Управление персоналом

Когда закрутить гайки? Неформальные отношения мешают развитию бизнеса

На старте бизнеса формальности в отношениях людей только мешают делу. Никто особенно не представляет, как надо строить компанию, все делают все, энтузиазм и сплоченность команды гораздо важнее правил и процедур. Постепенно компания растет и вынуждена меняться: первая болезнь роста, которую переживает любой бизнес, - это преодоление хаоса неформальности.

Александр Цакунов

На старте бизнеса формальности в отношениях людей только мешают делу. Никто особенно не представляет, как надо строить компанию, все делают все, энтузиазм и сплоченность команды гораздо важнее правил и процедур. Постепенно компания растет и вынуждена меняться: первая болезнь роста, которую переживает любой бизнес, - это преодоление хаоса неформальности.
В маркетинговой компании "Качалов и коллеги" инструкция для менеджеров по организации семинара состоит из 800 пунктов. Требования включают проверку температуры в помещении, чистоты проектора, исправности выключателя света. Кроме всего прочего менеджер должен убедиться, что на столах имеются четыре фломастера разных цветов. Помимо этого в инструкцию включены также алгоритмы действий при неудовлетворении каких-нибудь требований. К такой детализации требований в компании пришли не сразу - еще четыре года назад эта же инструкция состояла из семи пунктов.

В компании все формализовано до предела: даже специалист по творческим решениям ограничен 25 требованиями к своей работе. Каждый сотрудник, поднимая трубку, независимо от должности должен представиться и сказать одну из двух фраз: "Чем я могу быть вам полезен? " или "Что я могу для вас сделать? ".

Обычно предприниматели начинают задумываться о формализации бизнес-процессов и отношений в коллективе, когда замечают, что их приказы слишком долго обсуждаются и не всегда выполняются. "Я чувствую, что прежнее панибратство мешает дальнейшему развитию компании", - говорит Александр Ермошин, директор компании "Корса АС", который именно подошел к необходимости формализации отношений в компании.

Еще пять лет назад неформальность отношений в компании всех устраивала. "Тогда мы дружно после работы шли к метро и обсуждали варианты развития бизнеса, - говорит Ермошин, - причем было неважно, кто предлагал новые идеи - секретарь, инженер или генеральный директор". Сейчас ситуация изменилась. Уровень исполнительской дисциплины уже не соответствует задаче развития бизнеса.

В компании "Академия приключений" примерно та же проблема. "Со временем я заметил, что процент успешно проведенных переговоров с клиентами стал снижаться, причем довольно быстрыми темпами, - рассказывает директор компании Максим Громов. - Тут я понял, что пришла пора завязывать с неформальностью". В "Академии приключений" были описаны должностные инструкции каждого работника. На перестройку ушло около 2 - 3 месяцев. После этого процент успешно проведенных дел восстановился.

Елена Юферова, руководитель отдела кадрового консалтинга компании "Евроменеджмент", выделила несколько важнейших симптомов, которые указывают на то, что бизнес переживает кризис неформальности.

Компания становится неуправляемой. На ранних этапах все задания своим подчиненным дает директор. Когда число подчиненных растет, директор уже не в силах запоминать, что кому было приказано делать. Начинается путаница: появляются дублирующие и взаимоисключающие приказы. В результате директор ловит себя на мысли, что он уже не понимает, что происходит в компании.

Ухудшается управление ресурсами. Они утекают сквозь пальцы. С одной стороны, чувствуется, что деньги вроде есть: оборот большой, но, с другой стороны, под конкретно поставленные задачи средств не хватает.

Проблема со временем. Исполнители перестают вписываться во временные рамки. Все чаще возникают авралы, когда сотрудники работают днями и ночами. Постепенно это становится обычной практикой.

Конфликты в коллективе. Поскольку сотрудники не справляются с текущей работой, компания дополнительно набирает людей, более профессиональных, чем те, что работают с основания бизнеса. Начинается "холодная война" между профессионалами и "дедами". Социально-психологический климат ухудшается. Повышается конфликтность, и тогда перестают работать все.

