Бизнес-психология

Скрытые индикаторы организационной культуры

Содержание организационной культуры для сотрудников организации в норме остается неосознанным. Для внешнего наблюдателя она раскрывается во множестве проявлений. Именно такие внешние проявления позволяют описать и понять ее. Для внешнего наблюдателя, впервые оказавшегося в организации, показательно первое впечатление, когда многое кажется странным и непонятным. Именно эти особенности являются первыми индикаторами организационной культуры.

Содержание организационной культуры для сотрудников организации в норме остается неосознанным. Для внешнего наблюдателя она раскрывается во множестве проявлений. Именно такие внешние проявления позволяют описать и понять ее. Для внешнего наблюдателя, впервые оказавшегося в организации, показательно первое впечатление, когда многое кажется странным и непонятным. Именно эти особенности являются первыми индикаторами организационной культуры. Именно они отличают эту организацию от других и совсем не кажутся странными ее сотрудникам.

Термин «организационная культура» используется достаточно широко и произвольно. В ряде работ это скорее метафора, по аналогии с понятием «культурный человек». Тогда «культурной» будет организация, соблюдающая правила «хорошего тона»: набор ценностей, протокол и этикет. Нужные ценности и правила должны откуда-то возникать, на что-то опираться, из чего-то исходить.

  • Одни менеджеры выводят ценности и нормы изтребований среды. Тогда все нормы — от формы одежды и оценки качества продукции до правил взаимодействия — являются ответом на ожидания и требования клиентов, партнеров, госорганов и пр. Их можно назвать «кодексом корпоративных правил» и продумать систему мер, стимулирующих их соблюдение и карающих за их нарушение.
  • Ряд авторов акцентирует другой аспект корпоративной культуры —технологический. Каждая технология предполагает определенные требования к людям. Тогда можно говорить о форме одежды, критериях оценки качества, правилах поведения и взаимодействия. Впрочем, чаще в нашей стране корпоративные правила задаются исходя из неких субъективных представлений руководства организации.

Так, в одной фирме мы встретили правило, запрещающее непосредственное общение между сотрудниками. Руководитель объяснил нам, что он не любит всякие совещания и обсуждения. Вообще пусть лучше подчиненные общаются в письменной форме, а то непродуктивно, «на болтовню» тратится много рабочего времени. В другой компании существовало требование: иметь в каждом офисе не менее трех комнатных растений, — просто руководитель-женщина любила комнатные растения. Какими бы вычурными и странными ни казались существующие правила, все они вытекали из неких вкусовых требований начальников, сформировавшихся в детстве и подкрепленных прежним опытом жизни и управления.

Содержание организационной культуры для сотрудников организации в норме остается неосознанным. Для внешнего наблюдателя она раскрывается во множестве проявлений. Именно такие внешние проявления позволяют описать и понять ее.

1. Внешние особенности (странности)

Для внешнего наблюдателя, впервые оказавшегося в организации, показательно первое впечатление, когда многое кажется странным и непонятным. Именно эти особенности являются первыми индикаторами организационной культуры, признаками ее наличия в организации. Именно они отличают эту организацию от других и совсем не кажутся странными ее сотрудникам.

Прежде всего, можно обратить внимание на поведение людей в организации. Есть организации, где в рабочее время люди постоянно ходят по коридорам, а есть такие, в которых коридоры практически пусты: сотрудники постоянно находятся в своих рабочих помещениях. Это уже позволяет предположить, что в первых поощряется непосредственное общение, а во вторых оно либо не требуется, либо не поощряется. В некоторых организациях сотрудники практически бегают по коридору, в других — ходят не торопясь, стоят, курят, беседуют.

В одних организациях принято одеваться вызывающе и кокетничать. В других сотрудники одеваются и общаются бесполо, улыбки и шутки не приняты.

В некоторых организациях принято выглядеть спортивно, бодро, активно и даже агрессивно. В иных наоборот: сотрудники кажутся необыкновенно усталыми, нездоровыми, погруженными в свои мысли. Очень показательной оказывается реакция сотрудников на присутствие постороннего визитера. В некоторых организациях такому визитеру улыбнутся, поприветствуют его, могут даже подойти и спросить, не нужна ли ему помощь. В других — постороннего не замечают, смотрят сквозь него.

