Интернет и IT

6 китайских аналогов западных интернет-сервисов, превосходящих «оригиналы»

Институт программного обеспечения при Китайской академии наук совместно с компанией Shanghai Liantong Network Communications Technology на этой неделе представили «национальную китайскую операционную систему» China Operating System (COS). Она ориентирована на конкуренцию с самой распространенной в мире операционной системой для смартфонов — Android производства американской Google. Создание COS финансировало государство.

Институт программного обеспечения при Китайской академии наук совместно с компанией Shanghai Liantong Network Communications Technology на этой неделе представили «национальную китайскую операционную систему» China Operating System (COS). Она ориентирована на конкуренцию с самой распространенной в мире операционной системой для смартфонов — Android производства американской Google. Создание COS финансировало государство. Китай преуспел в создании аналогов популярных западных продуктов, в том числе в интернет-сфере. Ряд самых популярных аутентичных китайских разработок существенно отличаются от западных аналогов, а в чем-то даже превосходят их, по крайней мере, с точки зрения самих китайцев. В нашем обзоре — пять примеров таких сервисов.

Операционная система для мобильных устройств — China Operating System

Интернет-компания Google официально ушла с китайского рынка с большим скандалом еще несколько лет назад. Местные власти требовали от китайского филиала американской компании не только цензурировать поисковую выдачу, но и выдавать конфиденциальную переписку диссидентов, журналистов и других «врагов режима». Google ушла, громко «захлопнув за собой дверь». Но в Китае осталась ее операционная система для мобильных устройств, которую используют в своих гаджетах почти все китайские производители смартфонов. И вот китайское правительство предложило производителям и потребителям альтернативу. COS базируется на открытом ядре Linux, хотя полностью «открытой» ОС не является — из соображений «безопасности»: китайские власти не скрывают, что собираются следить за пользователями посредством своей новой операционной системы. Обещая взамен, что пользователи могут не опасаться слежки со стороны Агентства национальной безопасности США.

COS предлагает китайским пользователям более глубокую локализацию, чем у переведенной на китайский язык американской операционной системы, а также более соответствующий вкусам китайцев дизайн, привычные для них методы ввода данных и улучшенную систему распознавания речи. Последнее важно в особенности: в стране с наибольшим количеством населения в мире — невероятное множество диалектов, поэтому Apple и Google сами вряд ли способны решить когда-нибудь проблему распознавания китайского языка. У COS уже есть доступный электронный магазин приложений. В нем уже более 100 тыс. программ. Консультантом в проекте выступила тайваньская компания HTC. Дальше — больше. Китайское министерство промышленности и информатизации договорилось с дистрибьютором Ubuntu, компанией Canonical, о создании и «национальной» ОС для персональных компьютеров. Идеи, в общем-то, те же, что и с COS: максимальная локализация и защита от слежки со стороны АНБ.

Продукт по причине своей молодости пока, конечно, уступает в распространенности Android, но в его перспективах на местном рынке сомневаться не приходится.

Интернет-поисковик — Baidu

Пока весь западный мир решает, каким поисковиком лучше пользоваться: Google или Bing,- китайские пользователи не считают, что выбор состоит только лишь из этих двух вариантов. Китайская компания Baidu контролирует свыше 70% местного рынка интернет-поиска — в первую очередь, благодаря алгоритмам, лучше гугловских адаптированным к особенностям китайского языка. А ее основатель Робин Ли является самым богатым человеком в стране, по версии журнала Forbes. Его состояние оценивается в сумму порядка $10 млрд. В отличие от большинства других китайских богачей, Робин Ли — поп-звезда, кумир миллионов китайских подростков. Такое положение дел устраивает китайское правительство: Baidu, в отличие от Google, с режимом всегда сотрудничает и «истерик» по поводу прав человека (например, тайны переписки) не устраивает. А бизнес-модель у обоих похожая. Помимо рекламной выдачи в результатах поиска, китайцы с особой тщательностью пытаются скопировать и продуктовое портфолио американского конкурента. Так, сейчас Baidu поддерживает разработку упомянутой выше операционной системы, создает собственные «умные очки» и свой аналог Google Street View.

