Ведение бизнеса

Логин, пароль… Поехали!

Человечество еще до конца не осознает того переворота, который произойдет в сфере автотранспорта после того, как все машины окажутся подключенными к интернету. Однако название для феномена уже есть — «connected car», от английского «подключенный автомобиль». Переворот будет не только технологическим: слом старых и создание новых бизнес‑моделей почти во всех смежных с автопромом отраслях гарантированы.

Человечество еще до конца не осознает того переворота, который произойдет в сфере автотранспорта после того, как все машины окажутся подключенными к интернету. Однако название для феномена уже есть — «connected car», от английского «подключенный автомобиль». Переворот будет не только технологическим: слом старых и создание новых бизнес‑моделей почти во всех смежных с автопромом отраслях гарантированы.

Бортовые компьютеры и ИТ-решения уже давно стали неотъемлемой частью современного автомобиля. Остается только добавить сетевых и мобильных технологий, чтобы превратить его в подобие интеллектуального гаджета, умеющего делать много больше, чем просто перемещаться из пункта А в пункт Б.

Концепция «подключенного» автомобиля соткана из множества технологий, которые до мелочей отработаны в других областях — например, в сфере мобильной электроники и телематики. В 2012 году мировой рынок решений и услуг для «подключенных» автомобилей составлял 13 млрд евро, а через шесть лет он утроится, прогнозирует Ассоциация GSM. И это только начало, потому что пока речь в основном идет о решениях и услугах в области информирования и развлечения водителей и пассажиров «подключенных» автомобилей. Но на подходе — более серьезные применения. Например, технология V2V («vehicle to vehicle», или «от машины к машине») позволит автомобилям самим координировать свои маневры на дороге даже без участия водителей, помогая избегать аварийных ситуаций. А технология V2I («vehicle to infrastructure», или «от машины к инфраструктуре») — коммуницировать с дорогой (которая благодаря вмонтированным в нее сенсорам и датчикам тоже должна значительно «поумнеть»), а также «умными» светофорами и дорожными знаками. Важно и то, что «подключенные» автомобили — это самая короткая дорожка к созданию надежных «безводительских» транспортных средств.

Ведущие мировые автопроизводители, несмотря на весь консерватизм, который свойствен отрасли в целом, уже включились в гонку по «подключению» своих автомобилей к сети, и резоны для этого у них имеются: мобильные гаджеты задали высокие стандарты удобства и функциональности, так что пользователю все сложнее мириться с бедностью цифровой «начинки» такого сложного технического устройства, как автомобиль. В США, например, почти половина покупателей новых легковых автомобилей делают свой выбор, принимая во внимание прежде всего возможности бортовой цифровой техники, а не технические характеристики самого транспортного средства.

К 2018 году примерно каждый третий из сошедших с конвейера автомобилей будет «подключенным» к интернету и получит встроенный телематический блок, прогнозирует Ассоциация GSM

Пояснить преимущества «сетемобиля» лучше всего на практических примерах. Возьмем обыденную ситуацию: автомобилист ищет место для парковки в городе. Казалось бы, невелика проблема. Однако в масштабах всего мегаполиса она выглядит пугающе: доводилось видеть статистику о том, что до трети автомобилей, передвигающихся по центру города, на самом деле уже достигли своего места назначения, однако вынуждены кружить по прилегающим улицам в поисках парковки, «нагружая» тем самым и без того плотный трафик. Свободные места при этом почти всегда имеются, просто нужно знать — где. «Сетемобиль» будет это знать. Более того, водителю даже не придется парковаться самому. Он просто выйдет из машины, где ему удобно, и прикажет своему «умному» автомобилю найти место для стоянки (голосом, выбором соответствующей опции из меню бортового компьютера, а то и с помощью специального приложения на смартфоне). Автомобиль сам свяжется с сервером оператора парковки через интернет, получит сведения о незанятых местах (в асфальт под парковочными местами вмонтированы подключенные к интернету датчики), сам подъедет к ближайшему и займет его.

Скажете, фантастика? Отнюдь. В США уже работают компании, предоставляющие подобную услугу (например, Streetline), — правда, пока наполовину в «ручном» режиме: водитель, воспользовавшись мобильным приложением, находит свободное место и сам ведет машину к нему. Но функция автоматической парковки уже входит в опции, предлагаемые ведущими автопроизводителями, а на нынешней выставке Consumer Electronics Show в Лас-Вегасе демонстрировались концепты автомобилей, способных искать незанятые места самостоятельно.

Мозг на связи

Этот простой пример иллюстрирует важную качественную перемену, которая должна будет случиться — и уже происходит! — с автомобилем: из средства передвижения он превращается также в средство обработки, передачи и потребления информации. Так же как мобильные телефоны эволюционировали до смартфонов — автомобиль тоже станет «смарт».