Марк Федин, президент компании BKG, бывший военный, говорит, что формализовать отношения в компании ему помог его опыт службы в Военно-морском флоте. "Там все регламентировано: каждый знает, что ему нужно делать", - добавляет он.

Когда он пришел в компанию, в ней было 15 человек и был принят неформальный стиль работы: все занимались всем. После того как количество работающих начало увеличиваться, ситуация стала выходить из-под контроля: на переговорах присутствовало много консультантов, в результате чего клиенты, желая узнать, как идут дела по их проекту, не знали, к кому обращаться. Тогда и было принято решение жестко разграничить должностные обязанности. "Тем более мы же консалтинговая компания: мы должны опробовать на себе то, что предлагаем клиентам", - говорит Федин.

Александр Островский, директор компании "Инвитро", видит проблему также в том, что на разных этапах развития бизнеса нужны разные люди: процессуалы (их также иногда называют процессниками) и целевики. Если первым нравится процесс поиска цели, то вторым - процесс ее достижения. Сам Островский так объясняет между ними разницу: "Допустим, нам нужно найти клад. Процессуалы - те люди, которые будут обсуждать, где копать, пробуя то тут то там. Когда же примерное нахождение клада будет определено, ни один процессуал не захочет копать - им это не интересно. Их надо будет заменить на целевиков, которым надо будет поставить цель: где, как и сколько копать".

По мнению Островского, необходимо четко определить тот момент, когда надо заменить одних на других. Как правило, такой момент наступает, когда в компании начинаются проблемы с реализацией принятых решений. "Вроде уже все цели определили, уже сто раз обсудили, а вот все никак не начнем работу" - так он описывают ситуацию "смены".

В то же время слишком усердствовать в формализации тоже не стоит. По мнению Громова, излишне строгие компании могут просто не суметь подстроится под постоянно изменяющийся рынок из-за своей жесткости. С ним согласен Ермошин: "Мне становится смешно, когда я вижу, что человек на второй день существования своей компании делает себе отдельный кабинет, сажает секретаря и устанавливает приемные часы".

КАК ПРАВИЛЬНО "ЗАТЯНУТЬ ГАЙКИ": Описать бизнес-процессы. Например, в описании процесса продажи должен быть хорошо прописан вход в процесс (поиск клиента) , выход (передача клиента менеджеру) и результат (+ 1 клиент).

Распределить зоны ответственности. Для каждого сотрудника должны быть описаны должностные обязанности и ответственность. Например, продавец обязан искать клиентов и ответственен за то, чтобы их заинтересовать.

Определить правила поведения в компании. Это уже те "мелочи", которые надо описывать в корпоративном кодексе. Например, установить норму опозданий или запретить пить чай на рабочем месте. Это немаловажная часть ужесточения правил, иначе предыдущие два могут не сработать: профессионалы с описанными бизнес-процессами будут постоянно отлучаться с рабочего места или же опаздывать на полдня.

Начать дискуссию

Банки

Центробанк будет оперативно рассматривать сообщения об ошибочном включении в реестр мошенников

Те, кто по ошибке попал в список Центробанка, смогут оспорить это решение и разблокировать возможность проводить денежные переводы.

На сотрудников из стран ЕАЭС тоже надо подавать уведомление в миграционную службу

При приеме на работу иностранцев из стран ЕАЭС, надо уведомлять управление по вопросам миграции МВД о заключении с ними трудовых или гражданско-правовых договоров.

Как оспорить решение трудовой инспекции: разъяснения Роструда

На портале Госуслуги можно запустить процедуру досудебного обжалования решений Роструда.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Высокий кредитный рейтинг — не обязательное условие одобрения кредита

С высоким персональным кредитным рейтингом (ПКР) не всегда одобрят кредит.

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур. Прогноз налогового инженера

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

Медицина

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция 

Начиная с 2022 года Российский бизнес испытывает жесткое санкционное давление, которое не обошло стороной  медицину. Несмотря на это, отечественная экономика не впала в рецессию, а наоборот получила мощный стимул для развития, но проблем у бизнесменов добавилось.

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция 
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

С 24 июля начнут принимать заявки на отсрочку от службы в армии

IT-специалисты с 24 июля по 6 августа могут подать заявление об отсрочке на портале Госуслуги.

