Управление персоналом

Внешние признаки эффективного теста

Некоторые специалисты в стремлении сэкономить покупают популярные книги по психодиагностике или заимствуют у коллег рекомендованный ими тест, по которому "все так наглядно видно". Но это не значит, что результатам, полученным по подобному тесту, можно доверять. О том, как должен выглядеть адаптированный и лицензированный тест, рассказывает доктор психологических наук, научный руководитель центра '»Гуманитарные технологии'' Александр Георгиевич ШМЕЛЕВ.

Опубликовано в журнале Кадровое дело №6, 2003

Некоторые специалисты в стремлении сэкономить покупают популярные книги по психодиагностике или заимствуют у коллег рекомендованный ими тест, по которому "все так наглядно видно". Но это не значит, что результатам, полученным по подобному тесту, можно доверять. О том, как должен выглядеть адаптированный и лицензированный тест, рассказывает доктор психологических наук, научный руководитель центра '»Гуманитарные технологии'' Александр Георгиевич ШМЕЛЕВ.

В развитых странах все профессиональные и психологические тесты проходят сертификацию - независимую экспертизу специалистами. И продавать эти сертифицированные тесты разрешается не каждому, а только специалистам, имеющим особую лицензию - на право работы в качестве практического психолога.

К сожалению, в нашей стране подобная организация дела находится в начальной стадии.

Сегодня рынок наводнен многочисленными "пиратскими" версиями западных тестов. Как правило, их производят дилетанты в области психометрики, которые сами полагают, что достаточно просто перевести на русский язык тестовые задания и тест будет работать. На самом же деле сырой перевод западного теста в России не работает никогда!
Таким образом, если вам пытаются "всучить" какой-нибудь западный тест с громким названием, разберитесь, кто именно, какая научная организация провела работу по адаптации этой версии теста и в чем заключалась эта работа.

Дадим нашим читателям какие-то хотя бы поверхностные ориентиры, по которым они могут судить о том, являются ли тесты, предложенные им, научными (а значит, эффективными) или не являются?

1. Наличие приложенного к комплекту методических материалов "лицензионного паспорта" (или лицензионного соглашения), в котором указаны легальные права и обязанности лицензиара (изготовителя и владельца методики) и лицензиата (пользователя методики); наличие в этом лицензионном паспорте ссылок на сертификацию методики в определенных научно-профессиональных организациях.

2. Наличие в инструкции к методике полного перечня комплектующих материалов и реальная полнота комплекта (к сожалению, чаще всего наши пользователи тестов располагают лишь обрывками случайно отксеренных где-то и кем-то тестовых материалов). Типовой комплект включает следующий минимум:
- инструкцию по применению с научным обоснованием и сведениями об опыте использования и психометрических свойствах теста (надежность, валидность, репрезентативность, стандартизация); инструкцию по проведению, включая стандартную инструкцию испытуемому;
- перечень тестовых заданий (тестовый буклет);
- бланк-протокол;
- инструкцию по обработке бланка-протокола, включая ключи для подсчета количественных показателей (тестовых баллов);
- инструкцию по интерпретации результатов, включая пороговые количественные показатели (тестовые нормы).

3. Наличие в инструкции по применению и в научном обосновании ссылок на авторов теста (или научную организацию), включая точные адреса и телефоны, а также информацию об условиях распространения (в том числе коммерческого распространения).

4. Указание на то, какой именно контингент испытуемых (по численности, возрасту, полу, образовательно-профессиональным параметрам) участвовал в стандартизации (опытной эксплуатации) теста.

5. Количественно-статистические данные (в виде величин коэффициентов корреляции) об эффективности прогноза определенных показателей деятельности с указанием размеров выборок, интервала прогноза (между тестом и съемом критериального показателя), смысла избранного критериального показателя.

Конечно, вышеприведенные требования к комплектации бланкового (некомпьютерного) теста ориентировочны, то есть приблизительны. Но для читателя, не искушенного в использовании тестов, важно подчеркнуть: даже если вы вдруг встретили тест, снабженный всеми вышеперечисленными атрибутами профессионально-изготовленной методики, - это не означает, что ответственность за результат тестирования перекладывается тем самым на разработчика теста. Ответственность в области профессионального тестирования лежит на том, кто проводит тест. Это-то многие начинающие пользователи и не учитывают.

Именно поэтому, с моей точки зрения, их посещает вредная иллюзия, что можно небрежно относиться к подбору методик, использовать ненадежные, невалидные, будто бы за результаты в данном случае отвечает кто-то другой. Нет! Именно потому, что за результаты отвечаете вы сами, а не разработчик, вам придется разбираться в тестах и выбирать из массы поделок (и подделок) немногие настоящие.

Внимание! на сервере Клерк.Ру открыт раздел тесты

 

Начать дискуссию