Процесс уже идет. На звание «подключенных» сейчас претендуют автомобили модели S от Tesla Motors, Renault с установленной опцией R-Link, некоторые модели Audi, Ford, BMW, Lexus, Toyota, General Motors и др. Продажи пока невелики: суммарно — несколько миллионов штук в год. К тому же их цифровые возможности ограничиваются встроенной навигацией, умением воспроизводить музыку из интернета да контролем состояния бортового аккумулятора (если это электромобиль). Однако все это скоро станет стандартом и для бюджетного сегмента. Между тем автопроизводители твердо встали на путь наращивания сетевых возможностей автомобилей.

Почти наверняка реализация новых функций «подключенного» авто будет происходить с помощью приложений, которые можно установить на бортовой компьютер. Весьма скоро появятся интернет‑магазины автомобильного программного обеспечения — наподобие тех, которыми пользуются сегодня владельцы смартфонов и планшетов. Пока еще автоприложения позволяют лишь прокладывать маршрут, заказывать пиццу и бронировать места на парковке, но завтра им доверят руль и тормоза. Эксперты ожидают, что именно здесь — в приложениях и сервисах — будут обращаться самые большие деньги сегмента «подключенных» авто.

Гиганты ИТ и автопрома уже вовсю взялись за формирование этого рынка — где порознь, а где сообща. Понятно, что мозгом «подключенного» автомобиля будет служить бортовой компьютер, работающий под управлением одной из массовых операционных систем. Компания Google совсем недавно сформировала промышленный альянс Open Automotive Alliance, включающий многих крупных автопроизводителей (Audi, GM, Hyundai и др.), которые планируют устанавливать на свои авто операционную систему Android. Между тем концерн Ford разработал систему Ford Sync на основе Microsoft Windows. А Apple помогает автопроизводителям интегрировать в автомобильные системы свою iOS.

Способ передачи данных изобретать не нужно. Так, доступ в интернет посредством стандартов связи четвертого поколения (4G) гарантирует не только высокую скорость передачи данных, но и надежность соединения даже при быстром передвижении. К примеру, в моделях Chevrolet с 2015 года поддержка 4G станет обязательной.

Концепция «подключенного» автомобиля предполагает связь и с другими участниками движения, находящимися поблизости. Эту задачу решают более специализированные виды коммуникаций — уже упомянутые «от автомобиля к автомобилю» (V2V) и «от автомобиля к инфраструктуре» (V2I). Термины эти пока еще мало кому знакомы, поскольку сама идея таких коммуникаций остается во многом экспериментальной. Но скрывается под ними знакомый всем и каждому Wi-Fi: он покрывает расстояние в сотню метров, а поддержка его отполирована производителями цифровых устройств до блеска.

Так что в самих элементах, из которых складывается концепция «подключенного» автомобиля, нет ничего особенно инновационного: все давно проверено и отлажено. Новизна начинается, когда речь заходит о том, как и для чего это можно применить.

Абсолютный контроль

Первоочередными функциями «подключенного» автомобиля станут те, что давно хотелось, но не удавалось реализовать в автомобиле обычном. Владелец получит больше контроля над своим автомобилем — как бы далеко он от него ни находился. Взгляните на BMW i3, продажи которого стартуют нынешней весной. Его можно контролировать через приложение, установленное на смартфоне или даже на «умных» часах (вроде Galaxy Gear). И уже не имеет значения, отошли вы на сто метров или находитесь в другом полушарии. Можно узнать, закрыты ли двери, насколько разряжен аккумулятор, включить кондиционер или обогрев салона, наконец, определить точное местоположение машины.

2014-02-setemobil-01

А как вам идея превратить автомобиль в кошелек на колесах? Кто сказал, что средство платежа обязательно должно быть маленьким и умещаться в бумажник? Зачем возиться с наличными или банковскими карточками, если автомобиль сможет «сам» расплачиваться за покупки и услуги, которые потребуются владельцу, — будь то оплата за проезд по платной дороге или заправка топливом на АЗС. Машина сама установит контакт с терминалом оплаты и перечислит требуемую сумму. В этом направлении активно работают, в частности, BMW и Volvo, но основная трудность здесь, как ни странно, не технического характера (собственно механизм бесконтактных и безналичных платежей давно отработан на пластиковых картах), а психологическая: необходимо преодолеть сопротивление водителей, убедить их в безопасности превращения автомобиля в платежный инструмент.