Первичные документы

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Сегодня электронные перевозочные документы (ЭПД) уже используются наравне с бумажными, а Минтранс планирует в ближайшие годы перевести в «цифру» до 90% документооборота в сфере логистики. Многие компании, в том числе лидеры рынка, предпочли не ждать, когда ЭПД станут обязательными, и перейти на новый стандарт по собственной инициативе. Нужно ли следовать их примеру? Как перейти с бумажных перевозочных документов на электронные? Какие решения может предложить Айтиком? Рассказываем в статье. 

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Агрегаторы компенсируют ущерб таксистам и курьерам

Цифровые платформы занятости будут обязаны отчислять в компенсационный фонд минимум 3 млн рублей. Из этих средств будут выплачивать деньги курьерам и таксистам, если их права будут нарушены агрегаторами.

❗ На мелкие налоговые долги не будут высылать требования

Налоговое требование на сумму менее 500 рублей формировать не будут.

Менеджер маркетплейса на договоре ГПХ отсудила у него 1,3 млн за вынужденный простой

Суд восстановил незаконно уволенную сотрудницу маркетплейса и взыскал с площадки более 1,3 млн рублей за вынужденный простой.

Все новые правила ведения КУДиР и составления декларации на УСН уже в обновленном курсе «Клерка»

Изменения 2024 года только вступили в силу, а мы уже записали уроки по тому, как с ними работать. Научитесь правильно заполнять КУДиР и декларацию на УСН в соответствии с требованиями налоговой в 2024 году на курсе «Главный бухгалтер на УСН». Вы освоите профессию с нуля, систематизируете и актуализируете свои знания.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

15 курсов бухгалтера для ИП: обучение с нуля

Вести бухгалтерию индивидуального предпринимателя не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Существуют специальные курсы, на которых начинающие предприниматели и будущие бухгалтеры научатся выбирать систему налогообложения и минимизировать риски. А также работать с кассой, платить зарплату, автоматически формировать и сдавать отчетность. 

15 курсов бухгалтера для ИП: обучение с нуля
НДФЛ

Необлагаемый лимит для НДФЛ с депозитных процентов будет несгораемым для длинных вкладов

НДФЛ с процентов от долгосрочных вкладов будут считать по-новому.

Возмещение расходов на предупредительные меры: что и как можно вернуть

До 31 июля можно подать в СФР заявление и вернуть расходы на предупредительные меры: путевки на лечение сотрудников, медосмотры и многое другое. Разбираемся, какие расходы можно вернуть и какие документы для этого понадобятся. 

Возмещение расходов на предупредительные меры: что и как можно вернуть
Общество

В Таиланд можно отправиться без визы на 60 дней

Временный режим безвизового въезда в Таиланд стал постоянным.

Импортозамещение: решение 1C:ERP — альтернатива SAP в России

Импортозамещение стало ключевым направлением экономической политики России из-за глобальных изменений на мировой арене. Компании стремятся найти надежные и функциональные аналоги иностранным системам управления бизнес-процессами. Одна из таких систем — 1C:ERP, которая предлагает равноценную альтернативу широко известному SAP. 

Импортозамещение: решение 1C:ERP — альтернатива SAP в России

Стандартные налоговые вычеты на детей вырастут в два раза

На второго ребенка родители смогут получить стандартный налоговый вычет по НДФЛ в размере 2,8 тысяч рублей, а на третьего и последующего — 6 тысяч.

Криптовалюта

Лучшие криптообменники Екатеринбурга

Сегодня многие ищут способы купить криптовалюту* в Екатеринбурге, и сделать это можно с помощью крипто-бирж, P2P-сервисов и крипто-обменников. Для тех, у кого в приоритете — анонимность, предпочтительным является последний вариант. Так, криптовалютные обменники не требуют от клиентов никакой другой информации, кроме номеров крипто-кошельков и ников Telegram (для обратной связи с оператором)!

Лучшие криптообменники Екатеринбурга

Интересные материалы

За бесплатную раздачу продуктов питания могут отменить НДС и налог на прибыль

Депутаты собираются освободить компании от НДС и налога на прибыль за товары, которые отправили на благотворительность.