Ведение бизнеса

10 способов «раскрутить» свое мобильное приложение

Написать свое приложение — это только полдела. Вторая половина — найти правильный путь к умам, сердцам и кошелькам пользователей. iBusiness предлагает проверенные рецепты успеха.

Правительство Москвы вчера официально представило свое приложение «Активный гражданин», соединенное с соответствующим сервисом. В мэрии говорят, что это такой электронный аналог референдума, которому нет аналогов в мире.

Начинание, безусловно, достойное. Но успех предприятия в немалой степени зависит от того, как приложение будет рекламироваться и сколько москвичей в итоге будет им пользоваться. Пока мэрия использует консервативные методы: рассылает пресс-релизы, проводит брифинги, рассчитывает на поддержку СМИ.

С учетом влияния большой государственной организации, этих методов может оказаться вполне достаточно. А как быть маленькой фирме, которая хочет распространять свои приложения — например, для взаимодействия с клиентами? Как быть программисту-новичку, который придумал что-то оригинальное и рассматривает продажу своего продукта в качестве главного заработка? Как быть тем, кто хочет использовать мобильные устройства миллионов людей для того, чтобы рассказывать о своих товарах, услугах и гениальных идеях?

Индустрия мобильных приложений уже выработала оптимальные пути к умам, сердцам и кошелькам пользователей. Вот десять эффективных способов продвижения, которые подойдут как новичкам в бизнесе, так и большим компаниям. Итак, вы написали приложение и разместили его в App Store, Google Play, Windows Phone Store или в другом специализированном онлайн-магазине. Что надо делать дальше?

1. Социальные сети и блоги

Шай Розенцвейг, сооснователь и операционный директор социальной сети для соседей Meetey, составил собственный список рекомендаций по продвижению для разработчиков мобильных приложений. На первом месте в этом списке — необходимость использовать все доступные каналы для того, чтобы рассказывать о своих продуктах всем знакомым. В первую очередь через интернет.

По мнению эксперта, разработчик должен сообщить о своей программе друзьям на Facebook и Twitter, написать посты о ней на нескольких блог-платформах, дать ссылки на эти посты на официальной странице своего проекта.

Идеальный пост для социальных сетей должен выглядеть так:

а) краткое описание функциональности приложения,

б) его скриншот,

в) ссылка с призывом «скачать в App Store».

Если пост будет коротким, информативным и содержать четкий призыв к скачиванию, то аудитория откликнется.

Недостаточно один раз анонсировать приложение. Им надо регулярно заниматься. Лучший способ поддерживать интерес к продукту — запустить блог, регулярно рассказывающий вашей потенциальной аудитории что-то, что ее интересует. Отличный пример — блог, который ведут разработчики приложения для бегунов RunKeeper.

2. Бумажные и электронные СМИ

Розенцвейг, как и многие другие аналитики, говорит, что успех приложения зависит от количества упоминаний о нем в СМИ. Конечно, рассказывать о каком-то заурядном приложении авторитетные общественно-политические издания не будут. А вот профильным СМИ это, как правило, интересно. Журналистам же надо о чем-то писать, верно? Вот и помогите им, расскажите об «изюминках» своего продукта. Только расскажите честно и подробно, без рекламных фокусов. Продвижение в СМИ лучше всего начать с популярных профильных онлайн-изданий: iPhone Application List, AppAdvice, 148Apps, MacWorld, The iPhone App Review, AppSpy.

И все же одних только профильных СМИ недостаточно. Эксперт подчеркивает важность публикаций в СМИ для широкой аудитории. Лучший способ продвинуть приложение через них — это регулярно публиковаться в качестве эксперта, комментирующего новостные события в наиболее близких отраслях. Разумеется, представляться надо именно как «создатель приложения…».

Не забывайте рассылать пресс-релизы. Чем больше в них будет конкретной, ясной и точной информации о вашем продукте, тем лучше. Чем больше будет эпитетов «уникальный», «отличный» и «потрясающий», тем хуже. Обязательно включите в свои пресс-релизы несколько скриншотов с пояснениями. Качество изображений должно быть достаточным не только для электронных, но и для печатных СМИ. Часто бывает, что журналист не имеет возможности опубликовать статью, но с удовольствием передаст ваш пресс-релиз коллеге из другого отдела.

