Белый дом делает первые шаги к отмене эмбарго на экспорт сырой нефти (сначала легких сортов) из США, и это станет первым подобным шагом за последние сорок лет. США планируют довести экспорт до 3 млн баррелей в день – почти столько Россия сейчас экспортирует в Европу. Как это повлияет на нефтяной рынок в целом и смогут ли США потеснить российские поставки в Европу, разбиралась газета ВЗГЛЯД.
Администрация Барака Обамы ослабляет запрет на экспорт из США сырой нефти, действовавший на протяжении последних 40 лет, сообщает газета Wall Street Journal.
«Не привлекая особого внимания, министерство торговли США разрешило двум компаниям экспортировать сверхлегкую нефть»
Не привлекая особого внимания, министерство торговли США разрешило двум энергетическим компаниям из штата Техас экспортировать так называемую сверхлегкую нефть, запасы которой в США в последнее время возросли на фоне активной разработки сланцевых месторождений, указывает издание. Сверхлегкая нефть, известная также как конденсат, добывается на сланцевых месторождениях.
Как и зачем обошли закон
Запрет на экспорт сырой нефти был введен в США еще в 1973 году в ответ на установление арабскими странами эмбарго на поставки нефти в западные страны, которые оказали поддержку Израилю в конфликте с Сирией и Египтом. Сейчас США экспортируют нефть исключительно в Канаду и Мексику по специальным лицензиям и в небольших объемах.
Однако для сверхлегкой нефти нашли лазейку в законе. Дело в том, что экспортировать из США нефтепродукты, например, бензин или дизтопливо, разрешается. Поэтому администрация Обамы ввела новые правила, по которым сверхлегкая нефть после минимальной переработки будет попадать в категорию «нефтепродукты», и, таким образом, ее разрешено экспортировать.
То есть формально никакого изменения политики не произошло – экспорт сырой нефти за пределы США по-прежнему под запретом. Однако фактически Pioneer Natural Resources и Enterprise Product Partners будут поставлять на международный рынок сырую нефть под видом нефтепродуктов.
Дело в том, что заводы по переработке сверхлегкой нефти, которые американские компании строят в США, зачастую технически нельзя назвать НПЗ, так как их возможности по переработке сырья значительно ограничены. Они не могут выпустить готовое дизтопливо или бензин, а делают лишь «полуфабрикат». Это и есть та самая минимальная обработка, которая дальше требует нормальной переработки нефти уже в топливо, например, на мощных НПЗ Европы, Латинской Америки или Азии.
Стоит отметить, почему Белый дом придумывает такие обходные маневры, а не просто снимет запрет на экспорт нефти, взяв под контроль его объемы. Здесь замешана политика.
Эмбарго помогает держать цены на нефть внутри США низкими. Снятие его автоматически приведет к удорожанию топлива внутри страны. А в ноябре пройдут выборы в Конгресс США. Поэтому Конгресс не примет закон об отмене запрета на нефть как минимум до выборов, поскольку ни один законодатель не хочет быть обвиненным в шаге, который может повысить цены на нефть в стране, объясняет Reuters.
Между тем американские нефтяные компании, такие как ExxonMobil, Chevron и ConocoPhillips, уже давно добиваются снятия запрета на экспорт нефти, так как это должно значительно поднять их доходы. Некоторые сенаторы лоббируют их интересы. С другой стороны им противостоят нефтеперерабатывающие компании. Они против снятия запрета на экспорт сырья, потому что это позволяет им дешево покупать нефть на американском рынке.
Ждут больших объемов
Поставки на экспорт легкой нефти могут начаться, по данным WSJ, уже августе этого года. Сначала они будут небольшими. Но со следующего года США будут способны экспортировать около 700 тыс. баррелей нефти в сутки, посчитал вашингтонский Брукингский институт. Это вполне реально, если верить мартовским заявлениям гендиректора Pioneer Natural Resources Скотта Шеффилда, который говорил о добыче порядка 800 тыс. баррелей конденсата (сверхлегкой нефти).
Но главное, что постепенно экспортные поставки сверхлегкой нефти из США планируется довести до целых 3 млн баррелей в сутки, передает WSJ. «3 млн баррелей нефти в сутки – это уже большой объем. Это примерно объем нынешней добычи нефти в Ираке. В мире потребление нефти составляет порядка 90 млн баррелей в сутки», – отмечает директор Small Letters Виталий Крюков.
