Малый и средний бизнес

Потому что мы — русские

Все истории про российский автопром похожи на несмешные анекдоты. С одной и той же моралью: губит людей не пиво. Губят апломб, невежество и незаработанные деньги.

Все истории про российский автопром похожи на несмешные анекдоты. С одной и той же моралью: губит людей не пиво. Губят апломб, невежество и незаработанные деньги.

Обыкновенно люди затевают стартап по одной из трех причин. Оттого что в крови бурлят адреналин и тестостерон, в голове роятся гениальные идеи, и если не начать срочно что-то делать, то просто разорвет на части. Потому что до смерти достало работать не так, как правильно, а как предписывают нормативы, регламенты и вековые, дедами завещанные традиции. Наконец, просто из-за того, что в кошельке завелись лишние деньги и хорошо бы потратить их с пользой и сделать при этом что-нибудь интересное. Каждая из этих причин порождает свой подход, свои ожидания и свои риски. Но в России существует и четвертая: «Потому что мы — русские».

Когда Михаил Прохоров взялся за пресловутый теперь «Ё-мобиль», никто толком не усомнился в серьезности этой затеи. Хотя поводов для скепсиса хватало: тут тебе и суперконденсаторы, и модульная платформа, и роторный двигатель на природном газе, три кузова, сверхсовременная электроника — и все это по рекордно низкой цене. Казалось бы, автомобильные журналисты, придиры из придир, которым то подвеска слишком мягкая, то руль вялый, то швы у сидений не так прострочены, могли бы и усомниться. Не усомнились. Сделаем — высший сорт, утрем носы даймлерам и бенцам. Почему? Потому что русские.

Когда эпический проект «Маруся» канул в Лету, оказалось, что за всю его историю Николаю Фоменко удалось продать четыре машины. Результат, между прочим, неплохой: чтобы купить такое чудо, нужно быть либо большим оригиналом, либо большим патриотом. Особенно учитывая отсутствие каких-либо гарантий того, что оно поедет. Только от избытка совсем уж шальных денег можно решиться на такую покупку. Впрочем, как и содержать КБ из пятидесяти человек при такой статистике продаж.

Но не в деньгах счастье. Смог же соучредитель Microsoft Пол Аллен, утомившись от компьютеров, запустить космический корабль SpaceShipOne. Почему бы Прохорову, уставшему прожигать жизнь в Куршавеле, не сделать автомобиль? Потому что он — русский.

Да-да, я не шучу. И я вовсе не русофоб. Судите сами. Аллен поручил разработку SpaceShipOne Берту Рутану — гуру мирового авиастроения, привлек Ричарда Брэнсона — человека, лучше всех в мире разбирающегося в коммерциализации полетов, и компанию Scaled Composites, которая с начала 1980-х годов занимается проектированием инновационных летательных аппаратов. Михаил Дмитриевич же поручил свой проект белорусской компании «Яровит», занимающейся лицензионной сборкой грузовиков, — команде, в которой никто, включая главного конструктора, никогда не проектировал легковой автомобиль. Ни электрический, ни роторный, ни самый что ни на есть традиционный — никакой вообще. Про пятьдесят московских конструкторов «Маруси» вообще никто никогда не слышал, пока не потребовалось искать им новую работу. Оцените, как говорится, разницу в подходе.

Мне довелось несколько раз пересечься с обоими этими проектами. И каждый раз я выносил из общения ощущение удивительного апломба и некомпетентности собеседников одновременно, стремления обогнать на одной ноге весь мировой автопром, не вникая в то, что именно у этого автопрома сделано и как это делается. И так ведь очевидно, что делается неправильно и что мы заведомо можем лучше. Почему? Потому что мы — русские.

А еще поразило стремление сэкономить. Автопром, вообще говоря, довольно прижимист: конкуренция деньгами бросаться не позволяет, машина почти всегда — изделие на грани рентабельности. Но на разработку средств не жалеют. Много не наваришь, а риск ничего не сделать или, что то же самое, не сделать в срок либо сделать хуже, чем у других, от такой экономии растет как на дрожжах. «Ё-мобиль» и «Маруся» охотно закупали китайскую ноунейм-электронику, белорусских программистов и отечественный софт, очевидно исходя из принципа «Что немцу смерть — русскому сгодится». Да и сама идея набирать автомобильных инженеров в таких «известных» центрах мировой автоиндустрии, как Москва и Минск, говорит о многом.

