Бизнес-психология

Эксклюзивный инкубатор

Понятие разумной организации рабочего пространства известно каждому еще со школьных лет: свет должен падать слева, письменные принадлежности должны находиться перед глазами, книги лучше поместить в правый верхний угол стола, а тетради — в левый и т. д. Не хуже, чем в школе, универсальные правила действуют на безбрежных корпоративных просторах, и с каждым годом идея оптимизации рабочего пространства с целью формирования благоприятного микроклимата в офисе находит все больший отклик в сердцах среднего класса.

КАРЕН ГАЗАРЯН

В одной знакомой профессорской семье жена, натура пылкая и домовитая, неустанно переставляла дома мебель. Ей хотелось перемен, но ее кругозор и поле деятельности были ограничены пространством семейного очага. И даже эта власть была неполной: в кабинете профессора категорически воспрещалось что-либо менять. За это жена прозвала кабинет «музеем-квартирой» и мстительно зафиксировала это определение на бумаге. Профессор случайно прочел и невозмутимо приписал внизу красной ручкой: «Правильная организация рабочего пространства существенно повышает КПД производительного труда». Крыть было нечем.

Понятие разумной организации рабочего пространства известно каждому еще со школьных лет: свет должен падать слева, письменные принадлежности должны находиться перед глазами, книги лучше поместить в правый верхний угол стола, а тетради — в левый и т. д. Не хуже, чем в школе, универсальные правила действуют на безбрежных корпоративных просторах, и с каждым годом идея оптимизации рабочего пространства с целью формирования благоприятного микроклимата в офисе находит все больший отклик в сердцах среднего класса.

Шуметь воспрещается

Удобное рабочее место позволяет добиться от сотрудника большей эффективности, а значит, и повысить средние экономические показатели в целом по корпорации. Экономический профит очевиден настолько, что его можно даже измерить. Светлана Верховская, руководитель компании «Кафедра», специализирующейся на создании офисных интерьеров, говорит: «Организация рабочего пространства с учетом требований эргономики позволяет повысить производительность труда сотрудников компании на 30%. Эта сухая статистика подтверждена нашим многолетним опытом и отзывами наших клиентов. В правильно оборудованном офисе снижается утомляемость сотрудников, а значит, работодатель будет оплачивать меньше больничных.

Офис должен быть еще и красивым, это повышает эмоциональный настрой, который не измеришь деньгами».

Начать восхождение к этой светлой цели лучше всего с самых элементарных вещей. Исполнительный директор компании Begin Group Марианна Сливницкая считает, что «на работоспособность сотрудников прежде всего влияет уровень шума, который определяется расстановкой столов и распределением рабочих мест.

Эффективность работы, требующей внимания и сосредоточенности, существенно снизится, если рядом с сотрудниками, выполняющими такую работу, разместить, к примеру, call-центр».

Даешь микроклимат!

Страдает не только эффективность, страдает и микроклимат в офисе. Дезориентированные, усталые сотрудники более раздражительны, они делают частые перерывы на кофе, растворяя в кипятке безграничное количество сахара: кофе снимает усталость, а лактоза помогает работе мозга.

Но ни то ни другое не может устранить первопричины — бездарной организации рабочего пространства. В результате взвинченные кофеином трудоголики бросаются друг на друга. А ведь, по словам Марианны Сливницкой, «микроклимат в офисе зависит в первую очередь от того, насколько бесконфликтны отношения между сотрудниками, и непродуманная система их размещения может значительно микроклимат испортить». С ней согласен Роман Блинов, менеджер дирекции по управлению персоналом ООО «Росэкспертиза» MRI: «Влияние организации пространства на отношения в коллективе находится на первом месте. Сейчас чаще используют просторные общие залы. Если работает команда, людей не должны разделять никакие перегородки».

«Открытый тип офиса,— утверждает и Марианна Сливницкая,— имеет множество преимуществ. Это помогает сотрудникам чувствовать себя частью единой команды».