Очень ярко характеризует организацию дизайн ее офиса. Цвет стен может быть серым, или тускло-белым, или агрессивно ярким, или пастельным. Картины на стенах могут отсутствовать, быть стандартными или необычными, то есть разными в разных офисах. В холлах одних компаний могут быть стулья и кресла, в других мебель за пределами офисов вообще может отсутствовать.

Наконец, язык. Отличается ли он от обычного? В некоторых организациях любят употреблять профессиональный сленг, в других принято говорить короткими рублеными фразами. Где-то говорят с употреблением древних оборотов, а где-то язык «сдабривают» иностранными словами. Все эти признаки позволяют сформулировать гипотезы о культуре организации.

Как правило, в организациях с пустыми коридорами, без мебели и людей, где говорят непонятными для постороннего словами, не замечают посетителя, не отвечают на его улыбку и вопрос, можно предположить закрытый тип менеджмента и взаимодействия со средой и товароцентрированностъ.

В открытой же организации будет заметно наличие мест для непосредственного общения в коридорах, будут улыбки и свободное общение с любым посетителем, наличие картин или сувениров в офисах.

2. Структурирование времени и пространства

В каждой организации время и пространство структурированы по-своему. Чтобы убедиться в этом, достаточно обратить внимание на ряд ключевых моментов. Во-первых, на пространственные и временные границы организации. Каково рабочее время в организации? Одни организации существуют с 8 до 17 часов, другие — ненормированно по времени, до последнего посетителя, пока есть работа; третьи — ночью, и, наконец, есть такие, которые существуют всегда.

В терминах культуры это будет означать, что некоторые организации позволяют своим сотрудникам самим структурировать свое время за пределами организации и временные границы заранее обозначены. Другие задают неопределенность временных границ, и, наконец, третьи распространяют временные границы организации на все время сотрудников, структурируя и контролируя их всегда, тотально.

Легко можно убедиться в существовании организаций, руководители которых, осознанно или неосознанно, задают временные границы исходя из совсем не технологических требований. Такая неопределенность временных границ говорит о повышенной тревожности руководителя, о стремлении контролировать своих сотрудников тотально, манипулировать ими. Неопределенность временных границ — это конфликтогенный фактор. В такой организации можно предположить повышенную конфликтность, возможность эмоциональных срывов сотрудников.

Границы времени в организации хорошо заметны и при наблюдении засоответствием времени назначаемого и реального: например, если совещание назначено на 10, когда реально оно начинается: в 10, 10.30 или в 11?

Приходят ли на совещание все в одно и то же время, либо кто-то регулярно опаздывает? Как реагируют на опоздание руководитель, сотрудники? Это очень показательно. Время — один из немногих факторов, связывающих организацию со средой; оно одинаково для всех. Если в организации декларируемое время регулярно отличается от реального, то можно предположить, что организация теряет контакты со средой не только по этому параметру.

Часто время в организации задает первое лицо. Оно опаздывает, а все его ждут. Через какое-то время те менеджеры, которые чувствуют себя уверенно в организации, зная, что шеф задерживается не менее чем на полчаса, начинают уже сами подтягиваться минут на 20-25 позже назначенного. Тогда время опоздания становится показателем уверенности, статуса и власти в организации. Если опаздывают регулярно именно на совещания, соблюдая временные границы при других событиях, это еще и показатель отношения к данному мероприятию: оно, осознанно или неосознанно, воспринимается как пустое, неконструктивное. При анализе может оказаться, что на таких совещаниях просто не принимается серьезных решений.

Структурирование пространства в организации не менее показательно. Пространство в организации всегда дорого, стоит денег, и его не хватает. С этой точки зрения структурирование пространства говорит о том, что в организации оценивается как главное. Анализируя, какому подразделению или под какие функции отдано большее и лучшее пространство, можно определить приоритеты организации. Есть организации, где торговый зал маленький, а IT-отдел занимает огромное помещение: просто лидер увлечен программированием и современными технологиями. Если помещение для работы сотрудников тесное, а кабинеты руководителей просторные, значит, в такой организации вопросы статуса важнее бизнеса.

Можно встретить организации, где не работает даже эта закономерность и пространство распределено вне каких-либо закономерностей, просто случайно. В таких случаях можно предположить, что в организации вообще нет ценности рационального расчета и денег.

