Правительство собирается запретить брать взаймы за рубежом тем регионам, которые не в состоянии самостоятельно расплатиться. К внешним заимствованиям допустят тех немногих, кто имеет такой же рейтинг, как у самой России. Остальным придется брать более дорогие кредиты внутри страны.
Брать взаймы за границей смогут только те российские регионы, которые имеют рейтинг не ниже суверенного рейтинга России как минимум от двух из трех международных агентств (Fitch Ratings, Moody's или Standard & Poor's), сообщил первый вице-премьер Игорь Шувалов на совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева. Речь идет о возможности российских регионов привлекать кредиты от иностранных банков или выходить на внешний рынок с облигациями.
«По словам Шувалова, пока критериям, позволяющим прибегать к внешним заимствованиям, отвечают только Москва и Санкт-Петербург»
Соответствующий проект постановления правительства был опубликован на едином портале раскрытия информации о подготовке проектов нормативных правовых актов. Дмитрий Медведев заявил, что в целом утвердил требования к минимальному уровню кредитных рейтингов российских регионов.
Сейчас России присвоен рейтинг Fitch на уровне «ВВВ» (прогноз стабильный), S&P – также «ВВВ» (прогноз стабильный) и Moody's – «Ваа1» (прогноз стабильный). По словам Шувалова, пока критериям, позволяющим прибегать к внешним заимствованиям, отвечают только Москва и Санкт-Петербург. Однако в настоящее время требованию о наличии кредитных рейтингов указанного уровня соответствует также Ханты-Мансийский автономный округ.
Потенциально, по словам Шувалова, возможность занимать деньги за границей могут получить еще пять регионов. Если посмотреть на рейтинги, то достичь кредитного уровня суверена вполне по силам Татарстану и Тюменской области. Так, у Татарстана рейтинг Fitch на уровне «ВВВ», что достаточно, но рейтинг у Moody's – «Ва1», что ниже требований. У Тюменской области есть рейтинг Fitch на уровне «ВВВ», но он единственный, надо получить такой рейтинг еще от одного агентства. Новым требованиям правительства могут удовлетворить также российские регионы, где есть нефть, газ и другие ресурсы, в частности Ямало-Ненецкий автономный округ и Красноярский край.
Проблемными регионами эксперты называют кавказские республики, а также республики Калмыкия, Тыва, Алтай и другие.
Смысл нового правила в том, чтобы за границей брали займы только наиболее устойчивые с финансовой точки зрения российские регионы. В противном случае это чревато тем, что регион не сможет отдавать свои долги и это придется делать самой РФ. По словам премьер-министра Дмитрия Медведева, Россия ранее уже сталкивалась с такой ситуацией, «которая была до 2000 года, по таким обязательствам приходилось отвечать Российской Федерации, это абсолютно неправильно». Поэтому власти и пытаются предупредить повторение проблемы.
Дело в том, что до 2000 года в России не было никаких ограничений, любой регион мог занимать за рубежом. Это привело к тому, что долги регионов к начале 2000 года достигли 2,43 млрд долларов, или 1,4% ВВП, что было признано критической величиной. Часть региональных долгов РФ пришлось взять на себя. Поэтому 8 августа 2000 года был введен мораторий на внешние заимствования регионами.
Однако с 1 января 2011 года такой запрет сняли, и регионы снова начали накапливать внешние долги. Если на начало 2011 года внешние долги регионов сократились и составили 1,06 млрд долларов (0,1% ВВП), то уже на начало 2013 года их внешний долг составил 0,56 млрд долларов (0,03% ВВП).
На фоне растущего дефицита регионов, который, по данным Минфина, в 2013 году удвоился до 700 млрд рублей, опасения о резком росте кредитов за рубежом вполне обоснованны. В Минфине ожидают, что в 2014 году вопрос дефицита регионов встанет особенно остро, потому что в этом году у них уже не будет возможности накопить дополнительные доходы, чтобы смягчить эту ситуацию. Об этом на прошлой неделе на Гайдаровском форуме предупреждал глава финансового ведомства Антон Силуанов.
