Экономика России

«Лада» хочет задержаться. АвтоВАЗ ставит цель вернуть российскому автомобильному бренду хотя бы 20% рынка

Еще десять лет назад российский бренд Lada занимал более половины российского легкового авторынка. Однако теперь АвтоВАЗ мечтает вернуть «Ладам» хотя бы пятую часть рынка. Руководители завода надеются, что этим планам помогут осуществиться три новые модели, которые появятся уже в ближайшее время.

Еще десять лет назад российский бренд Lada занимал более половины российского легкового авторынка. Однако теперь АвтоВАЗ мечтает вернуть «Ладам» хотя бы пятую часть рынка. Руководители завода надеются, что этим планам помогут осуществиться три новые модели, которые появятся уже в ближайшее время.

Крупнейший российский производитель легковых автомобилей АвтоВАЗ планирует занять 20% российского автомобильного рынка после запуска в производство трех новых моделей Lada. В первом полугодии 2014 года доля Lada упала уже до 15,7%.

«Мы концентрируемся на бренде Lada, и наша цель – 20% российского рынка. Мне это представляется вполне возможным, но для этого нам нужно запускать новые модели»

«Несмотря на наших партнеров в лице Renault и Nissan, мы концентрируемся на бренде Lada, и наша цель – 20% российского рынка. Мне это представляется вполне возможным, но для этого нам нужно запускать новые модели», – заявил глава АвтоВАЗа Бу Андерссон ИТАР-ТАСС.

В планах АвтоВАЗа в ближайшие два года –запустить три совершенно новые модели. Так, в 2015 году начнется серийное производство и продажи Lada Vesta. Это новый автомобиль класса B, который должен заменить семейство Lada Priora. В начале 2016 года в автосалонах должна появиться Lada X-ray, а следом – Lada X-ray Cross.

Концепт-кар этого автомобиля был представлен в августе 2012 года на Московском автосалоне. Эта платформа создана специально для выхода АвтоВАЗа в сегмент внедорожников, кроссоверов и SUV.

Более того, АвтоВАЗ собирается активней продавать свои модели на экспортных рынках. Помимо стран СНГ, где традиционно продаются Lada, завод рассматривает еще 10 государств, «в которых наш экспорт может быть успешным», рассказал Бу Андерссон. Одной из стран будет, по его словам, Египет. Впрочем, он уверил, что российский рынок будет оставаться в приоритете. «Если вы не можете достичь успеха на собственном рынке, то вы не сможете экспортировать», – подчеркнул он.

Продажи хуже, чем у конкурентов

Однако пока ситуация с продажами автомобилей Lada даже хуже, чем в целом на рынке легковых машин. Так, общие продажи легковых автомобилей и LCV в России в июне 2014 года упали на 17,3%, а у АвтоВАЗа – на 19%. За полугодие снижение всего рынка составило 7,6% – до 1,23 млн единиц, а у АвтоВАЗа – 15%, до 192,8 тыс. автомобилей.

На улучшение продаж во втором полугодии завод и не рассчитывает. АвтоВАЗ прогнозирует падение своих продаж на 10–15% по итогам 2014 года. И это будет серьезным испытанием для компании. Дело в том, что продажи Lada с каждым годом не просто сокращаются, а падают с ускорением: в 2012 году – на 4%, в 2013 году – уже на 12%, а в этом с легкостью могут перешагнуть верхнюю планку ожиданий и упасть более чем на 15%. Ранее Андерссон не исключал, что продажи Lada в России могут упасть на 23% – до 410 тыс. машин по итогам года.

Экспорт заводу тоже помогает не сильно. В прошлом году выручка компании от продажи машин на экспорт еще рослаблагодаря росту продаж на 17,7%, до 78,4 тыс. машин. Однако в этом году АвтоВАЗ сам ждет снижения экспортных продаж сразу на 28%. Главные причины таких ралли – рост продаж в Казахстане в прошлом году и падение в этом.

Несмотря на резкое падение российского авторынка в целом (Андерссон ждет падения на 10–20%) и собственной реализации, глава АвтоВАЗа оптимистично смотрит на финансовое состояние крупнейшего в России производителя автомобилей. АвтоВАЗ, по его словам, в этих сложных условиях все равно планирует выйти на положительные финансовые результаты за счет сокращения издержек и оптимизации работы. «Да, прогнозы сохраняются, и неожиданностей мы не видим. Мы увеличиваем производительность и уменьшаем себестоимость, чтобы идти в рамках плана», – сказал он, говоря об операционных и финансовых показателях завода.