Это вообще очень по-русски — подбирать исполнителей либо потому, что «свои», либо потому, что «дешево». Взять и сэкономить на разработчиках («Какая от них польза?»), а поприжатое вложить во что-нибудь надежное и вечное — например, в завод. Инвестиция с точки зрения бизнеса спорная, чтобы не сказать дурацкая: чего-чего, а пустующих заводов на Руси пруд пруди. Но люди уходят, спиваются и теряют мотивацию, инженерные решения копируются и устаревают, а земля и ангары — ценность непреходящая. В них в случае чего можно колбасу варить или арбузы складывать.

У проектов Пола Аллена, Элона Маска, Михаила Прохорова и Николая Фоменко много общего. Их затеяли либо скучающие миллионеры в «неродных» себе областях, либо на деньги скучающих миллионеров (в случае с Фоменко). Во все очень много инвестировано, и даже суммы примерно похожие. Но SpaceShip — летает, Tesla — ездит, а «Маруся» и «Ё» отправляются на свалку, где уже гниет немало добра: «Мишка», «Сталкер», «Ока-2», «Надежда», «Барс» и прочие отечественные поделки, интересные и не очень.

У всех этих агрегатов есть три общие черты, предопределившие итоговый результат: ярко выраженное намерение изобрести велосипед, категорическое нежелание оглядываться на чей-либо опыт и, наконец, бюджет, сформированный из каких угодно денег, кроме лично выстраданных. Где бы они ни делались — от Минска до Тольятти и от Петербурга до Ульяновска, — ими занимаются случайные люди, непричастные и не желающие быть причастными к европейскому, азиатскому или американскому автопрому, но почему-то уверенные, что у них-то точно получится лучше всех.

На этом безрадостном фоне новость о возрождении концерном Nissan марки Datsun на платформе «Лада Калина» выделяется, как золотой самородок в угольной шахте. Ага! Ведь можем же, когда захотим!

Каждый, кому довелось видеть оригинальный продукт АвтоВАЗа, знает: нет, не можем. Это японцы могут. Могут сделать сносный бюджетный автомобиль даже из того, что довелось получить в наследство от чиновников, бандитов, нетрезвых халтурщиков и кулибиных-самоучек. Потому что не выбрасывать же в помойку то, за что «уплочено». Своими, кровными. Потому у них нет ни понтов, требующих сделать все по-своему, ни случайных денег, зато есть профессионализм и опыт, опыт, опыт. Потому что они, черт бы их побрал, японцы.

Проекты «альтернативного» российского автопрома

Ё-МОБИЛЬ

2014-05-11-0

Хронология

Первоначальный бюджет проекта — 150 млн евро — впоследствии вырос до 450 млн. Стоимость проведенных за четыре года НИОКР сама компания оценила в «несколько миллионов евро». Компания «Ё-Авто» за время работы собрала 215 тыс. предварительных заявок. В процессе реализации проект сталкивался со срывом сроков практически на всех важных этапах — выпуска предсерийной партии, проведения эксплуатационно-сертификационных испытаний, начала производства. Завод по производству «Ё-мобилей» начали строить в 2011 году в санкт-петербургском индустриальном парке «Марьино», сдача в эксплуатацию была запланирована на 2012 год, однако впоследствии ее перенесли на конец 2014-го. Начальный объем годового выпуска планировался на уровне 20 тыс. автомобилей. Однако уже в апреле этого года стало известно, что проект закрыт. Разработчики «Ё-мобиля» по договору передали всю конструкторскую документацию и исключительные права на ноу-хау по разработке кузова и шасси ФГУП «НАМИ»; сумма сделки была символической — 1 евро.

Автомобиль

Концепция: легковой городской гибридный автомобиль в ценовом диапазоне 450–490 тыс. рублей (к моменту закрытия проекта стало понятно, что реальная его цена в рознице может составлять примерно 1 млн рублей).

Технические характеристики. Выпуск автомобиля предполагался в нескольких вариантах кузова — хетчбэк, кроссовер, фургон. В основе конструкции лежала стальная рама с кузовом из полипропиленового композитного материала. Силовая установка — газобензиновый двигатель и электрическая трансмиссия.