3. SEO

Большинство пользователей обычно не ищет в интернете какое-то конкретное приложение. Чаще всего люди набирают в Google достаточно неопределенные запросы: «игра головоломка», «магазин одежды», «тексты песен», «как написать диплом», «частота пульса», «скачать бесплатно» или что-то в этом духе.

По этой причине разработчику очень важно указывать в описании своего продукта именно те ключевые слова и словосочетания, по которым его, скорее всего, будут искать. Эти же ключевые слова можно использовать в контекстных объявлениях. Несмотря на растущий скептицизм по поводу эффективности онлайн-рекламы, контекстные объявления по-прежнему хорошо работают.

Не думайте, что SEO — Search Engine Optimization — это только «оптимизация для поисковых систем». Оптимизация должна быть ориентирована на вашу целевую аудиторию. Помните, что весь ваш контент в конечном итоге предназначен для пользователей, а не для роботов Google. Не надо оптимизировать тексты до такой степени, чтобы живым людям стало трудно их читать.

4. Красивая история

Вам жизненно важно иметь интересную историю, которая стояла бы за процессом создания вашего продукта. Так считает Джонатан Сарагосси, основатель бесплатного конструктора сайтов IM Creator и сервиса AppSite — популярных сервисов, помогающих разработчикам в продвижении своих творений. Если у вас нет никакой истории, включите всю свою фантазию и придумайте что-нибудь впечатляющее.

Сарагосси считает, что «волшебная сила искусства» в данном случае позволяет пользователям почувствовать привязанность к новому приложению или сервису. Известно множество примеров, когда люди, воодушевленные какой-то легендой, добровольно и бесплатно рекламируют «привязанный» к ней продукт своим друзьям, знакомым, а то и чужим людям.

В вашей истории обязательно должны быть ответы на все возможные вопросы: 1) как пришла в голову идея создания приложения? 2) кто вдохновил программиста на разработку? 3) какие трудности возникали в ходе работы? — и так далее. История обязательно должна быть изложена на сайте сервиса, чтобы ее могли подхватить не только пользователи, но и журналисты — уж они-то всегда находятся в поиске интересных историй.

5. Телеканалы

Телевизионная реклама многим кажется ужасно дорогой и неэффективной. Но если разработчик приложения может позволить себе рекламировать свой продукт на телевидении (хотя бы на дешевых региональных, кабельных и интернет-каналах) — это замечательно. На самом деле телевизионные ролики эффективны! Поэтому эксперты из аналитической компании Localytics советуют использовать их без раздумий — конечно, если бюджет позволяет.

А если не позволяет? Тогда все равно сделайте свой проморолик — пусть даже самый простой. Вы можете снять его даже дома, с помощью смартфона (снимите свою убедительную речь, сидя за столом перед зеленой простыней) и «большого» компьютера (для обработки изображения и монтажа). Насладившись результатом, посмотрите на него глазами телезрителей. Исправьте ошибки, переделайте, если надо. Потом приготовьте две-три версии разной продолжительности, предварительно выяснив форматы самых доступных по ценам телеканалов. Поскольку мы говорим о продвижении приложений, вы можете использовать телевидение не только в вашем городе, но и во всем остальном мире.

Если платная реклама вас не устраивает, выложите свои проморолики в интернет, на все известные вам бесплатные сайты. Это пригодится, вот увидите.

По данным аналитиков Nielsen, до 40% пользователей смартфонов и планшетов держат их в руках, когда смотрят телевизор. И если они увидят заинтриговавший их ролик, то с большой вероятностью немедленно скачают приложение.

6. Сотрудничество с другими разработчиками

Шай Розенцвейг среди прочего рекомендует поддерживать активные связи с разработчиками других приложений. Дружеские отношения в конечном счете могут привести к тому, что разработчики будут встраивать в свои приложения рекламу друг друга — это своего рода бартер. Внутреннее кросс-продвижение интересно всем участвующим сторонам, подчеркивает эксперт.