Что будет с Lada

С учетом автомобильных марок, принадлежащих контролирующему тольяттинский автозавод альянсу Renault-Nissan, доля АвтоВАЗа на российском рынке почти вдвое выше. По итогам первой половины 2014 года она составила 30,6%. Но здесь учитываются не только автомобили Lada, но и Renault и Nissan. Сборка иномарок – это второе направление работы АвтоВАЗа. Пока его руководство не оставляет надежду, что производство собственных машин Lada не канет в Лету и будет идти параллельно сборке иномарок.

Иностранные акционеры, недавно получившие контроль над АвтоВАЗом, активно начинают использовать мощности тольяттинского автогиганта под свои модели. В понедельник с конвейера АвтоВАЗа как раз сошли первые машины возрожденного Nissan японского бренда Datsun. Серийный четырехдверный пятиместный седан on-DO от Nissan будет стоить от 329 тыс. рублей в базовой комплектации. Цена на Lada Granta начинается практически с такой же цифры – от 314 тыс. рублей. Ценовая конкуренция налицо.

А вот если говорить о доли Lada, то она с каждым годом неуклонно падает, причем уже очень давно. Еще десять лет назад доля автомобилей Lada на российском рынке составляла более 50%, но уже в кризис 2008 года потеряла четверть своего рынка. Правда, в 2009 и 2010 годах был отмечен небольшой рост доли Lada, но он был вызван искусственно. Это было обусловлено кризисом и программами господдержки – утилизации и автокредитования, которые подстегнули спрос в большей степени именно на бюджетные модели АвтоВАЗа, указывает ведущий аналитик «Автостата» Азат Тимерханов.

А после завершения стимулирующих программ тенденция потери рынка брендом Lada продолжилась, причем еще более активно. Согласно статистике Ассоциации европейского бизнеса (AEB), в 2011 году доля Lada на российском легковом рынке составляла 21,8%, в 2012 году Lada занимала уже лишь 18,3%, в 2013 году – 16,4%, а по итогам первого полугодия 2014 года – всего 15,6%.

И тогда, и сейчас рецепт для изменения ситуации был один – продавать больше автомобилей. Пять лет назад такие советы АвтоВАЗу давали эксперты, напоминая ему, что доля завода может восстановиться, если он обновит модельный ряд. Теперь такие задачи ставит перед собой сам глава АвтоВАЗа, который надеется, что три новые модели, которые должны появиться в ближайшие два года, помогут заводу вернуть утраченные позиции.

Раньше эксперты прогнозировали, что доля импортных автомобилей на российском рынке сможет превысить 50% только после 2020 года, но, как видно, иномарки завоевали российский рынок намного быстрее. Единственное, что может успокаивать –большинство иномарок все-таки собирается на территории России. Но это победа скорее российского правительства, которое своевременно с помощью соглашения о промсборке заставило мировых автостроителей приходить в Россию и локализовывать здесь производство иномарок. Это не победа бренда Lada.

Позиции Lada с каждым годом слабеют. Причина проста – на рынок стало выходить все больше иномарок, особенно бюджетного ряда, говорит Тимерханов. «По цене эти модели уже могли конкурировать с вазовскими автомобилями. АвтоВАЗ же был занят сменой модельного ряда, причем этот процесс еще не закончился», – объясняет эксперт.

Кроме того, запуск новых автомобилей пошел не так активно, как планировалось, что также в числе причин снижения доли АвтоВАЗа на рынке, считают эксперты ГК «АвтоСпецЦентр». «До потребителя не были донесены все преимущества новых автомобилей, а продукт АвтоВАЗа претерпел значительные модернизации и изменения, но потенциальный потребитель не всегда знал о них. Обновление модельного ряда всегда является драйвером продаж, но при соответствующей PR-поддержке», – считают эксперты дилерской компании.

Новые модели Lada от АвтоВАЗа, которые в последнее время стали сходить с конвейера, не помогли не только развернуть тренд в обратную сторону, но даже остановить падение рыночной доли. Напомним, что на рынок были выведены две новые модели – Lada Granta и Lada Largus. Поэтому вывод новых трех моделей на рынок также может и не привести к ожидаемому усилению бренда Lada в России. Достичь этой цели будет сложно еще и из-за общей макроэкономической ситуации: экономика России замедляется.

