработчиком игр Digital Chocolate. Субподряд стал основной формой для Relude. И несмотря на то, что в конце 2004 года отец Микаэля вложил в компанию миллион евро, под Rovio трещал лед. Для осуществления высоких продаж требовались игры-хиты, но компания тратила все время на подряды, выручка падала, штат пришлось урезать.
В 2005 году Apple начала продажи iPhone и запустила онлайновый магазин приложений App Store. Стремясь покорить App Store, Rovio решает выпустить игру Angry Birds. К слову, к тому моменту в копилке компании имелось свыше полусотни игр, но продажи себя не оправдывали. Только благодаря сотрудничеству с издательством Chillingo 11 февраля 2010 года приложение Angry Birds появилось на первой странице App Store. Сразу же в Великобритании оно было названо игрой недели. Далее было представлено в трех вариациях: для iPhone, Nokia N900 и Palm OS. К тому же Rovio создала бесплатную «облегченную» версию игры с небольшим числом уровней. К платной же версии досочинили 42 новых уровня. В течение трех дней игра взлетела с шестисотого места в рейтинге платных приложений на первое, возглавила чарт платных приложений App Store в США. Продажи превзошли все ожидания. Постепенно Angry Birds распространилась на множество платформ: теперь в нее можно играть в браузерах, на консолях и даже на электронной «читалке» Nook книжного ретейлера Barnes & Noble. «Если вы не фанат Angry Birds — значит вы, скорее всего, еще не пробовали в нее играть», — шутит глава и сооснователь компании Rovio Микаэль Хед.
Сегодня основные сферы деятельности компании Rovio не только разработка мобильных игр, но и развлекательный медиабизнес; продажа лицензионных прав на сверхуспешную франшизу Angry Birds; книгоиздательство; рекламное дело; кинопроизводство; создание рекреационных парков.
Zynga
Небольшой стартап довольно быстро перерос в крупную компанию с количеством сотрудников в несколько тысяч человек и сумасшедшими доходами — Zynga. Именно эта компания создала такие хиты, как Mafia Wars, FarmVille и CastleVille для Facebook.
Zynga была учреждена в июле 2007 года в Сан-Франциско чикагским финансистом Марком Пинкусом. Zynga — имя любимого бульдога Пинкуса, чей образ воспроизведен на логотипе компании. Через пару месяцев после своего основания компания выпускает первую игру Texas HoldEm Poker (позднее переименованную в Zynga Poker), а уже в январе 2008-го появился первый инвестор — компания Union Square Ventures. В том же году Zynga привлекает еще ряд акционеров и покупает игру YoVille, которая отчасти копирует знаменитую The Sims. Zynga стала особенно популярной благодаря своим игровым приложениям для социальных сетей, в частности для Facebook, Google+ и Tencent.
За пять лет компания выпустила десятки социальных игр, самая известная из них — FarmVille. Позднее FarmVille станет первым приложением на Facebook с ежедневной аудиторией 10 млн пользователей. На сегодня имеется 21 игра и в состоянии разработки находится еще 39. Размах Zinga грандиозный: примерно 215 млн ежемесячных пользователей мировой интернет-аудитории играют в игры, созданные компанией, 15 млн человек заглядывают на страницы с играми ежедневно. Спустя четыре года после запуска, в декабре 2011-го Zynga провела IPO на бирже NASDAQ, в ходе которого привлекла около $1 млрд. Размещение, прошедшее по верхней границе объявленного диапазона, стало самым крупным для интернет-компаний после IPO компании Google. После выхода на биржу Zynga постиг ряд неудач. В результате компания подешевела практически на 70%. 1 июля 2013 года Марк Пинкус ушел с поста генерального директора, уступив его Дону Мэттрику из Microsoft.
Kabam
Kabam разрабатывает более сложные социальные игры. Самыми популярными продуктами студии являются Kingdoms of Camelot и Dragons of Atlantis. Стартап, созданный в 2006 году Кевином Чоу, Майклом Ли, Холли Лю и Уэйном Чаном, первоначально специализировался на строительстве приложений по спортивным состязаниям. В октябре 2009-го Kabam получает финансирование от Betfair, крупнейшей в мире бирже ставок, и выпускает приложение для Facebook.
Пользователи Facebook и других социальных сетей могут играть в эти игры бесплатно, Kabam же зарабатывает на продаже виртуальных товаров, находящихся внутри игр. В общей сложности база активных пользователей Kabam насчитывает 7–8 млн человек в месяц. Сама компания растет очень быстро. Так, за 16 месяцев ее штат увеличился с 16 человек до 700. С момента основания в 2006 году Kabam удалось привлечь $125 млн, учитывая, что компания не всегда указывает точные суммы используемых средств. В числе инвесторов Google, Warner Brothers, MGM, SK Telecom, Intel, Canaan Partners, Redpoint Ventures, Pinnacle Ventures. По словам исполнительного директора Kabam Кевина Чу, компания вкладывает инвестиции в расширение присутствия на глобальном рынке развития новых игровых категорий, а также потенциально возможных поглощений. Так, с 2010 года были куплены приложения WonderHill, Wild Shadow Studios от разработчиков Realm of the Mad God, Fearless Studios экс-сотрудников LucasArts. На сегодняшний день компания оценивается в $700 млн, и в прошлом году генеральный директор Чоу объявил, что Kabam рассматривает выход на IPO.
В то время как кто-то не видит альтернатив успешным Rovio и Zynga и думает, что рынок массовых игр, таких как Angry Birds и FarmVille, перенасыщен, у новых разработчиков идеи бьют через край. Они все равно придумывают ни на что не похожие игры. По мнению экспертов, рынок готов к новым игровым разработкам.
Например, согласно отчету Digi-Capital — компании, которая исследует игровую промышленность, планируется, что к 2016-му суммарный бюджет онлайн-игр достигнет $48 млрд. Взгляды инвесторов уже активно устремлены на игровые стартапы. В частности, только за 2012 год венчурные капиталисты вложили $853 млн в игровые компании.
Начать дискуссию