Если США станут выбрасывать на мировой рынок 3 млн баррелей в сутки (это 420 тыс. тонн в нефтяном эквиваленте), то годовые объемы поставок составят 153,3 млн тонн. Это сопоставимо с годовым объемом поставок сырой нефти из России в Европу. По итогам 2013 года Россия экспортировала на европейский рынок немногим больше – 164 млн тонн сырой нефти.
Теоретически США не составит никакого труда танкерами по морю направить свою нефть в Европу, чтобы вытеснить оттуда Россию. А в свете нынешнего геополитического обострения отношений Северная Америка могла бы использовать это как давление на Россию, заставив Европу ввести, к примеру, запрет на покупку российской нефти в виде санкций, пообещав нивелировать ее собственным топливом. И все это США подали бы под соусом наказания России, которая якобы захватила Крым и пытается захватить Юго-Восток Украины, не обращая никакого внимания на народные референдумы жителей этих регионов.
Международное энергетическое агентство прогнозирует, что США в 2015 году обгонят по объемам производства сырой нефти и Россию, и Саудовскую Аравию благодаря сланцевой революции. «Добыча нефти в США продолжает расти высокими темпами, появляется избыток легкой нефти, поэтому рано или поздно им все равно придется продавать ее на экспорт. Внутри страны такие объемы освоить не получится. И рынок ожидал, что США будут постепенно снимать ограничения на экспорт сырой нефти», – говорит газете ВЗГЛЯД директор Small Letters Виталий Крюков.
«Создавая кому-то проблемы, США могут создать проблемы и себе. Поэтому в целом рынок нефти сейчас не столь уязвим»
В Техасе и Луизиане уже наблюдается перенасыщение легкой нефтью, которую трудно там перерабатывать, потому что переработчики инвестировали миллиарды долларов в заводы по переработке более тяжелого топлива из Мексики и Венесуэлы, отмечает Reuters. В последние годы США уже пришлось в два-три раза увеличить поставки нефти в Канаду – до 200–250 тыс. баррелей в сутки.
К счастью, быстро увеличить экспорт нефти у США вряд ли получится. В отличие от поставок газа из США в Европу, где имеется целый ряд серьезных препятствий, поставить танкерами по морю легкую нефть по этому маршруту проще, признает глава аналитического департамента Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник. «Но от заявки до реального сценария еще очень далеко», – уверен он. По его мнению, вряд ли американская нефть скоро появится в Европе, тем более в таком большом количестве, как ожидается.
«Лишние» 3 млн баррелей в день легкой нефти, которые можно будет продать на экспорт, в США могут появиться много позже 20-х годов 21 века. По подсчетам западных экспертов к 2020 году в Северной Америке не будет хватать перерабатывающих мощностей только для 1 млн баррелей добытой нефти в сутки. По данным консалтинговой фирмы Turner, Mason&Co, к 2020 году объем добычи легкой нефти в США может достичь 9 млн баррелей в сутки (по сравнению с 4,6 млн баррелей в сутки в 2011 году). Тогда как мощности НПЗ, рассчитанных на такую нефть, увеличатся незначительно, с нынешних 7,7 до 8 млн баррелей в сутки.
Ценовой баланс
Еще одна причина, по которой США не будут вбрасывать на рынок большое количество сырой нефти, – это угроза обвала цен на нефть. Северная Америка вряд ли захочет их сбивать. «В идеале, конечно, США нужна дешевая нефть, чтобы ослабить Россию, ослабить наш бюджет», – говорит Александр Пасечник.
«Но с другой стороны, дешевая нефть неинтересна США. Так как это приведет к тому, что многие проекты по добыче сланцевой нефти в США станут нерентабельными. Плюс дешевая нефть усилит позиции прямых конкурентов США – того же Китая и Евросоюза, подстегнет экономику индустриальных стран к развитию», – добавляет собеседник газеты ВЗГЛЯД.
Более высокие цены на нефть им тоже не нужны, так как политика Обамы основана на дешевых энергоресурсах внутри страны.
«Создавая кому-то проблемы, США могут создать проблемы и себе. Поэтому в целом рынок нефти сейчас не столь уязвим. Нынешние ценники удовлетворяют производителей: 105–107 долларов за баррель – нормальные ценовые рубежи», – указывает Пасечник.
Впрочем, из-за нестабильности в Ливии и Ираке могут потребоваться дополнительные объемы сырой нефти на рынке. Если Ирак остановит поставки 3 млн баррелей в сутки, то его место на мировом рынке с радостью бы заняли США. Поэтому обострение событий в Ираке – в интересах Америки.