С цветами осторожно

Корпоративная культура, как и демократия, постоянно наступает себе на хвост, поэтому важно найти точку равновесия между единством и индивидуальностью. И если большое офисное пространство, переоборудованное из производственного цеха бывшей ткацкой фабрики, будет напоминать все ту же ткацкую фабрику, где вместо станков стоят компьютеры, то сон распоследнего офис-менеджера сделается беспокойным и тревожным: ему будет сниться этот же зал, превращенный в лофт, где он, бывший офис-менеджер, а ныне владелец компании, живет совсем один. Классовая ненависть неизбежна: офис-менеджер в душепревратится в луддита. Поэтому даже самое типовое пространство должно дышать уютом и неповторимостью. «Сегодня востребован дизайн, находящийся на стыке эксклюзивного и инкубаторского,— говорит Светлана Верховская.— Дизайнер в работе над проектом использует те находки и идеи, которые популярны в настоящее время, но не копирует их слепо». «Офис должен говорить об уважении компании к своим сотрудникам,— уверен Роман Блинов.— Необязательно делать все из золота, в офисе должно быть приятно и удобно. Нужны кулеры с водой, сушилки в туалете, зона, где можно попить чаю, организованная курилка и т. д.». В числе факторов, положительно влияющих на микроклимат, Светлана Верховская отмечает также «условия освещенности всего офиса и каждого рабочего места, правильный расчет системы вентиляции и кондиционирования, общее стилистическое и цветовое решение, современную офисную мебель, наличие дополнительных, но необходимых для работы мелочей — встроенных шкафов, гардеробов, мини-кухонь, мягкой мебели».

И хотя, по наблюдениям Романа Блинова, «крупные компании стремятся сейчас при решении офисного пространства, подчеркнуть свою индивидуальность, привнося, к примеру, такой элемент, как корпоративные цветы», слишком сильное увлечение индивидуальностью может навредить. Мелочей должно быть ровно столько, сколько нужно. Директор одной компании увлекался искусственными цветами, и толщина букетов росла пропорционально квартальной прибыли. К счастью, компания развивалась успешно, и поэтому в какой-то момент директор оказался в кабинете за столом, по обе стороны от которого стояли две вазы с букетами настолько гигантскими, что если бы цветы были настоящими, директор задохнулся бы от их запаха. Однажды его партнер, зашедший случайно, пошутил: «Что это за венки?» Директор смутился.

Фасад и кулуар

Тут мы вплотную подходим к вопросу о том, для кого, собственно, существует приятный глазу и удобный в работе офис уважающей себя и клиентов компании. Если удобные рабочие места нужны для бесперебойной работы по достижению все более высоких показателей, то сдержанно-парадный вид адресован клиентам: смотрите, мол, и не забывайте, куда пришли, мы тут не просто так сидим. «Нет никакого смысла делать офис дорогим и роскошным, если туда не приходят клиенты такого типа,— полагает Марианна Сливницкая.— Так, например, книготорговой фирме, офис которой посещают в основном торговые представители и курьеры, бессмысленно обставлять свой офис элитной мебелью. И напротив, офис крупной фармацевтической фирмы должен источать не только свет милосердия, но и сияние благополучия». «Встречают по одежке,— утверждает Роман Блинов.— Офис должен говорить о благосостоянии компании и ее основательности». Светлана Верховская конкретизирует: «Офис должен говорить о сфере бизнеса, в которой работает компания. Ведь не могут быть похожи офисы рекламного агентства и банка. Еще важно подчеркнуть вкус владельцев компании и дать клиенту понять, на какой сервис он может здесь рассчитывать».

Вместе с тем нельзя путать и пытаться совместить имидж собственно с работой: согласитесь, менеджер по поставкам, снабженный телефоном в стиле 1900-х, с навесной угольной мембраной и рычажками, будет выглядеть очень стильно, но только первое время: разъяренные сорванными сроками клиенты быстро сотрут лоск с его лица. «Ставки арендной платы на офисные помещения в Москве достаточно высоки.

Поэтому надо оптимально использовать все пространство офиса,— говорит Светлана Верховская.— Лучше всего поделить офис на две зоны — frontофис и back-офис. Front-офис (рецепция, переговорные, кабинеты руководителей) подчеркивает статус и говорит об уровне компании. При оборудовании back-офиса в первую очередь обращают внимание на удобство работы».

При всем разнообразии возможных решений концепция должна быть единой. Индекс Доу-Джонса, РТС, макроэкономические показатели, перемены на рынке и даже в моде не должны побуждать к тому, чтобы немедленно сменить обстановку офиса в стремлении создать какое-нибудь «новое настроение». Это удел профессорских жен.

Начать дискуссию