Примеров такого сотрудничества уже много. Например, сервис для распознавания музыки Shazam рекламирует приложение Bravo и наоборот. Кроме того, пользователи Shazam могут получить доступ к премиальному контенту Bravo со скидкой.

7. Промокоды

Этот метод продвижения мобильных приложений часто не воспринимается всерьез. Тем не менее метод существует и использовать его нужно. Для каждой версии приложения, размещенного в App Store, пользователь может запросить до 100 промокодов. Каждый код может быть использован только один раз и в определенный период времени. А пользователь, скачавший приложение по промокоду, не может оставить на него отзыв.

В этом есть и плюсы, и минусы. Но промокоды — это еще и отличный самостоятельный инструмент для продвижения вашего приложения. Ссылки на коды вы можете отправлять журналистам и популярным блогерам — возможно, они это оценят. Кроме того, вы можете размещать коды в Twitter, устраивая таким образом специальные акции.

8. Встроенная функция Share

Зачастую разработчики мобильных приложений недооценивают значение встроенной в них кнопки «Share» или «Поделиться» — через Facebook, Twitter или «ВКонтакте». На самом деле с помощью этой чудесной кнопки довольно просто заставить пользователей рекламировать приложение друзьям абсолютно бесплатно. Представьте, что вы разработчик приложения-шагомера. Тогда вам прямая дорога в группы, посвященные здоровому образу жизни. Сделайте так, чтобы пользователь, который сегодня прошел (или пробежал) очень большое расстояние, мог в один клик сообщить об этом своим друзьям. Они сразу узнают не только о его хорошей физической форме, но и о вашем приложении.

Разработчики некоторых игр пошли еще дальше. Они предлагают игрокам поделиться ссылкой с друзьями на Facebook. За каждый клик игрок получает бонусные очки. А за эту виртуальную валюту можно купить внутри игры много ценных товаров. Хорошая идея? Подумайте, как ее применить к вашим задачам.

9. Громкий выход на рынок

О необходимости правильного выхода приложения на рынок говорят многие эксперты. Так, основатель Meetey рекомендует запускать приложение только после исправления всех багов — чтобы оно было идеальным. Пока программа не отлажена, не рекламируйте ее! Более того, изо всех сил старайтесь вообще не привлекать внимание к тому, что еще не готово и плохо работает.

Джонатан Сарагосси добавляет: в день запуска нужно провести «медийную атаку». Масштабную, массированную, не оставляющую вашему продукту ни одного шанса остаться незамеченным. Все рекламные посты в соцсетях и статьи в профильных СМИ желательно разместить в течение одних суток после запуска продукта. И одновременно нужно вывесить все рекламные баннеры. Это будет эффективнее, чем долгая, но вялотекущая рекламная кампания.

10. Умная ценовая политика

Сарагосси считает, что сразу после появления приложения в онлайн-магазинах его лучше сделать бесплатным. «Не нужно создавать еще один барьер между приложением и пользователями», — говорит эксперт. Впоследствии вы сможете перейти на модель freemium — пусть базовый функционал приложения будет бесплатным, а наиболее интересные функции станут доступны после оплаты. И только после того, как приложение станет приносить стабильный доход, можно выпустить новую платную версию, добавив в нее побольше полезных функций.

Как определить нужную цену? Для этого определите состояние рынка. Посмотрите, сколько уже существует программ, подобных вашей и обладающих сопоставимыми характеристиками. Если конкурентов много, назначайте предельно низкую цену. Если конкурентов мало, можно просить побольше. Если конкурентов вовсе нет, цена может быть очень высока — но только при условии, что ваше приложение: 1) полезно (в идеале — незаменимо) для решения какой-либо задачи в бизнесе или массовом хобби; или 2) в высшей степени привлекательно с эстетической точки зрения. Кстати, о количестве сопоставимых приложений и ценах на них вам лучше узнать до того, как вы приметесь за разработку. Вдруг именно то, что вы собираетесь сделать, давно сделал кто-то другой?

Начать дискуссию