Торговая интернет-площадка — Taobao.com

Главный китайский онлайн-ритейлер по оборотам крупнее крупнейшего американского аукциона eBay и главного интернет-магазина США Amazon, взятых одновременно. Taobao продает практически все виды всех возможных категорий товаров, число его зарегистрированных пользователей превышает 200 млн человек. Почему Taobao заменил китайцам американские сервисы? Например, потому что eBay, в частности, до сих пор нет корректной китайской локализации. Или потому, что местная таможня очень тщательно проверяет посылки из-за рубежа. Но главное, для большинства китайцев покупать товары на американских площадках по американским же ценам — роскошь, да и какой в этом смысл, если все равно значительная их доля производится в Китае. Компания, как водится, полностью подконтрольна властям. На днях она, например, отказалась принимать в качестве оплаты за товар биткойны, хотя Google, наоборот, думает над такой опцией.

Twitter с цензурой — Sina Weibo

Осенью 2013 года китайский интернет всколыхнула новость: был арестован гражданский активист Босс Хуа, которого можно назвать «китайским Навальным». Он расследовал злоупотребления и коррупцию среди чиновников и сообщал о результатах своих проверок в Weibo. Это почти полный аналог Twitter. И снова причинами успеха стали глубокая локализация (например, ограничение в количестве иероглифов, а не букв) — важный факт для пользователей. И готовность сотрудничать с китайскими властями — главный фактор для правительства страны. Weibo не скрывает, что в компании работает штат цензоров, отслеживающих, среди прочего, диссидентов. Они без колебаний передают данные о «подозрительных» пользователях органам госбезопасности. Цензура относительно внутрикитайских вопросов строга, но при этом власти — и администрация сервиса — никак не ограничивают высказывания китайцев относительно зарубежных кризисов, например, по ситуации в Сирии. Это дает правительству возможность отслеживать настроения в обществе, а пользователям Weibo (их у сервиса уже — более 200 млн) — иллюзию отсутствия цензуры.

Производитель люксовой электроники — Meizu

В Китае есть конкурент Apple. И речь не о тайваньской HTC, — это компания Meizu, которая ориентируется именно на внутренний рынок и местных «гиков». В последнее время о ней все чаще говорят и в мировом масштабе. В этом году компания хочет выйти на американский и европейский рынки. В Европе в этом году начнет официально продаваться нынешний флагман Meizu — смартфон MX3. У него 5,1-дюймовый дисплей с разрешением 1080р, новейший процессор Exynos 5420, 128 Гб памяти и существенно переработанная ОС Android. При цене в $400 у китайцев получился смартфон, у которого есть свои фанаты даже в США и Европе.

В этом году выходит новая флагманская модель — Meizu MX4G, смартфон с 5,5-дюмовым дисплеем с разрешением 2560 x 1536 точек, четырехъядерным процессором Qualcomm Snapdragon 805, модулем LTE и 4 Гб оперативной памяти. Цена пока не объявлена, но ясно, что она будет намного меньше, чем у конкурентов. Успех Meizu обусловлен двумя факторами: Apple никак не могла договориться с китайскими операторами о поставках iPhone на своих условиях (отчасти — админресурс), а смартфоны Samsung на Android обычно не проигрывают китайскому производителю в цене (ценовая конкуернция).

Мессенджер — WeChat

WeCha фактически владеет в Китае «монополией» на быстрый обмен сообщениями в интернете. У мессенджера, появившегося в 2011 году, уже больше 270 млн пользователей. Владелец WeChat, китайский интернет-гигант Tencent, периодически вынужден парировать слухи о цензурировании «нелояльных» режиму пользователей и о слежке за ними со стороны китайского правительства, но это не делает его менее популярным внутри страны. Треть пользователей WeChat вообще указывают, что живут за пределами Поднебесной: в Италии, Мексике и Бразилии. Впрочем, это может быть уловкой против подозрений в цензуре. Секрет успеха мессенджера — в дополнительных функциях. Более широкие возможности для китайцев важнее лаконичного интерфейса: пользователь WeChat может, например, потрясти смартфон, и приложение покажет других пользователей поблизости. А еще здесь есть возможность оставить плавующую бутылку — голосовое или текстовое сообщение, которое отправляется случайному адресату. Китайцы любят знакомиться таким образом.

Начать дискуссию