Минфин в свою очередь предложил еще одно новшество для повышения финансовой ответственности регионов: предоставить президенту право отправлять в отставку губернаторов за рост просрочки по долгам региона. Как писала газета ВЗГЛЯД, такой законопроект уже проходит согласование в министерствах, его могут внести в Госдуму в первом квартале.
В частности, Минфин предлагает утвердить в Бюджетном кодексе обязанность регионов составлять план восстановления своей платежеспособности. И если реализация этого плана не приведет к сокращению просрочки по долгам до определенного уровня, то президент вправе отправить губернатора в отставку. Суть в том, чтобы просрочки по долгам стали ниже 10% всех доходов региона.
А ситуация с долгами не очень хорошая. В 2013 году долги превысили собственные доходы, в частности, в Амурской, Кемеровской областях, Мордовии, Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, Чукотском автономном округе. Эти показатели подошли к опасной черте в Рязанской, Тверской, Костромской, Вологодской, Ивановской, Ростовской, Иркутской и Омской областях.
Долги регионов в 2014 году могут продолжить расти. Согласно прогнозу международного рейтингового агентства Fitch, прямой долг регионов России в 2014 году вырастет на 10% до уровня 1,5 трлн рублей.
Регионам приходится наращивать долги, чтобы выполнить предвыборные обещания федерального правительства по повышению заработных плат бюджетникам. Им также приходится увеличивать расходы на здравоохранение, строительство и эксплуатацию дорог, отмечают эксперты Fitch. Однако на фоне стагнации экономики накопить дополнительные доходы становится все сложнее, поэтому приходится активней брать в долг.
Российские регионы, как и многие компании, стремятся брать кредиты за границей, а не в России, потому что зарубежные заимствования дешевле. «Ставка рефинансирования в еврозоне составляет 0,25%, а в России на 800 процентных пунктов выше», – говорит газете ВЗГЛЯД финансовый аналитик FxPro Александр Купцикевич. Правда, займы в России можно взять и под более низкую ставку, но все равно они оказываются дороже.
Так как ставки по кредитам зависят от категории заемщиков, то для сравнения разных стран аналитик IFC markets Дмитрий Лукашов предлагает использовать данные по доходности двухлетнего бенчмарка (это государственные облигации со сроком погашения два года в национальной валюте). «Разница в доходности бенчмарка примерно совпадает с разницей ставок по кредитам. Так, в России доходность двухлетнего бенчмарка равна 6,25% годовых в рублях, в Евросоюзе – 0,17% в евро, а в США – 0,37% в долларах. Видно, что они отличаются на порядок», – указывает Лукашов.
По его словам, до недавнего времени курс рубля был весьма стабильным, поэтому подавляющее большинство российских заемщиков предпочитали брать кредиты в иностранной валюте. Однако теперь, когда рубль начал обесцениваться, отдавать валютные кредиты в валюте невыгодно. «У регионов действительно могут возникнуть проблемы, ведь основной доход они получают в рублях за счет налогов и сборов. Неудивительно, что данная ситуация потребовала активного вмешательства правительства, которое быстренько ограничит аппетиты субъектов Федерации», – говорит Лукашов.
Интересно, что давать в долг нашим регионам выгодно и самим иностранным заимодателям. «За границей существует определенный и стабильный спрос на российские бумаги. Это пенсионные и хеджфонды, имеющие квоты на Россию, а также частные банковские институты, желающие заработать больший процент, чем у себя на родине. Надо понимать, что некоторые наши регионы (прежде всего, Москва и Санкт-Петербург) расцениваются как достаточно надежные эмитенты», – говорит генеральный директор компании «Норбит» Антон Чехонин.
Экономисты поддерживают предполагаемые ограничения. Такая политика говорит об осторожности правительства. «Это позволит выводить на рынок заимствований только тех, кто сможет не хуже самой РФ расплачиваться по своим долгам. Остальные регионы, как я понимаю, должны будут выпускать займы в рублях для российских заемщиков либо получать субсидии напрямую из бюджета», – считает Купцикевич. А увольнение губернаторов, допустивших просрочку долгов, – еще более действенная мера для повышения финансовой ответственности регионов, если, конечно, ее не применять как инструмент давления на неугодных губернаторов, считает Чехонин.
Начать дискуссию