О многом может сказать и конфигурация пространства. В одной из компаний мы встретили очень оригинальное структурирование пространства. В большом зале стояли столы сотрудников, а посередине — стеклянный аквариум, в котором находился руководитель. Лидер организации был горд найденным решением, он считал, что таким образом постоянно контролирует сотрудников. В терминах организационной культуры в этой организации существовал миф о возможности и эффективности постоянного визуального контроля.

3. Нормы и правила

В каждой организации существуют свои писаные и неписаные правила. Некоторые из них выполняются, некоторые — нет. Невыполнение правил может контролироваться или не отслеживаться. За невыполнение правил могут быть определены некие санкции, в других случаях никаких санкций не следует. Это очень показательный индикатор. Во-первых, без норм и правил управление в принципе невозможно. По тому, в какой сфере деятельности организации больше правил, отличаются ли, противоречат ли друг другу эти правила, можно судить о том, является ли управление системным.

Во-вторых, показательно, что известно персоналу об этих правилах. В-третьих, для культуры существенно, исходя из чего, из какой логики, собственно, выводились эти правила. Какие ценностные приоритеты и мифы за ними стоят? Противоречат ли эти правила нормам и требованиям, задаваемым извне, технологическим нормам, технике безопасности? Часто в организациях можно столкнуться с различными представлениями о правилах на разных этажах иерархии. Тогда говорят о различных субкультурах менеджмента и исполнителей. В такой ситуации можно предположить сложности как в управлении, так и в обычном взаимопонимании.

В-четвертых, существенно, навязаны ли правила сверху или они выработаны совместно и за ними стоит некий контракт, обязательства сторон, существует определенный механизм их изменения. В-пятых, в нашей стране часто наряду с правилами существуют исключения. Такая ситуация приводит к неопределенности. Важно отметить, что в организации, где вообще нет правил, которые бы всеми выполнялись, нет ни единой организационной культуры, ни управления, ни группы.

4. За что и как награждают и наказывают в организации?

Одна из важнейших составляющих управления — система мотивации — тоже носит культурный характер. Причем слова могут называться одни и те же, но содержание подразумеваться разное — в зависимости от опыта, от прецедентов в организации. На, казалось бы, простой вопрос «За что вас могут уволить?» члены организации дают очень разные ответы, а иногда вообще не могут ответить. Эти ответы находятся в широком диапазоне: от «за опоздание», «за проявленную инициативу», «за невыполнение конкретных должностных обязанностей», «за разглашение организационных тайн» до «за что угодно, если не понравишься руководству». Эти ответы хорошо характеризуют как степень неопределенности, заданную в организации, так и преобладание эмоциональных отношений и ценностей над рациональными, или, наоборот, свидетельствуют о приоритете бизнес-ценностей.

В некоторых организациях, обычно построенных по семейному типу, вообще не принято никого увольнять. В наказание там штрафуют или подвергают остракизму, понижают в статусе. То же разнообразие наблюдается при поощрениях. В одних организациях премию выдают всем, чтобы никого не обидеть. В других вознаграждение высчитывают, как в студенческом стройотряде, по справедливости — через коэффициент трудового участия. Есть организации, где вознаграждение каждого пытаются привязать к прибыли компании. В некоторых компаниях можно просто объяснить начальству, что тебе очень нужны деньги на квартиру, на лечение детей, на отдых, и тебе их дадут.

Внутренняя мотивация также очень разнообразна: от повышения по службе и расширения социального пакета до допуска в неофициальный круг общения начальников. Изучение таких систем вознаграждения и наказания позволяет выявить смешение культурных норм. Например, в организации вознаграждения и штрафы могут считаться интимным вопросом. Деньги выдаются индивидуально в закрытых конвертах, в то же время все в организации могут знать о доходах друг друга и активно их обсуждать. При этом руководство такой организации может быть уверено, что «у нас, как на западных фирмах, люди не знают и не интересуются чужими деньгами, не заглядывают в чужой карман».

Такой анализ позволяет выявить и различать работающие и лишь декларируемые нормы и мифы.

5. Ценности и внутренние критерии эффективности

Если в организации в главные ценностные приоритеты вообще не попадают материальные, связанные с физическим существованием ценности — жизнь (как физическое существование человека), деньги, здоровье и т. п., — то организация, как правило, будет носить тоталитарный характер, агрессивно относиться к среде, находиться в состоянии борьбы или подготовки к отражению нападения.

Например, если ценность креативности в организации выше ценности денег и значимости самого существования организации, можно ожидать сложных, наиболее рискованных и, как правило, запаздывающих решений.

