Поднебесная становится важным испытательным полигоном западных концернов по получению энергии из океана. Береговая линия Китая дает идеальные возможности для развития альтернативы традиционному топливу – газу и углю. Потенциальный научный рывок создает реальную угрозу для богатых традиционными ресурсами стран, таких как Россия.
На сегодня существует три основных метода получения энергии из океана. Это использование энергии приливов и отливов, так называемые приливные электростанции, которые строят, как правило, на берегах морей и океанов, где уровень воды меняется дважды в сутки. Второй метод – это преобразование энергии морских волн в электроэнергию, так называемые поплавковые волновые электростанции. Третий метод – это выработка электроэнергии из холодных и теплых слоев океана, т.н. океанические тепловые электростанции.
«Попытки Китая освободиться от газовой и нефтяной зависимости благодаря альтернативным источникам энергии реальны. Но вопрос, конечно, какой ценой»
Найти коммерчески выгодный способ использовать море или океан для производства электроэнергии пытаются многие страны. Особенно активно стараются в ЕС, где частные компании за последние семь лет инвестировали в общей сложности около 825 млн долларов в развитие океанской энергетики. Минэнерго США поддерживает несколько предприятий, исследующих тихоокеанское побережье. У Чили, Австралии и ряда других стран также есть свои проекты в этой области.
Китай впереди планеты всей
Однако многие считают, что именно Китай будет иметь ключевое значение для развития этого направления альтернативной энергетики. Береговая линия Китая в 11 тыс. миль является идеальным местом для того, чтобы испытать и коммерциализировать океанские энергетические технологии, пишет WSJ.
«Китай находится впереди других в области развития технологий морской энергии», – говорит WSJ старший советник по окружающей среде и изменению климата Организации Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) Димити де Бур. C 2010 года Пекин уже потратил около 1 млрд юаней или примерно 160 млн долларов на исследование в области морской энергии, говорит WSJ бывший глава комитета по океанской энергии Китайского общества возобновляемых источников энергии.
Китай активно наращивает свои расходы на развитие этих технологий, а западные компании, в том числе американская Lockheed Martin, создают совместные предприятия с китайцами и проводят испытания нового оборудования в КНР.
Так, ровно год назад Lockheed Martin при сотрудничестве с фирмой Reignwood Group из Гонконга пообещала построить у южных берегов Китая крупнейшую в мире ОТЕС-электростанцию, позволяющую получать энергию из разницы температур воды в глубине океана и на его поверхности. К этому июню они намерены определиться с местом строительства 10-мегаваттной станции в Азии. Десять мегаватт достаточно для питания около 10 тыс. западных домохозяйств.
Эта станция будет давать постоянный поток электричества стоимостью около 15 центов за киловатт-час. Это дороже, чем электричество от атомной электростанции, но уже дешевле выработки электричества морскими ветровыми турбинами, оцениваемой в 22 цента (данные США). Океанские энергетические проекты могут производить электричество дешевле, чем ветряные электростанции, соглашается де Бур.
При этом в Lockheed считают, что если построить в десятки раз больше таких генераторов, то проект будет экономически и технически более жизнеспособным.
Пекин уже выделил 3,3 млн долларов для технико-экономического обоснования этого проекта. Но на строительство такой электростанции уйдет по меньшей мере 10 лет. Между тем первые результаты позволяют говорить о том, что такие станции будут пригодны для использования на мелководье у китайских, корейских и европейских берегов.
Правительство Нидерландов и консорциум из восьми голландских компаний, включая Arcadis и Strukton Groep, также на берегах Китая разрабатывают проект получения энергии из океана, который, по их словам, мог бы поставлять столько электричества, сколько два с половиной больших ядерных реактора стоимостью 30 млрд долларов.
Еще одна компания – Atlantis Resources – в прошлом году подписала договор с китайской компанией Dongfang Electric Machinery о производстве недорогих подводных турбин, способных производить 1,5 МВт. А в этом году Atlantis планирует установить недалеко от Шанхая крупнейшую приливную электростанцию для испытательного проекта китайского правительства. Компания также договорилась с Lockheed вместе работать над совершенствованием конструкций турбин, которые должны находиться на морском дне.
Этой осенью Atlantis уже начала строительство крупнейшей приливной электростанции в Европе. Используя сотни генераторов на морском дне, эта станция должна обеспечить электроэнергией 200 тыс. домов в северной Шотландии.
Традиционные источники не уйдут
Тем временем производители традиционной энергии явно недовольны возможностью роста альтернативных источников и пытаются бороться как только возможно. Так, британскому изданию Telegraph стало известно, что британский премьер Дэвид Кэмерон на следующих выборах намерен выступить против ветряных турбин в Англии для того, чтобы заручиться поддержкой провинциальных консерваторов, которые не хотят видеть в сельской местности ветряные электростанции. Кэмерон взамен предлагает делать ставку на сланцевый газ и атомную энергию.
В целом производителям традиционных источников энергии, конечно, есть чего бояться. С каждым годом доля альтернативных источников в мире растет. По данным МЭА, в 2012 году общий объем электроэнергии, которая вырабатывается с помощью возобновляемых источников энергии, вырос на 8,2% по сравнению с 2011 годом. Особенно это касается солнечных батарей и ветряных электростанций.
Германия является одной из главных тестовых площадок для изучения ветряной и солнечной энергии. Страна упорно пытается показать всему миру, что отказаться от не возобновляемых источников энергии, загрязняющих окружающую среду, возможно, а в долгосрочной перспективе это будет и выгодно.
