С 11 марта 2014 года в магазинах нельзя будет продавать пол-литровую водку дешевле 199 рублей, а с 1 августа – дешевле 220 рублей. Подорожали также коньяк и бренди. В итоге доходы бюджета вырастут в этом году еще на десятки миллиардов рублей. Но вот легальная водка в рознице, на самом деле, будет стоить не меньше 245 рублей, посчитали эксперты.
С 11 марта в России вступает в силу приказ Росалкогольрегулирования о повышении минимальной розничной цены на водку, коньяк и бренди. Теперь пол-литровая бутылка не может стоить в магазинах дешевле 199 рублей. До вчерашнего дня водку в российских магазинах можно было продавать по 170 руб. за пол-литра. И это только первое повышение в этом году. С 1 августа официальная минимальная цена на водку вырастет снова – до 220 рублей.
«Ценообразование на бутылку водки формируется вовсе не так, как полагает государство при расчете минимальной розничной цены»
В отличие от водки, цены на коньяк и бренди повысятся в этом году только один раз: минимальная розничная цена коньяка вырастет с 280 до 322 рублей за бутылку 0,5 литра. Цена бутылки бренди в рознице составит минимум 293 рубля вместо прежних 250.
Кроме того, Росалкогольрегулирование установило, что цена водки, разлитой в тару объемом от 0,375 литра до 0,5 литра, будет равна цене водки в пол-литровой бутылке.
Необходимость пересмотра цен на крепкую алкогольную продукцию в Росалкогольрегулировании объясняли увеличением в 2014 году ставки акциза на алкоголь крепче 9% с 400 до 500 руб. за 1 литр безводного спирта, а также ростом цен на зерно и виноград, плюс тарифов на электричество и газ.
Однако, на самом деле, водка по 199 рублей в магазинах – это по большей части нелегальная продукция промышленного производства. А на 100% легальная бутылка водки теперь будет стоить минимум 245 рублей в рознице, говорит газете ВЗГЛЯД директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз.
«Ценообразование на бутылку водки формируется вовсе не так, как полагает государство при расчете минимальной розничной цены. Есть отпускная цена с завода: сегодня это 33 рубля. Плюс акциз, который сейчас составляет 100 рублей. С этой суммы взимается 18% НДС, это еще 24 рубля к цене. Получается 157 рублей. Дальше начинается оптовая и розничная накрутки. Государство почему-то считает, что оптовик может наценить 5%, хотя у него только накладные расходы составляют 10%. В реальности оптовая наценка не 5%, а минимум 20%, а это еще 31,4 рубля. Итого получается 188,4 рубля. Далее розница, которая меньше 30% никогда нигде не наценивает. Отсюда и получается, что легальная водка будет стоить в магазинах минимум 245 рублей», – подсчитывает Вадим Дробиз.
В прошлом году и до сегодняшнего дня, когда официальная минимальная цена за пол-литра водки была 170 рублей, в реальности легальная бутылка водки в рознице стоила 200 рублей, отмечает собеседник газеты ВЗГЛЯД. А вот нелегальная водка, по его словам, как правило, продается, большей частью, по официальной минимальной цене, установленной государством.
«Государство проводит чисто фискальную политику, отнимает деньги у тех, кто готов платить за легальную продукцию», – говорит Дробиз.
По его словам, у государства появился интерес к алкогольному рынку после того, как в результате кризиса в конце 2008 года рухнули цены на нефть и газ. А экспортные доходы от продажи энергоносителей являются главной статьей доходов бюджета. «До этого никакого фискального интереса не было, потому что акцизы с алкоголя занимали лишь 1–2% в бюджете», – говорит Дробиз.
Однако теперь государство неплохо зарабатывает на повышении акцизов на алкоголь. «В 2008 году абсолютно легальная бутылка водки стоила 100–110 рублей. Сегодня на 100% легальная бутылка водки стоит 245 рублей. То есть стоимость легальной бутылки водки с 2009 года выросла в цене почти в 2,5 раза», – указывает эксперт.
С 2009 года государство стало собирать более чем в два раза больше акцизов в деньгах. В 2012 году собрали акцизов со всего алкоголя на 250 млрд рублей, в 2013 году – на 310 млрд рублей, а в этом году соберут еще на 40 млрд больше, то есть около 350 млрд рублей.
«Остаются лояльные к легальной дорожающей водке потребители, которые и помогают государству. В 2013 году потребители уже окончательно и бесповоротно разделились на два лагеря: 30 млн человек покупает легальный крепкий алкоголь, а более 30 млн – подпольный, нелегальный и суррогатный алкоголь. И больше никаких изменений не будет. В прошлом году мы оказались на дне ямы и остановились. Теперь негативные изменения будут в секторе подпольной, нелегальной и суррогатной продукции. Промышленно произведенная нелегальная водка тоже дорожает, и она все больше будет замещаться откровенно кустарной продукцией. Хуже просто некуда», – говорит Вадим Дробиз.
Легализовать рынок алкоголя практически невозможно, что понимают и власти, потому что в России алкоголь дороже как минимум в пять раз, чем в любой стране Западной и Восточной Европы относительно доходов граждан.
«В прошлом году легальная водка стоила минимум 200 рублей. Возьмем не минимальную зарплату в России – 5600 рублей, а 8000 рублей, на которые можно было купить лишь 40 бутылок водки. У немецкого безработного пособие составляет около 1000 евро, на которое можно купить более 220 бутылок самой дешевой водки, которая стоит в Германии 4,5 евро. Разница более чем в пять раз», – рассказывает Дробиз.
Он замечает, что в Европе тоже есть нелегальная продукция, но она занимает не более 10% рынка. «А у нас, если взять за 100% все, что выпивают россияне, то легальная продукция занимает всего 35% рынка, а остальные 65% рынка – это нелегальная продукция. Сюда входит и нелегальная водка промышленного производства, и откровенный суррогат, включая кустарное производство», – говорит собеседник газеты ВЗГЛЯД.
Стоит сказать, что акцизы на алкоголь повышаются с 1 января, следом увеличивается минимальная розничная стоимость продукции. Однако в этом году минимальная розничная стоимость бутылки крепкого алкоголя была увеличена только с 11 марта. «Я думаю, что по социальной причине. Государству безразлично, потому что акциз по новой ставке оно собирает уже с 1 января. Но власти дали народу два праздника – 23 февраля и 8 марта – провести по старым ценам. То есть потребителя защитили», – резюмирует Дробиз.
Начать дискуссию