Технология V2V, позволяющая автомобилям «общаться» друг с другом, тоже на подходе. Ожидается, что уже до конца десятилетия значительная часть транспортных средств будет оснащена V2V-передатчиками. Во время движения такой автомобиль постоянно транслирует в эфир сведения о собственном местоположении, скорости и направлении, состоянии дорожного полотна, встреченных на дороге препятствиях и проч. И одновременно «слушает» передачи автомобилей, находящихся поблизости от него. В результате каждое авто «знает», что происходит вокруг него, даже если видимость нулевая, — и предупредит человека в случае опасности. Для повышения безопасности на дорогах ведутся опыты и по оснащению подобными передатчиками пешеходов (одна из перспективных идей — научить смартфоны генерировать такой сигнал). Важно, что впервые за много лет испытаний технология наконец готова шагнуть на дорогу где-то еще, кроме вечно бегущей впереди Японии: в США в этом году планируется публикация регулятивных требований для коммерческой реализации V2V.

Пока некоторые приложения для автомобильных бортовых компьютеров позволяют лишь прокладывать маршрут, заказывать пиццу и бронировать места на парковке, но завтра им доверят руль и тормоза.

Безопасность движения в эпоху «подключенного» автомобиля вообще имеет шанс вырасти беспрецедентно. Помимо того что автомобиль сам будет контролировать ситуацию вокруг себя, за ним — раз уж он находится на постоянной связи с интернетом — смогут запросто проследить уполномоченные органы. Для чего ставить фотокамеры и радары на дорогах, если можно заставить каждую машину самостоятельно сообщать в ГИБДД, например, о превышении скорости, потенциально опасном маневре или пьяном хозяине? Не каждый водитель сочтет такую перспективу приятной, но, во-первых, выбора у нас, скорее всего, не будет (попросту заставят, приняв соответствующий регламент), а во-вторых, это может удешевить страховку: ведь резко уменьшившаяся вероятность попасть в аварию приведет к корректировке страховых коэффициентов.

А вот чем большинство автолюбителей наверняка воспользуются с удовольствием, так это возможностью дистанционно контролировать исправность автомобиля. Уже сегодня в каждом современном авто имеется диагностический разъем, к которому специалисты техсервиса подключают специальный прибор, чтобы узнать о состоянии агрегатов и узлов машины. В ближайшие годы процедуру диагностики универсализируют (возложат ее на плечи приложений, работающих в бортовом компьютере) и автоматизируют, так что снятая информация будет доступна водителю прямо на приборной панели, а параллельно отправится в сервисный центр, где автомобиль обслуживается. В результате о неполадках в двигателе, например, можно будет узнать значительно раньше, чем они себя проявят. Автовладельцу, вероятно, даже не потребуется ничего изучать: сервисный центр, получив от бортового компьютера сообщение о замеченной проблеме, пришлет СМС с предложением заехать на техобслуживание в удобное время. Прогноз тут весьма оптимистичный: уже через пару лет четверть продаваемых автомобилей будет оснащена подобными системами мониторинга.

Пригодится, впрочем, постоянная связь с внешним миром и автомобилям, в которых человек от управления отстранен, — самоуправляемым авто, разрабатываемым сейчас всеми ведущими производителями. Трудно сказать, чей робокар въедет в автосалоны первым — одного из партнеров Google или, например, Tesla Motors (основатель компании Элон Маск пообещал решить задачу за три следующих года). Но, без сомнения, каждый робокар будет использовать интернет-соединение и разновидности V2V. И не только для уточнения маршрута, но и чтобы сделать процесс движения эффективней. Ведь человек, вообще говоря, мешает эффективному дорожному движению. Роботы за рулем не только смогут быстрее и правильнее реагировать на дорожную обстановку, но и потратят на поездку меньше времени и бензина.

К примеру, собрав сведения о движении перед собой, оценив состояние светофоров и дорожные знаки, робокар может слегка сбросить или добавить скорости, чтобы успеть к следующему перекрестку как раз в тот момент, когда там загорится «зеленый». Таким образом он не только избежит бесполезной остановки и последующего разгона сам, но и поможет более эффективно двигаться соседям. Дорожные службы тоже смогут и будут участвовать в управлении трафиком, собирая информацию от участников движения и в реальном времени реагируя на нее: меняя режим работы светофоров, освобождая новые полосы, варьируя разрешенную скорость. Опыты с подобными, как их называют, интеллектуальными транспортными системами в развитых странах уже ведутся, но когда львиная доля участников движения будет состоять из «подключенных авто», возможности по организации эффективного дорожного движения вырастут многократно. Результат? Сэкономленное время, топливо, нервы, наконец, меньше вредных выхлопов.