Экономисты постоянно удивляются, почему в некоторых организациях абсолютно игнорируются такие показатели, как прибыль или капитализация. Но если деньги вообще не попадают в ценностные приоритеты лидеров компании, то все эти показатели просто не учитываются при принятии решений. Они несущественны по сравнению с оригинальностью и красотой найденных решений, их значением для жизни страны и развития демократии, возможностью сохранить и занять работой сотрудников, обеспечить бесперебойность производственного процесса, сохранить верность моральным обязательствам и т. д.

Мы работали с убыточными заводами, владельцы которых даже не рассматривали возможность сокращения расходов, считая главным обеспечение бесперебойности работы предприятия, так как иначе люди разленятся и разбегутся. При этом расчеты стоимости такой убыточной работы вообще не проводились. В компании, торгующей информационными продуктами, при падении нормы прибыли на рынке владелец не рассматривал возможность сокращения персонала, потому что перед всеми этими людьми у него были моральные обязательства. В другой компании нарушались сроки запуска новых сервисов, жестко оговоренные с инвесторами и владельцами в бизнес-плане, потому что качество дизайна не казалось совершенным ведущему менеджеру.

В ряде организаций зарплатой и премией поощряется не тот, кто приносит большую прибыль, а тот, кто кажется креативнее, умнее. В других главным критерием при решении вопроса о вознаграждении оказываются потребности человека, как при коммунизме: сотруднику надо дать больше денег, потому что у него трое детей, потому что он только что женился, потому что он попросил больше. В некоторых организациях размер вознаграждения сотрудника зависит от его лояльности конкретному менеджеру, что приравнивается к лояльности организации.

Есть организации, где основной критерий — справедливость, в них либо пытаются вычислить коэффициент трудового участия, либо всем платить поровну, одинаково. Крайне редко, как показывает наш опыт, в российских организациях вознаграждение сотрудников зависит только от принесенных ими в организацию денег в форме дохода или сокращения расходов. В большинстве организаций такие показатели вообще не учитываются.

Случаи «отказа от денег» наблюдаются в наших организациях достаточно часто. В основе таких решений лежат не всегда осознаваемые внутренние критерии. Стоит организации принять в качестве основного критерия быстрый рост, как расходы начинают резко опережать доходы, съедать прибыль.

Если лидеры организации хотят творчества, новизны и эксклюзивности, то они не ценят, а иногда и просто не замечают лежащие на поверхности легко тиражируемые товары и услуги, позволяющие принести деньги без особых затрат. Собственно, весь анализ и реконструкция организационной культуры имеют смысл, если они позволяют сформулировать и осознать внутренние ценности и критерии оценки эффективности. Только это осознание позволяет оценить существующие в организации человеческие ограничения и возможности. Именно эти ограничения и возможности в современной организации часто играют большую роль, чем финансовые и технологические.

Ещё раз: как продвигать свои посты на «Клерке»

Если вы видите это сообщение, значит продвижение работает.

Ещё раз: как продвигать свои посты на «Клерке»
10

Начать дискуссию

НДФЛ

НДФЛ иностранца можно уменьшить на его аванс по патенту. Но есть ограничения

При расчете зарплаты патентных иностранцев учитывают фиксированный авансовый платеж по НДФЛ, который они оплатили. Для этого нужны документы.

Курсы повышения
квалификации

22
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Алименты

Должники по алиментам станут известны всем

В реестр попадут должники по алиментам, которые были привлечены к административной или уголовной ответственности за неуплату денег на содержание детей, родителей.

1

Не всегда на авто, стоящее на учете, надо платить транспортный налог

Регистрация авто в ГИБДД после 15 числа одного месяца и снятие с учета до 15 числа другого месяца дает право не платить транспортный налог.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Создадут единую цифровую платформу туризма: что она дает

На единой цифровой платформе туризма соберут все сведения о гостиницах, кафе, гидах и транспорте. Это позволит сформировать комплексные предложения для туристов с учетом их потребностей.

1

Вклады 18%, обвал рынка, рост налогов, дешёвый доллар, новые облигации, дивиденды и другие новости. Воскресный инвестдайджест

Есть что по жести? Ещё как есть! Разве что расчленёнки не хватает, так-то рынок акций и облигаций нормально приуныл. Но это пока был не обвал, а коррекция. Обвал точно ожидает нас всех впереди, но это не точно. Зато доллар всё ещё дешёвый, IPO проводятся, появляются новые облигации и дивиденды.

