Управление персоналом

Тест на стресс

Слово «стресс» на страницах прессы сегодня встречается едва ли не чаще, чем слово «секс». И лишних доказательств тому, что он весьма опасен, похоже, не требуется. Затрагивая, как правило, трудоспособную часть населения, стресс сказывается на экономических показателях. То есть из области проблем личности стремительно перебирается в область бизнеса.

КАРЕН ГАЗАРЯН

Слово «стресс» на страницах прессы сегодня встречается едва ли не чаще, чем слово «секс». И лишних доказательств тому, что он весьма опасен, похоже, не требуется. Затрагивая, как правило, трудоспособную часть населения, стресс сказывается на экономических показателях. То есть из области проблем личности стремительно перебирается в область бизнеса.

Все поголовно

В благополучной и расслабленной Европе, согласно исследованию, проведенному агентством по подбору персонала Kelly Services, 27% жителей подвержены стрессу на работе, который они оценивают как сильный или очень сильный. Чем благополучнее и спокойнее страна, тем сильнее стресс у населяющих эту страну менеджеров среднего звена.

33% работающего населения Швеции и Швейцарии испытывают жестокий стресс. За ними следуют норвежцы с 31%, которым в затылок дышат немцы и французы (28%), улыбчивое, поющее и насвистывающее население Италии, тем не менее, подвержено стрессу на 26%, в надежно защищенной штаб-квартирой НАТО Бельгии этот показатель чуть ниже— 24%, и еще ниже на родине Гамлета— в Дании: 22%. В матушке-России, население которой считается одним из самых печальных и несчастливых в мире, производственный стресс испытывают, как ни странно, лишь 24% опрошенных. Цифра эта кажется удивительной, однако, вероятно, следует учитывать особенности национального менталитета: изнеженные европейцы способны впасть в глубочайшую депрессию от заоконного пейзажа и вымрут все до одного, если внезапно отключат горячую воду.

Русский же человек большинство как внешних, так и экзистенциальных раздражителей не видит в упор вообще. С учетом этой национально-культурной особенности уровень стрессорности российского бизнеса следует считать все же весьма и весьма высоким.

Наиболее подвержены стрессу работники менеджмента, сферы услуг и продаж, а значит — средний и малый бизнес. У стресса есть объективные и субъективные причины. Последние легко минимизировать или даже вовсе исключить, отсеивая в процессе собеседования кандидатов, страдающих жестокими депрессиями и маниями. От объективных причин никуда не деться: чем специфичнее бизнес, тем выше уровень стрессорных ожиданий. Внедряясь на рынок товаров и услуг, доверху забитый конкурентами, вы обрекаете себя на стресс.

Продвигая уникальный продукт, вы нервничаете: а вдруг он никому не нужен? Добившись успеха, вы переживаете, не будет ли он мимолетным.

Проверяющие и контролирующие органы терзают вашу душу тем сильнее, чем более малым и средним является ваш бизнес. Как бороться со всеми этими факторами, вызывающими стресс?

Праздник победы

Тамара Ачба, менеджер по маркетингу российского отделение Kelly Services, считает: «На мой взгляд, основные способы минимизации стресса включают: а) изучение потенциальных агентов стресса, то есть анализ и предвидение возможных трудностей; б) управление ожиданиями сотрудников: подготовка коллектива к вероятным сложностям, выработка алгоритмов решений; в) планирование мероприятий по снятию стресса для команды, таких как teambuilding, общие торжественные собрания по награждению лучших работников и так далее». Тренеру-консультанту школы менеджеров «Арсенал» кандидату психологических наук Николаю Лепехину эта проблема видится оптимистической трагедией: «Для того чтобы избежать разрушительного стресса (дистресса по терминологии Ганса Селье), необходимо закладывать в работу, а может быть и даже в бизнес-процесс этап празднования успеха, то есть переживания победы над очередными трудностями и напрягами. Но важно, чтобы этот праздник не превратился в дистресс для организма, например, при перепитии. Другой способ заключается в том, чтобы рабочий процесс создавал возможности для удовлетворения ведущих потребностей человека на уровне личности: рост компетенции, статуса, признание заслуг, сопереживание, самоуважение, принадлежность к референтной группе. Особенно ярко переживается победа над стрессом, когда удовлетворяется потребность в достижениях, познавательная потребность, потребность в принадлежности к команде. Именно поэтому регулярное командное празднование успеха в различных формах — наилучшая профилактика разрушительных стрессов». У директора по развитию ГК «Институт тренинга АРБПро» Марии Воллиной почти конфуцианский подход: «Если мы не можем изменить обстоятельства, мы можем изменить свое отношение к ним».