Marussia

2014-05-12-0

Хронология

В своей бизнес-модели Marussia Motors делала ставку на любителей эксклюзивных «заряженных» спорткаров и автоэкзотики. «Основная инновация в том, что мы можем теперь производить автомобили со сменными кузовами — как производят телефоны со сменными корпусами», — говорил Николай Фоменко в 2009 году, презентуя концепты моделей В1 и В2 своего спорткара. Параллельно уже в то время компания разрабатывала платформу для кроссовера («серия F»). С 2010 года она готовила площадку для мелкосерийной сборки объемом 1,5–3 тыс. автомобилей в год (на заводе «Снежинка» в Москве) и прорабатывала вопрос производства за рубежом (в частности на финском автозаводе Valmet Automotive). Однако даже до выпуска предсерийной партии дело не дошло. Тем не менее Marussia Motors довольно плотно присутствовала в информационном поле. В частности, открыла шоу-рум в Монте Карло, а с 2009 года стала официальным партнером одной из команд «Формулы-1» (Marussia Virgin Racing, с 2012 года — Marussia F1 Team). По непроверенным данным, за все время существования проекта было продано 4 спорткара. С середины 2013 года Marussia Motors испытывает серьезные проблемы с финансированием.

Автомобиль

Концепция: первый российский серийный спорткар премиального класса в ценовой категории от 100 тыс. евро.

Технические характеристики. Конструкция «модульного» типа — унифицированная платформа, стальная пространственная рама, сменные кузова из углепластика. Задний привод, снаряженная масса — 1 100 кг. Двигатель (для B2) — Cosworth (Великобритания), 450 л. с., разгон 0–100 км/ч — за 3,2 сек., коробка передач — АКПП, 6-ст.

«МИШКА» («ТУЛЯК»)

2014-05-12-1

Хронология

Прототип малобюджетного автомобиля «Мишка» разработан специалистами «АСМ-Холдинг» и ФГУП «НАМИ» в 1999 году. «Одобрение типа транспортного средства» было получено для него в 2008-м. «Наш продукт полностью готов, мы можем начинать производство хоть с высокого, хоть с низкого старта», — говорил в интервью «Бизнес-журналу» в 2009 году Анатолий Карпов (тогда — председатель совета директоров компании). Площадку для производства «Тула-Мишка-Москва» искала с 2005 года. В качестве вариантов в разное время рассматривались комбайновый завод в Туле и ЗИЛ. В 2012-м выпущена небольшая партия — до 50 машин — методом стапельной сборки; автомобили были проданы по цене 195 тыс. рублей. С тех пор компания о своих дальнейших производственных планах не сообщала.

Автомобиль

Концепция: малобюджетный «народный» автомобиль особо малого класса («А») в ценовой категории 165–185 тыс. рублей.

Технические характеристики. Модельный ряд: универсал, фургон, пикап, автомобиль для инвалидов. В основе конструкции — каркас из низколегированной стали, пластиковые панели. Передний привод, снаряженная масса — 860 кг. Двигатель — МеМЗ (Мелитопольский моторный завод, Украина), 1,3 л, 70 л. с., стандарт — «Евро-3».

Расход топлива — 5,8 л / 100 км, максимальная скорость — 150 км/ч.

Коробка передач — МКПП, 6-ст. Конструкция «Мишки» отличалась высоким уровнем (до 75%) узлов и агрегатов автомобилей «Ока», «Славута», «Таврия» и семейства ВАЗ, что позволяло обслуживать автомобиль на существующих СТО.

Начать дискуссию

Высокий кредитный рейтинг — не обязательное условие одобрения кредита

С высоким персональным кредитным рейтингом (ПКР) не всегда одобрят кредит.

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур. Прогноз налогового инженера

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

Медицина

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция 

Начиная с 2022 года Российский бизнес испытывает жесткое санкционное давление, которое не обошло стороной  медицину. Несмотря на это, отечественная экономика не впала в рецессию, а наоборот получила мощный стимул для развития, но проблем у бизнесменов добавилось.

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция 

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

С 24 июля начнут принимать заявки на отсрочку от службы в армии

IT-специалисты с 24 июля по 6 августа могут подать заявление об отсрочке на портале Госуслуги.

Первичные документы

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Сегодня электронные перевозочные документы (ЭПД) уже используются наравне с бумажными, а Минтранс планирует в ближайшие годы перевести в «цифру» до 90% документооборота в сфере логистики. Многие компании, в том числе лидеры рынка, предпочли не ждать, когда ЭПД станут обязательными, и перейти на новый стандарт по собственной инициативе. Нужно ли следовать их примеру? Как перейти с бумажных перевозочных документов на электронные? Какие решения может предложить Айтиком? Рассказываем в статье. 