А наибольшей экономии можно достичь, если отказаться от содержания личного автомобиля вовсе. Но не пересесть на общественный транспорт, а пользоваться услугами сервисов каршеринга — современной реинкарнации проката. Идея эта стремительно завоевывает популярность, в частности, у обитателей перегруженных западных мегаполисов. Вместо обычной поездки в офис прокатной конторы, возни с кучей бумаг, ограничений на минимальный срок аренды и прочего вы запускаете на смартфоне приложение, которое подсказывает вам ближайшуюкаршеринговую стоянку, отправляетесь туда, открываете и заводите свободный автомобиль имеющимся у вас электронным ключом (а может быть, и с помощью смартфона) — и пользуетесь. Схема выгодна со всех сторон: быстро, просто, вы платите только за время проката, которое начинается буквально с одного часа. Эта услуга уже коммерчески успешна на Западе (проекты Zipcar, Relay Rides и др.), но в эпоху «подключенного» авто она станет еще удобней и, вероятно, дешевле: например, автомобиль можно будет вызвать прямо к дому, вместо того чтобы идти до стоянки пешком.

За связь без брака!

Разумеется, на пути к «подключенному» автомобилю хватает и препятствий. Так, есть объективная проблема с совместимостью продуктов от разных вендоров, что сильно мешает, например, популяризации V2V.

Можно спрогнозировать и целый ворох трудностей, связанных с кибербезопасностью «подключенных» машин. Хакеры обязательно освоят новую криминальную профессию киберугонщика автомобилей или специалистов по несанкционированному перехвату управления транспортным средством. Ведь бортовой компьютер, постоянно подключенный к интернету, с точки зрения злоумышленников, мало чем отличается от обычной персоналки: получив к нему доступ («взломав»), уже сегодня на некоторых автомобилях можно активировать тормоза, отключить двигатель или спустить давление в шинах — и все это прямо во время движения! Специалисты Intel Security (бывшая McAfee), которые одними из первых обратили внимание на цифровую автобезопасность, говорят так: средний современный автомобиль содержит шесть миллионов строк компьютерного кода — а значит, есть и ошибки, которыми могут воспользоваться взломщики или вирусы. Обновление автомобильного программного обеспечения должно стать рутинной операцией, частью регулярного технического обслуживания. Не за горами и появление программ для защиты автомобилей от вирусов и хакерских атак.

Один из вызовов — обеспечить кибербезопасность «сетемобилей». Ведь хакеры обязательно освоят новую криминальную профессию киберугонщиков или специалистов по несанкционированному перехвату управления транспортным средством

Однако опасность исходит и от самого водителя. Ситуация смешная и грустная одновременно: насыщение автомобиля цифровыми технологиями означает неизбежный переход от привычных рычажков и кнопок к виртуальным элементам управления, отображаемым на дисплеях. Вот только приспособиться к новым органам управления будет не просто. Человек, видите ли, привык знать, какой рычаг за что отвечает, — и действовать не задумываясь, механически: ведь не задумываетесь же вы, включая «поворотник»! А вот на дисплей необходимо обращать внимание, отвлекаться от дороги. И не случайно во многих странах пользование посторонними электронными устройствами во время вождения запрещено почти полностью, за исключением разве что GPS-навигаторов.

Отсюда задача: организовать простой канал взаимодействия между водителем и электроникой автомобиля, не повредив удобству и безопасности. Как это сделать и можно ли? Никто не знает, но опыты идут — одновременно в нескольких направлениях. Полезную информацию, например, можно выводить прямо на лобовое стекло (так пробует Audi), а «джойстиком» сделать глаза человека (компьютер следит за направлением взгляда) или его речь (распознавать голосовые команды, как Apple Siri или Google Now). Впрочем, некоторые разработчики (например, в компании Volkswagen) уверены, что на визуальные сигналы водитель реагирует медленнее, чем на тактильные или акустические либо их комбинации. Связано это, вероятно, с тем, что зрительный канал у человека, управляющего автомобилем, уже «загружен». Следовательно, автомобилю предстоит стать умнее, чтобы донести до человека необходимую информацию и понять его реакцию.

Интеллекта в любом случае много не бывает. Энтузиасты концепции «подключенного» автомобиля взахлеб перечисляют идеи, которые можно будет реализовать, когда первые трудности — с оснащением автомобиля компьютерами и связью — будут преодолены. Например, можно научить машину оценивать степень занятости водителя — и, если человека опасно отвлекать от дороги, автоматически перенаправлять входящие звонки на автоответчик. А еще — автоматически распознавать (либо узнавать через интернет от других машин или самой дороги) и обращать внимание человека на важные дорожные знаки впереди. Случись авария — самостоятельно оповестить спасателей, сообщив им координаты и состояние людей в салоне. Да что езда! Рано утром «подключенный» автомобиль сможет оценить степень загруженности дороги до работы и отсрочить сигнал будильника (тоже «умного» и подключенного к сети) на полчасика, дав хозяину понежиться в постели дольше обычного.

Важно то, что все это в принципе осуществимо уже сейчас, а эксплуатация «подключенного автомобиля» не связана с необходимостью получения каких-то особых разрешений (как это обстоит в случае с робокарами, например). Поэтому эксперты ждут взрывного роста популярности connected car в следующие пять–десять лет. Подключаемся?

Начать дискуссию