Стар и млад

Отношение к пожарной инспекции, которая является с проверками раз в три месяца или реже, изменить легче, чем отношение к сослуживцам, которые маячат перед глазами каждый день. Причем дело тут вовсе не во взаимной личной неприязни. Установлено, что работники старшего и даже пожилого возраста испытывают стресс ввиду того, что начальство и большинство коллег вдвое их моложе, боятся сделать что-нибудь не так и прослыть старыми маразматиками, у них рефлекторно повышается уровень ответственности, выглядят они беспокойными и даже взвинченными: глаза горят, руки трясутся, они боятся, что окружающие заподозрят у них болезнь Паркинсона, Альцгеймера и «пляску святого Витта», и от этого испытывают небывалый, ни с чем не сравнимый стресс. Что делать руководству компании, учитывая, что с политкорректностью, толерантностью и борьбой с эйджизмом в России дела обстоят хуже, чем в Бельгии? Николай Лепехин видит выход в подчеркнутом внимании и поощрении подобных сотрудников: «Дистресс возникает у работника, если положительные стороны его работы игнорируются, тогда как ответственность за неудачный результат прямо или косвенно приписывается только ему.

Возникает ощущение бессмысленности и зависимости от неблагоприятных внешних обстоятельств. Наилучшая профилактика такого стресса — систематические указания руководителя на положительные моменты». Примерно о том же говорит Мария Воллина: «Какие-либо специальные процедуры для избавления от стресса выглядят искусственно. Это ложится на плечи сотрудника и вызывает дополнительный стресс. Руководству компании следует думать над тем, как создать такие условия, чтобы сотрудники максимум энергии тратили на работу, а не на избавление от негативных переживаний. Человек может быть эффективен только в том случае, если он функционирует с адекватным уровнем стресса, который является стимулом к деятельности, а не разрушает ее».

Хвосты накапливаются

Уровень стресса, который является стимулом к деятельности,— очень загадочное понятие. Мы все много слышали и читали о трудоголиках. Это люди с сосредоточенными лицами, ушедшие в себя. Прикасаться к ним в минуты тягостных раздумий — все равно, что браться руками за оголенный провод. Одно загляденье пролистывать годовые отчеты, вышедшие из-под их пера, читать написанные ими приказы, разглядывать размашисто подписанные накладные. Закончив работу глубоко за полночь, усталые, но довольные они направляются домой. Там ждет жена, и все не может дождаться. Жена и сама испытывает стресс, и через некоторое время просыпается от крика супруга: глаза горят, руки трясутся, лоб в испарине. Является врач, который после беглого осмотра заявляет: «У вашего мужа стресс, нервное перенапряжение. Он много работает.

Мы имеем дело с кумулятивным эффектом». Вот и вся эффективность. Причина такой эффективности — не в фанатичной преданности делу. «Кумулятивный стресс образуется,— говорит Николай Лепехин,— если „хвосты” прежних стрессовых ситуаций накапливаются. Конечно, корпоративный психолог может справиться с такой ситуацией, но лучше, если руководитель вспомнит, что его роль состоит не только в постановке задач, а еще и в формировании индивидуальной мотивации каждого сотрудника. Но это уже проблема лидерства». А значит, немного другая история.

Начать дискуссию