Вклады 18%, обвал рынка, рост налогов, дешёвый доллар, новые облигации, дивиденды и другие новости. Воскресный инвестдайджест

С 01 июля новая форма отчета о движении денег по зарубежным счетам

С 01 июля 2024 года изменится форма отчета о движении денег и иных финансовых активов по зарубежным счетам, которые готовят и подают юридические лица и ИП

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

В чем проблема прогрессивной налоговой системы в России?

Сама по себе прогрессивная налоговая система по своей сути не плохая, это нормально, когда люди, которые зарабатывают больше и платят больше налогов. Но есть 2 Но.

💥 Бодрящие скидки на курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки! Ведем запись на первый летний поток

Набираем первый летний поток-2024 на профкурсы. Успейте записаться до 3 июня, чтобы за лето повысить квалификацию и выйти на новый уровень знаний!

Календарь вебинаров для бухгалтера в июне 2024. Выбирайте и смотрите!

Будьте в курсе последних изменений в законодательстве! Выбирайте из 9 вебинаров интересные именно вам и записывайтесь. Забирайте в закладки календарь вебинаров для бухгалтера, которые пройдут в июне 2024. Подписчикам «Клерк.Премиум» — бесплатный доступ.

Календарь вебинаров для бухгалтера в июне 2024. Выбирайте и смотрите!
7
Инвестиции

Инвестиции в космические объекты пропишут в законе

Госдума приняла в первом чтении законопроект о государственно-частном партнерстве в сфере космической деятельности.

Трудовое право

Чем грозит неявка сотрудника на медосмотр

Работник обязан проходить обязательные предварительные и периодические медосмотры, другие обязательные медосмотры и обязательные психиатрические освидетельствования, а также внеочередные медосмотры по направлению работодателя.

Налог на прибыль

Все гранты на инновационное развитие освободили от налога

Компании, которые получают гранты на инновационное развитие, смогут не учитывать эти доходы при определении базы по налогу на прибыль.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Предприятия за каждого сотрудника из другого региона получат 300 тысяч рублей

Государство выделит субсидии бизнесу, который работает над крупным проектом и привлекает сотрудников из других регионов. Размер поддержки составит 12 МРОТ.

За что заблокируют ваш счет? Что не нужно делать, чтобы «влететь» на блок

Сейчас в мире бизнеса идет война за темную и светлую сторону.

За что заблокируют ваш счет? Что не нужно делать, чтобы «влететь» на блок

Налоговые перспективы на 2025 год. Прогрессивная шкала НДФЛ

Какими будут налоговые ставки НДФЛ в 2025 году и можно ли этот налог оптимизировать.

🚚 Грузоперевозка в страну ЕАЭС может облагаться разным НДС

При сделках с контрагентами из стран ЕАЭС взимание косвенных налогов при работах, услугах идет в стране, территория которой признается местом реализации. При грузоперевозках место реализации – страна исполнителя.

МСФО

Внедрение азиатских МСФО на российский рынок

В данном докладе мы рассмотрим перспективы внедрения азиатских Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) на российский рынок.

Внедрение азиатских МСФО на российский рынок
1
Маркетплейсы

Цены на наушники на маркетплейсах оказались завышенными по сговору

ФАС выявила картель продавцов наушников на маркетплейсах. Продавцы общались в чате мессенджера, писали негативные комментарии конкурентам и заказывали наушники «в никуда».

💥 Бодрящие скидки на курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки! Ведем запись на первый летний поток обучения

Набираем первый летний поток-2024 на курсы повышения квалификации и переподготовки с максимальными скидками, чтобы вы не ограничивали траты на отпуск и получили полезные знания. Начало обучения 1 июня, присоединяйтесь!

💥 Бодрящие скидки на курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки! Ведем запись на первый летний поток обучения
2

Интересные материалы

Инвестиции

Итоги 35 месяцев инвестиций. 3,83 млн рублей

1 июня, значит пора защищать детей и подводить итоги мая! Ежемесячно я пишу отчёт о том, что произошло с моими инвестициями. Напоминаю: я начал копить на квартиру в Сочи в июле 2021. 35 месяцев позади. Погнали!

Итоги 35 месяцев инвестиций. 3,83 млн рублей