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Агрегаторы компенсируют ущерб таксистам и курьерам

Цифровые платформы занятости будут обязаны отчислять в компенсационный фонд минимум 3 млн рублей. Из этих средств будут выплачивать деньги курьерам и таксистам, если их права будут нарушены агрегаторами.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

❗ На мелкие налоговые долги не будут высылать требования

Налоговое требование на сумму менее 500 рублей формировать не будут.

Менеджер маркетплейса на договоре ГПХ отсудила у него 1,3 млн за вынужденный простой

Суд восстановил незаконно уволенную сотрудницу маркетплейса и взыскал с площадки более 1,3 млн рублей за вынужденный простой.

Все новые правила ведения КУДиР и составления декларации на УСН уже в обновленном курсе «Клерка»

Изменения 2024 года только вступили в силу, а мы уже записали уроки по тому, как с ними работать. Научитесь правильно заполнять КУДиР и декларацию на УСН в соответствии с требованиями налоговой в 2024 году на курсе «Главный бухгалтер на УСН». Вы освоите профессию с нуля, систематизируете и актуализируете свои знания.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

15 курсов бухгалтера для ИП: обучение с нуля

Вести бухгалтерию индивидуального предпринимателя не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Существуют специальные курсы, на которых начинающие предприниматели и будущие бухгалтеры научатся выбирать систему налогообложения и минимизировать риски. А также работать с кассой, платить зарплату, автоматически формировать и сдавать отчетность. 

15 курсов бухгалтера для ИП: обучение с нуля
НДФЛ

Необлагаемый лимит для НДФЛ с депозитных процентов будет несгораемым для длинных вкладов

НДФЛ с процентов от долгосрочных вкладов будут считать по-новому.

Возмещение расходов на предупредительные меры: что и как можно вернуть

До 31 июля можно подать в СФР заявление и вернуть расходы на предупредительные меры: путевки на лечение сотрудников, медосмотры и многое другое. Разбираемся, какие расходы можно вернуть и какие документы для этого понадобятся. 

Возмещение расходов на предупредительные меры: что и как можно вернуть
Общество

В Таиланд можно отправиться без визы на 60 дней

Временный режим безвизового въезда в Таиланд стал постоянным.

Импортозамещение: решение 1C:ERP — альтернатива SAP в России

Импортозамещение стало ключевым направлением экономической политики России из-за глобальных изменений на мировой арене. Компании стремятся найти надежные и функциональные аналоги иностранным системам управления бизнес-процессами. Одна из таких систем — 1C:ERP, которая предлагает равноценную альтернативу широко известному SAP. 

Импортозамещение: решение 1C:ERP — альтернатива SAP в России

Стандартные налоговые вычеты на детей вырастут в два раза

На второго ребенка родители смогут получить стандартный налоговый вычет по НДФЛ в размере 2,8 тысяч рублей, а на третьего и последующего — 6 тысяч.

Криптовалюта

Лучшие криптообменники Екатеринбурга

Сегодня многие ищут способы купить криптовалюту* в Екатеринбурге, и сделать это можно с помощью крипто-бирж, P2P-сервисов и крипто-обменников. Для тех, у кого в приоритете — анонимность, предпочтительным является последний вариант. Так, криптовалютные обменники не требуют от клиентов никакой другой информации, кроме номеров крипто-кошельков и ников Telegram (для обратной связи с оператором)!

Лучшие криптообменники Екатеринбурга

За бесплатную раздачу продуктов питания могут отменить НДС и налог на прибыль

Депутаты собираются освободить компании от НДС и налога на прибыль за товары, которые отправили на благотворительность.

УСН

Работать на УСН по-простому больше не получится: будут счета-фактуры, книга продаж, декларация НДС

ИП на УСН с доходом в 2024 году более 60 млн рублей автоматически становится плательщиком НДС с первых дней 2025 года. И даже если выбрать ставку 5% без права на вычет, придется оформлять счета-фактуры, формировать книгу продаж и сдавать декларацию по НДС.

Как учитывать расходы на обучение сотрудников для налога на прибыль

Если организация отправляет сотрудников на обучение, то, при соблюдении определенных условий, эти расходы можно учитывать при расчете налога на прибыль. Рассказываем, как это сделать.

Как учитывать расходы на обучение сотрудников для налога на прибыль

Интересные материалы

ЕФС-1 с Разделом 2 за первое полугодие 2024: как сдать отчет

Отчетность по «травматизму» подается в составе единой формы ЕФС-1. Рассказываем, как сдать отчет за полугодие 2024 года.

ЕФС-1 с Разделом 2 за первое полугодие 2024: как сдать отчет