Начать дискуссию

QIWI станет страусом

QIWI объявляет о проведении ежегодного общего собрания акционеров в 2024 году

ВТБ отчитался об успехах и сложностях импортозамещения иностранного ПО

Выбрали главное из интервью, которое Вадим Кулик дал «Ведомостям»

Упрощенцам, даже свободным от уплаты НДС в 2025 году, придется формировать счета-фактуры. «Ночной бухгалтер» № 1725

Появляется все больше сопутствующих поправкам по налоговой реформе 2025 проблем. Упрощенцев с доходами до 60 млн рублей освободили от НДС автоматически, но при этом не убрали обязанность выставлять счета-фактуры. Бухгалтеры уже всерьез начинают называть УСН усложненной системе налогообложения.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Бесплатно с Отчетность

Ответственность бухгалтера после увольнения

Ответственность главного бухгалтера за неправильное ведение бухгалтерского учета не оканчивается вместе с расторжением трудового договора. В зависимости от тяжести нарушений и причиненного работодателю ущерба, уволенный главбух может ответить и рублем и ограничением свободы.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1
Бухгалтерский учет

Бухучет для начинающих: рассказываем о дебетах, кредитах и первичке простым языком

Как устроена профессия бухгалтера, с какими задачами он работает и что означают все эти странные сокращения (НДС, ПСН, ЕНС и др.) — разбираемся в основах бухгалтерии.

Иллюстрация: Вера Ревина /Клерк.ру

Блогер Ивлеева должна налоговой больше 20 млн рублей

Сумма долга Анастасии Ивлеевой выросла до 20,9 млн рублей. Блогер не может выплатить задолженность уже три месяца.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Бесплатно с НДФЛ

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица

С 2025 года вводят новую прогрессивную шкалу НДФЛ.

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица
Кадры

👍 Теперь в бизнес-аккаунте на «Клерке» можно продвигать свои вакансии

Продуктовая команда «Клерка» запустила новый функционал бизнес-аккаунтов: работодатели могут бесплатно размещать вакансии и, по желанию, платно их продвигать.

Верховный суд: валютный долг не должен индексироваться за просрочку

ВС РФ вынес решение, что валютный долг, в отличие от рублевой задолженности, нельзя проиндексировать за длительную просрочку.

Счета-фактуры

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур. Прогноз налогового инженера

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

На сотрудников из стран ЕАЭС тоже надо подавать уведомление в миграционную службу

При приеме на работу иностранцев из стран ЕАЭС надо уведомлять Управление по вопросам миграции МВД о заключении с ними трудовых или гражданско-правовых договоров.

Минэкономразвития отмечает уверенный рост организаций в «русских офшорах»

Сейчас в специальных административных районах зарегистрировано 428 международных холдинговых компаний. Резиденты САР могут пользоваться налоговыми льготами, а также применять корпоративное право той страны, из которой организация решила переехать в РФ.

Законопроекты

РСПП поддержал законопроект о платформенной занятости в РФ

Президент РСПП Александр Шохин концептуально поддержал законопроект «О платформенной занятости в Российской Федерации».

Прогрессивная шкала налогов всё же будет введена

Информация о том, что рассматривается законопроект о введении прогрессивной налоговой шкалы, согласно которой ставка будет зависеть от размеров дохода, уже какое-то время будоражит общественность. К сожалению, такое нововведение с большой вероятностью будет реализовано.

В базе «Клерка» уже больше 1 000 актуальных резюме!

Больше тысячи бухгалтеров, кадровиков, юристов, руководителей, финансистов и специалистов по 1С ищут работодателей с сервисом Клерк.Работа.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: с второклассницы хотят взыскать 700 тысяч рублей, мошенники обманывают пользователей Ozon, а у Xiaomi сбой в работе умных устройств

Подготовили обзор главных событий дня — 16 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Интернет и IT

Минцифры ужесточит правила оплаты мобильной связи

У абонентов при пополнении баланса наличными будут требовать паспорт.

Кадры

👷 Каждый третий наниматель сталкивается с неквалифицированными кандидатами. Почему, объясняет организатор опроса

Главной сложностью при подборе персонала опрошенные называют недостаточную компетенцию кандидатов на открытую вакансию — об этом говорят 54% респондентов.

Банки

Китайские партнеры перестали получать платежи через «ВТБ Шанхай»

Импортеры не могут отправить деньги китайским поставщикам через шанхайский филиал ВТБ.

Интересные материалы

Банки

ЦБ будет оперативно рассматривать сообщения об ошибочном включении в реестр мошенников

Те, кто по ошибке попал в список Центробанка, смогут оспорить это решение и разблокировать возможность проводить денежные переводы.