Однако в полной мере альтернативные источники энергии не могут заменить традиционные. Та же Германия до сих пор остается крупнейшим в Европе покупателем российского газа. Показателен также пример высокотехнологичной Японии, которая хотела отказаться от атомной энергии после аварии на «Фукусиме», однако в реальности сделать это оказалось не так-то просто. Япония может включить как минимум треть своих атомных реакторов, а то и больше, сообщает Reuters.
До землетрясения и цунами, разрушивших АЭС «Фукусима» в 2011 году, в Японии работали 54 атомных реактора, которые обеспечивали 30% потребностей страны в электроэнергии. Шесть реакторов на этой станции теперь закрыты навсегда, еще 17 реакторов также не включат больше никогда. Однако 14 реакторов Япония намерена перезагрузить, и еще остается 17 реакторов, по которым решение пока не принято – включать их или нет.
«Альтернативные источники энергии пока слишком дорогостоящие для массового применения»
«Попытки Китая освободиться от газовой и нефтяной зависимости благодаря альтернативным источникам энергии реальны. Неоднократно было замечено, что все новейшие разработки привлекают Китай, и он работает над ними, достигая успеха. Но вопрос, конечно, какой ценой и через какое время», – говорит газете ВЗГЛЯД первый вице-президент «Российского союза инженеров» Иван Андриевский.
Недостатки альтернативной энергии
А цена энергетической независимости может быть высокой. Во-первых, отмечает эксперт, когда идет речь о бизнес-разработках, вопрос экологии отходит на второй план, особенно в Китае. Во-вторых, альтернативные источники энергии пока слишком дорогостоящие для массового применения. В-третьих, получение «зеленой» энергии еще недостаточно опробовано и является несовершенным. В пример можно привести первую волновую генерацию, созданную в Португалии в 2008 году. Она просуществовала всего два месяца из-за неоптимального оборудования. И этот проект заморожен до сих пор. И в целом, добыча такой электроэнергии нестабильна, например, волны могут быть большими или маленькими и т.п.
«Плохо изучено и влияние альтернативных генераций на экологию Земли. Например, обсуждается серьезная проблема эрозии почвы в зонах, где стоят ветрогенераторы. Или массовое применение электростанций, использующих силу приливов, может повлиять на период вращения Земного шара», – говорит Андриевский.
Кроме экологических, технических и коммерческих недостатков получения такой энергии, имеются еще и транспортные проблемы. Транспортировка энергии из океана на материк является слишком дорогостоящей и требует дополнительных исследований, говорит эксперт. Другой вариант – переселить тех, кто живет рядом с океаном или морем. «Это означает, что рынок недвижимости прибрежных отелей будет терять доход и инвестиционную привлекательность. Волновые электростанции могут помешать якорным стоянкам, коммерческой и спортивной ловле, не говоря уже о традиционных отдыхающих», – говорит Андриевский.
Ситуация в России
Что касается России, то альтернативная гидроэнергетика у нас пока является по большей степени экспериментальной. Правда, эксперименты в этой области начали проводиться еще при советской власти. На побережье Баренцева моря с 1968 года действует экспериментальная Кислогубская ПЭС (приливная электростанция). Это первая и единственная приливная электростанция России. Она состоит на государственном учете как памятник науки и техники. На 2009 год ее мощность составляет 1,7 МВт.
На этапе проектирования находится Северная ПЭС мощностью 12 МВт. В советское время эта сфера активно развивалась. Тогда были разработаны проекты строительства ПЭС в Мезенской губе (мощность 11 тыс. МВт) на Белом море, в Пенжинской губе и в Тугурском заливе (мощностью 8 тыс. МВт) на Охотском море. Однако в настоящее время статус этих проектов неизвестен, за исключением Мезенской ПЭС, включенной в инвестпроект РАО «ЕЭС». Между тем Пенжинская ПЭС могла бы стать самой мощной электростанцией в мире – ее проектная мощность была заявлена в 87 ГВт.
Впрочем, у современной России есть собственные успехи. Так, на Курильских островах начали осваивать геотермальные источники. У подножия вулкана Баранского на острове Итуруп в Сахалинской области в 2006 году была построена океанская геотермальная электростанция, которая находится в непосредственной близости к Тихому океану. Ее мощность – 2,5 МВт.
Екатеринбургская компания RusEnergy является одним из лидеров малой гидроэнергетики в России. Компания в 2013 году на выставке в Шанхае всему миру продемонстрировала линейку волновых генераторов емкостью от 160 Ватт до 3 кВатт (планируется источник и в 1 МВатт).
Однако в большей степени в России развиваются «гибридные» проекты – дизель-солнечные электростанции и биогазовые станции. Даже когда премьер Дмитрий Медведев недавно заговорил об обеспечении Крыма альтернативными источниками электроснабжения, он привел в пример именно мобильные газотурбинные электростанции.
«Это говорит о многом. Неразвитость альтернативных источников энергии в России вызвана обилием традиционных энергоресурсов. Это главное, что тормозит развитие альтернативной и чистой энергетики в нашей стране. Кроме того, выбор источников энергии желательно производить на уровне регионов, а не по разнарядке правительства. Только регионы знают, какие источники энергии им нужно развивать», – резюмирует Иван Андриевский.
Начать дискуссию