А если у нее не найдется сразу так много нефти на экспорт, то есть еще Саудовская Аравия, которая в последние годы четко следит за сохранением баланса на мировом рынке, чтобы цены на нефть оставались стабильными. Также за ситуацией следит ОПЕК.
«Если Саудовская Аравия видит, что на мировом рынке есть избыток предложения нефти, она старается оперативно уменьшить свое предложение нефти, чтобы избежать падения цен», – говорит Виталий Крюков. Лучше продавать меньше по более высокой цене, чем больше, но по более низкой цене. Ведь нефти, в отличие от газа, на Земле меньше.
Россия прикрывает тылы
Таким образом, в ближайшее время США не могут «дотянуться» до России с помощью своей нефти и вытеснить ее с европейского рынка (по газу та же ситуация, о чем ранее писала газета ВЗГЛЯД). «Однако надо понимать, что постепенно они будут играть все большую роль на мировом рынке нефти. Поэтому России стоит внимательно следить за ситуацией и готовить предупреждающие меры», – считает Пасечник.
США затеяли шахматную игру с продуманными надолго вперед шагами. К тому времени, когда США смогут реально предложить мировому нефтяному сообществу серьезный объем нефти на экспорт, тыл у России должен быть уже прикрыт.
Москва на самом деле уже начала совершать предупредительные шаги. Еще в прошлом году произошло снижение поставок российской нефти в Европу. Это объясняется двумя причинами. Во-первых, Россия начала диверсифицировать поставки нефти, перенаправив ее с западного на восточное направление. К примеру, Роснефть договорилась с китайской CNPC о поставках нефти объемом 365 млн тонн на 270 млрд долларов сроком до 25 лет. Во-вторых, российские НПЗ стали больше перерабатывать сырой нефти у себя.
Об этом ярко свидетельствует статистика. В прошлом году экспорт российской нефти в страны дальнего зарубежья в целом сократился на 2,2% и составил 207 млн тонн по сравнению с 211 млн тонн в 2012 году. Причем объемы поставок в Европу снизились значительней – на 6%, до 164 млн тонн, посчитал аналитик «Инвесткафе» Георгий Бирг. Так, Роснефть уменьшила объем экспорта в Европу сырой нефти на 1% – до 72 млн тонн.
В то же время, указывает Бирг, экспорт российской нефти в восточном направлении – через ВСТО и порт Козьмино – наоборот, увеличился почти на 17%, до 43 млн тонн, из которых на Роснефть пришлось порядка 23,7 млн тонн (рост на 10%).
В этом году эта положительная для России тенденция только набирает обороты. По данным Barclays, отгрузка российской нефти марки Urals на июнь в Северо-Западную Европу по Балтийскому морю снизилась на 18,3% по сравнению со средним уровнем в 2013 году. Поставки по Черному морю в средиземноморские европейские страны снизились на 10,7%. Тогда как экспорт российской нефти по нефтепроводу Восточная Сибирь – Тихий океан в Азию в июне увеличится на 7,5% по сравнению со средним уровнем 2013 года.
В Barclays объясняют снижение поставок российской нефти в Европу слабым спросом со стороны европейских НПЗ. Однако этот аргумент звучит слабо на фоне данных о том, что добыча нефти в России почти не выросла. В 2013 году она была равна 10,88 млн баррелей в день, а в 2014 году должна вырасти до 10,97 млн барр. в день (по оценке того же Barclays). Это говорит о том, что увеличение поставок нефти на восточные рынки ведет к снижению экспорта по другим направлениям, в том числе в Европу.
Кроме того, благодаря модернизации НПЗ Россия смогла увеличить экспорт нефтепродуктов в Европу (продукцию с добавленной стоимостью поставлять выгодней, чем просто сырую нефть). Вот это на самом деле и ухудшает положение европейских НПЗ, нефтепереработка которых с 2008 по 2013 год упала на 8% и привела к увольнениям сотрудников.
К примеру, Россия стала производить дизельное топливо более высокого качества (ULSD), которое традиционно используют в Европе для заправки автомобилей. В итоге в 2013 году Россия стала основным экспортером такого дизтоплива в Европе. По данным Energy Aspects, его производство в России в 2013 году выросло вдвое – до 500 млн баррелей в день, а к 2016 году может вырасти до 1,1 млн баррелей в день. Большая часть такого дизтоплива экспортируется.
Начать дискуссию